double arrow

Права человека. С точки зрения соблюдения прав человека и гражданских свобод, \согласительные системы занимают лидирующую позицию

С точки зрения соблюдения прав человека и гражданских свобод, \согласительные системы занимают лидирующую позицию. Как.сформулировал Чарльз Хумана, под человеческими правами под-разумевается несколько позитивных и негативных свобод:

1) свобода передвижения, мирных собраний, получения ин- <формации, распространения идей, публикации независимых га-зет и книг, голосования на многопартийных выборах, созданияненасильственных политических оппозиций, участия в незави- *симых профсоюзах и исповедания любой религии;

2) законное право получать бесплатную юридическую по- «мощь, быть судимым открытым гражданским судом и иметь до-ступ к независимым судам;

- 258

3) свобода от рабства, государственного принуждения, смерт-ной казни, необоснованного задержания, правительственнойцензуры, принудительного.членства в государственных органи^зациях или партиях, принудительного вероисповедания или на-вязывания государственной идеологии в школах, незаконногополицейского обыска и захвата собственности, вмешательствагосударства в частные дела граждан;

4) равенство мужчин и женщин, а также различных этниче-ских и религиозных групп.

За время, прошедшее со времен второй мировой войны, наи-большую приверженность этим правам человека проявили плю-ралистические демократии в Западной Европе, Северной Амерн1-ке, Австралии, Новой Зеландии, Японии и в Коста-Рике. В нихсложились культурные ценности, социальное структурированиеи типы индивидуального поведения, способствующие установле-нию свободы выбора, легитимности групповых конфликтов, и со-гласованию конфликтующих интересов. Плюралистические де-мократии обеспечивают больше, чем другие системы, свободуинформации, равенства возможностей, участия в политике, со-блюдения правовых процедур, а также свободу от пыток, жесто-ких наказаний, незаконных арестов и политических задержаний,лишения жизни. В отличие от них и элитистские мобилизацион-ные, и бюрократические авторитарные системы подчеркиваютприоритет государства над индивидуальной свободой; Народные(племенные) системы принижают значение индивидуального не-согласия и утверждают безоговорочное подчинение заложеннымв коллективизме единым сакральным ценностям. Для них соци-альный групповой плюрализм и индивидуальная Политическаясвобода означают эгоизм, уход от общества и угрозу существую-щей системе выживания27.

Экономический роет

Связь между экономическим ростом и типом политической си-стемы менее очевидна, чем связь системы с политической сво-бодой. Народные (племенные) системы сохраняли низкий уро-вень развития технологий, что препятствовало получению при-бавочного продукта. Не имея ни желания, ни средств к обеспе-чению быстрого экономического роста, правители заботилисьоб удовлетворении насущных потребностей. Влияние согласи-тельных систем на экономический рост является различным вразные периоды и в разных географических местностях. Напри-мер, с 1870 по 1913 г. такие конкурентные олигархии, как Кана-

да и Соединенные Штаты, достигали более быстрого прироста!валового национального продукта на душу населения, чем бір* \ рократические авторитарные государства Германия, Япония^.]Австрия. Хотя между 1950 и 1973 гг.. в западноевропейских плю-ралистических демократиях были высокие темпы роста, во вто-рой половине 70-х годов они начали снижаться. За послевоен-ный период Япония продемонстрировала более высокие темпы.роста, чем любая другая согласительная система. С 1960 по 197?г. наивысшими достижениями в этой области отличались бю> чрократические авторитарные государства с уровнем доходов вьь.ше среднего, в частности государства Юго-Восточной АзиЯ^Быстрее всех развивали производство Тайвань, Южная Корея If,.Сингапур новые индустриальные страны с относительно вь$,,сокой политической стабильностью; они занимались экспорттом промышленных товаров. Гораздо хуже обстояли дела сщА стимулированием экономического производства в другихрократических авторитарных режимах, особенно в политическинестабильных африканских странах, расположенных южнее <хары. Их экспорт состоял главным образом из продуктов тгщния и сырья. Мобилизационные системы, придерживавшиесгосударственно-социалистической политики, легче добивалквысоких темпов роста на начальной стадии индустриализаци»чем на последующих ее этапах, Советский Союз в 30-е годы, Вссточная Европа в послевоенный период (1950*-1975), Китай ц50-е годы и Северная Корея с 1950 по начало 70-х годов ©тл*лись высокими темпами индустриализации. Однако после 197$г. в экономике восточноевропейских бюрократическое автсритарных режимов начался спад; исключение составлял лиіКитай. В частности, в начале 80-х годов национальные доходьбывших государственно-социалистических экономических си*;стем выросли крайне мало28.

Какая государственная политика объясняет данные темпы рсста в условиях различных политических систем? Мы полагаем^что, если правительственные программы стимулируют спрос н& товары на внутреннем либо внешнем рынке и если политика cno^jсобствует увеличению производственных ресурсов земли, тру-1да, капитала, темпы роста будут повышаться. Они зависят отіспособности государственных предприятий и предприятий част*|ного бизйеса продавать свои товары внутри страны или за ее пре-делами. Производительность связана с ростом выработки на каж-дый фактор производства, в частности на капитал и труд. Произ-Йводительность капитала повышается тогда, когда правительство,вводит технические инновации, увеличивает вложения на его ин-

вестирование (заводы, машины, оборудование) и расходует боль-ше средств на исследования, развитие и технические знания.Производительность повышается благодаря проведению курсана снижение безработицы, более полное использование потен-циала заводов, обеспечение безопасности и дисциплины труда, атакже усвоение передовых технологий. При сохранении низкихзатрат на рабочую силу на единицу продукции почасовая произ-водительность труда растет быстрее, чем соответствующая при-бавка к зарплате; отсюда ускорение экономического роста. Ростпроизводительности труда в сельском хозяйстве увеличивает объ-ем производства продуктов питания, высвобождая трудовые ре-сурсы для дальнейшего обучения и соединения их с капиталом29.Япония достигла высоких темпов роста потому, что государст-венная политика стимулировала повышение производительно-сти в сельском хозяйстве, капиталовложения и низкие затратырабочей силы на единицу произведенной продукции, а также вы-сокое активное сальдо торгового баланса. Непосредственно по-сле второй мировой войны объединенные союзнические властизаставили правительство Японии принять меры по перераспреде-лению земли. С помощью субсидий на выращивание риса мел-ким семейным фермам удалось повысить производительность.труда. Перетекание трудовых ресурсов иасельекохозяйетвеиногоовктора в промышленность подхлестнул экономический рост,поскольку на промышленных предприятиях производительностьтруда и капитала была выше. С 60-х и до середины 80-х годов со*вокупные капиталовложения внутри страны составляли 30-46%ВНП, что являлось наивысшим показателем для'индустриально-го капиталистического мира. Доля правительства ж совокупныхкапиталовложениях составляла порядку 6% ВНП. Высок былуровень как чистых национальных сбережений, так и сбереженийв-расчете на семью. Ориентация На капиталовложения стимули-ровала развитие технически^ инноваций, как, например, компь-ютерной электроники, давшей толчок к быстрому послевоенно-му развитию. В 1973-1990 гг. в Японии затраты на рабочую силуна единицу продукции в Обрабатывающей промышленности бы-,ли ниже, чем в любой другой индустриальной стране мира, за ис-ключением Нидерландов. Высокой производительности трудаспособствовали программы по подготовке квалифицированныхрабочих. Профсоюзы компаний, поддерживавшие дух лояльно-сти сотрудников своему предприятию, помогали сохранению от-носительно низкого уровня зарплат. Благодаря этому сочетаниювысокой почасовой выработки с низким ростом почасовой зарп-латы между 1973 и 1990 гг. Япония обеспечила самый высокий

для индустриальных капиталистических стран реальный прирост ч1 совокупного национального продукта.. ^

Проводимая государственная политика также способствовала /росту спроса на японские товары как внутри страны, так и за ругбежом, Низкий уровень безработицы и эгалитарное распределе-ние доходов говорили о том, что потребительский, спрос внутри,страны оставался высоким. С помощью министерства финансов.'.;и министерства внешней торговли и промышленности экономи-,'сты и частные промышленники согласовывали свою деятель-:*'ность. Предоставляемые государственными банками налоговые ь:'льготы, гранты и низкопроцентные кредиты способствовали '_>•;■продаже на мировом рынке стали, автомобилей, электронного\,

оборудования, роботов, компьютеров и полупроводников. В і19501971 гг. обесценивание иены благоприятно сказалось на *•экспорте. На протяжении 80-х годов высокое качество и конку- ірентные цены японских товаров обеспечивали рост.их экспорт- §ных продаж. В результате получаемая от торговли прибыль шла % на финансирование экономического роста30.'*

. Востачноазиатские страны Тайвань, Южная Корея и Син-vгапур, подобно Японии и в отличие от латиноамериканских^стран, достигли высоких темпов роста, так как правительства бо-,='лее эффективно проводили политику, направленную на увеличен,;ние ресурсов и ассортимента производимых на экспорт промыш- уленных товаров. В Южной Корее и на Тайване послевоенныйправительства поддерживали проекты развития сельских местно- \ стей, такие, как ирригация и электрификация', которые повыша*!ли производительность сельского хозяйства. Благодаря дешевым ■,кредитам фермеры имели возможность приобретать сельскохо- \ зяйственные машины и.удобрения, что увеличивало объемы про-..:изводимой аграрной продукции. Осуществленные после второй <-.мировой войны программы перераспределения земли позволилимелким владельцам (семейным фермерам) стать собственникамиземли. Таким образом, было устранено феодальное землевла-дение. В отличие от стран Азии в Латинской Америке не проис-ходило столь масштабного перераспределения земли, и произво- „дительность в сельском хозяйстве оставалась относительно низ-кой. Крупные землевладельцы ориентировались не на производ-ство продуктов питания для внутреннего потребления, а на их.экспорт в развитые капиталистические страны. Однако в 80-е го- "ды цена на экспортируемые продукты питания на мировом рын- \ ке упала. Поэтому восточноазиатские страны, чей экспорт состо- ял главным образом из промышленных товаров, сохранили болеевысокие темпы роста, чем латиноамериканские страны.

Восточноазиатские бюрократические авторитарные системыпроводили политику расширения капиталовложений. В ЮжнойКорее, Сингапуре и на Тайване в 1970 1990 гг. вложения на фор-мирование совокупного постоянного капитала (заводы, маши-ны, оборудование, здания, капитальные ресурсы по ремонту и те-хобслуживанию) составляли в среднем 30% от ВНП. С помощьюгосударственных и частных накоплений внутри страны, а такжересурсов, полученных от ТНК, азиатские страны увеличили соб-ственный физический капитал. Мощные центральные прави-тельства создали сложную инфраструктуру, необходимую дляпромышленного развития: дамбы, гавани, порты, дороги, желез-нодорожную сеть, электростанции, телефонные и телекоммуни-кационные сети. Государство занимало ведущее положение в та-ких ключевых отраслях промышленности, как сталелитейная, су-достроительная, нефтеперегонная и нефтехимическая. Высокийобъем сбережений стад возможным благодаря тому,'что государ-ственные банки развития выплачивали своим вкладчикам высо-кие проценты. В то же время отечественные частные фирмы,производящие товары на экспорт, получали дешевые, кредиты.Если на экспортном рынке Южной Кореи доминировали конг-ломераты, то экспортом тайваньской продукции занималисьмелкие и средние предприятия. Пошлины, квоты, субсидий, ли-цензии и налоговые льготы стимулировали инвестиции в отече-ственную экономику. Законом, Запрещавшим богатым корейцамразмещать капиталы за рубежом, предусматривались суровые на-казания^ вплоть до смертной казни.

Хотя государственные корпорации и частные предприятияполучали жизненно важные ресурсы от Соединенных Штатов,Японии и ТНК, центральные правительства в Южной Корее и наТайване держали под своим контролем передачу капитала, техно-логий, помощи и займов. С 50-х и до середины 60-х годов эти ази-атские государства направляли помощь США на увеличение со-вокупных капиталовложений, а значительная военная помощьдавала им возможность серьезно увеличить внутренние фонды.Лишь немногие из ТНК являлись стопроцентными владельцамисвоих азиатских дочерних предприятий; чаще им приходилосьорганизовывать совместные предприятия с государственным иличастным участием. До 80-х годов Южная Корея и Тайвань полу-чали меньше прямых иностранных инвестиций от ТНК, чемСингапур, которому крупные капиталовложения из Великобри-тании, Соединенных Штатов и Японии позволили построитьнефтеперегонные заводы, верфи, фирмы по производству элект-ронных товаров и отели. В частности, в Южную Корею болыыин-

ство иностранных инвестиций поступало в виде займов от правивтельств, межправительственных финансовых институтов и част* •ных-коммерческих банков; в период между 1959и 1985 гг. они сои-ставляли менее 10% от общего объема иностранного капитала. JJтем не менее заимствование передовых технологий у СШАиосч}*бенно японских ТНК в таких отраслях промышленности, какнефтеперегонная, химическая, машиностроительная и электрон-ная, позволили Южной Корее обеспечить высокие темпы роста.,

В большинстве стран Латинской Америки правительственна^политика не стимулировала высокий уровень капиталовложе*ний. После второй мировой войны совокупные капиталовложе?ния с трудом превзошли уровень 25% ВНП. По сравнению с во<?тточноазиатскими правительствами латиноамериканские госу.*'дарства ввели более высокие процентные ставки, подталкиваю^-,щие к спекуляции, а не к инвестированию в производственную |$>.непроизводственную сферы, Вместо того чтобы вкладывать сваш,сбережения внутри страны, капиталисты переводили их в банки»Соединенных Штатов, Западной Европы и Японии. Вследствиэтого латиноамериканским странамі не хватало финансов для еездания собственного инвестиционного капитала, покупки за ]бежом продукции тяжелой промышленности и выплаты высепроцентов по растущим заграничным долгам. Хотя ТНК СЩрделали в Латинской Америке большие капиталовложения, значивтельная часть прибыли вернулась обратно в,Соединенные Шта-jты, не будучи инвестированной. Результатом стала декалитализция; обновление устаревшего оборудования шло Медленно..,

Правительственная политика сохранения низких затрат на ра-бочую силу на единицу произведенной продукции лежала в осно-ве высоких темпов роста в Восточной Азии. Государственные ре-прессии в отношении профсоюзов обусловили низкий номи-нальный прирост заработной платы, при этом работники прриз-водственной сферы вследствие повышения производительности,труда, относительно низкой инфляции и минимальной безрабо-тицы имели умеренное повышение реальной зарплаты. Рабочаянеделя людей, занятых в обрабатывающих отраслях, предполага-ющих интенсивный характер, труда, была достаточно длинной.Целью образовательной политики была подготовка грамотной,,высококвалифицированной и работоспособной рабочей силы. В.результате три названные азиатские нации получили грамотных,профессионально подготовленных специалистов, чем в странахЛатинской Америки. Инженеры и ученые с университетским об-разованием отличались хорошей управленческой подготовкой.Именно инженеры, а не администраторы взяли на себя заботу о

повышении производительности в обрабатывающих отраслях.Соединение высокой производительности труда с умереннымизарплатами в ориентированной на экспорт обрабатывающейпромышленности обеспечило минимальные затраты На рабочуюсилу на единицу продукции. А это повышало продажи и стимули-ровало рост экономики.

Страны Латинской Америки, в которых бюрократические ав-торитарные системы сменялись согласительными, имели болеевысокие затраты на рабочую силу на единицу продукции. Проф-союзы, несмотря на репрессии, обладали большей силой, чем вАзии. В период правления демократических сил рабочие получа-ли большие номинальные прибавки к зарплате. Но высокая инф-ляция снижала реальные доходы. Политика жесткой экономиибыла направлена на обуздание инфляции, замораживание зарп-лат и урезание расходов на образование и здравоохранение. Про-изводительность труда снизилась; уменьшился платежеспособ-ный спрос. Помимо трудностей, связанных с продажей произве-денных на экспорт товаров на мировом рынке, экономическомуросту мешал и низкий потребительский-спрос внутри страны.

Попытки правительств латиноамериканских стран стимули-ровать совокупный спрос не имели успеха. Высокий уровень без-работицы, гиперинфляция и большое неравенство в доходах енигжали внутреннее потребление. В совокупном объеме экспертаЛатинской Америки продукты питания и сырье составлялибольшую долю, чем в Восточной Азии,, где основной упор делал-ся на промышленные товары.. В 80-е годы падение на мировомрынке цен на продукты питания и сырье породило торговый де-фицит, ставший бедствием для стран Латинской Америки. С ро-стом дефицита росли и долги. Когда затраты на обслуживаниедолга составили 20% поступлений от экспорта (1980-1988), пра-вительства Аргентины, Эквадора, Мексики, Уругвая и Венесуэлыперенаправили ряд средств на инвестирование в промышлен-ность или на повышение зарплат. Получение займов от МВФ иВсемирного банка требовало проведения политики жесткой эко-номии: сокращения зарплат, повышения процентных ставок,сдерживания роста денежной массы и урезания правительствен-ных расходов, особенно в социальной сфере. Эти политическиестратегии вели к снижению платежеспособного спроса. Поэтомус 1980 по 1988 г. в этих пяти латиноамериканских странах наблю-далось снижение среднегодового прироста ВНП в расчете на ду-шу населения.,

В отличие от них правительства Южной Кореи, Тайваня иСингапура осуществляли политику, способствующую возраста-

нию спроса на азиатские товары как внутри страны, так и за ру#бежрм. Низкий уровень безработицы и относительно высокое р$*;венство доходов стимулировали рост потребления в стране, чщ^ ускорило экономический рост. Ориентация на производствупромышленных товаров, значительная часть стоимости которых',состоит из вложенного в них труда, вызвала спрос на азиатскиетовары в ведущих капиталистических странах. В начале 60-х г©1*''дов промышленные предприятияспециализировались на произ-водстве товаров легкой промышленности, таких, как текстиль^,одежда, обувь и бытовая электроника. В последующие два деся*тилетия более важной статьей экспорта стала продукция тяжело^промышленности сталь, станки, корабли, транспортное обо*»рудование, нефтепродукты, химикаты. Производство экспортных товаров обеспечилось с помощью гибких курсов валюты^,субсидий, дешевых.кредитов и налоговых льгот. Контроль наэкспортом еще больше увеличил торговую прибыль. Экономика^;переживала бум31.,,,f.

Правительства социалистических стран Восточной Европу^также добивались высоких темпов роста промышленности в псслевоенный период, но не с помощью экспорта промышленшстоваров, а через отведение приоритетной роли быстрой индустр*ализации самой страны. Поставив во главу угла тяжелую промьленность, капиталовложения, техническое образование масс*централизованное планирование и установление паргайно-rocytfдарственного контроля над поведением граждан, государство направляло ресурсы на послевоенное восстановление социалист»^,ческого хозяйства. С19S0 до 197S г. темпы роста были высокими»особенно в машиностроении, сталелитейной промышленности,производстве строительных материалов, химикатов и электрообо-рудования. Медленнее развивались сельское хозяйство и легкая,промышленность. Однако после 1975 г. темпы роста пошли на/спад. Какие политические факторы вкупе.с производственными;,ресурсами и совокупным спросом обусловили это изменение?

Власти, отвечающие за государственно-социалистическое,планирование в СССР, не слишком охотно выделяли средства наразвитие сельского хозяйства. У российских крестьян не было со-временной техники, транспортных средств и складских помеще-,ний. С конца 70-х по начало 80-х годов низкий уровень сельско- чхозяйственного производства заставил правительство импорти-ровать мясо и зерно из-за рубежа. Увеличивающиеся объемы им-порта и снижение доли экспорта сельскохозяйственной продук-ции в общем торговом обороте привели к падению темпов ростапосле 1975 г.,,

Высокий уровень капитальных вложений определил высокиетемпы роста в Советском Союзе и государствах Восточной Евро-пы. До 1975 г. уровень капиталовложении варьировался в разме-ре от 25 до 35% чистого материального продукта. Однако после1975 г. он несколько сократился. Более важным фактором яви-лось устаревание технологий и оборудования, отсутствие техни-ческих инноваций и сокращение импорта товаров производст-венного назначения с Запада. Затратам на военные и космиче-ские технологии отдавался приоритет по сравнению с такими за-дачами, как развитие транспорта, коммуникаций, условий храненния и транспортировки сельскохозяйственной продукции,.чтопозволило бы увеличить производство продукции сельского хо-зяйства, легкой промышленности, потребительских товаров исоциальных услуг. На темпах роста сказалось также расточитель-ное, неэффективное использование природных ресурсов,1энер-гии й строительных материалов.<

Несмотря на то, что советские политики придавали большоезначение техническому образованию и подготовке квалифициро-ванных рабочих кадров, в конце 70-х годов производительностьтруда начала падать вследствие прогулов, пьянства рабочих и ихнезаинтересованности в наращивании объемов производства. Вчастности, после 1975 г. не было притока новой рабочей силы. Всеменьше оставалось работников, способных к переходу из низко-продуктивного сельского хозяйства в более продуктивный про-мышленный сектор. Централизованная система планирования,при которой информация монополизировалась высшими партий-но-государственными институтами, лишала экономику гибкости,инновационности; руководители государственных предприятийне могли эффективно обработать сложную информацию,. Рост по-часовой оплаты труда превышал соответствующий рост почасо-вой выработки. Вследствие этого затраты на рабочую силу на еди-ницу продукции росли. Темпы роста снижались.

Нацеленная на расширение совокупного спроса государст-венно-социалистическая политика породила высокие темпы ро-ста в период после второй мировой войны, особенно в 50-е годы.Низкий уровень безработицы и относительно эгалитарное рас-пределение зарплат поддерживало на высоком уровне потреби-тельские расходы внутри страны. Государственные предприятияпродавали производимую ими продукцию тяжелой промышлен-ности другим государственным предприятиям.

После 1975 г., с падением совокупного спроса на товары,производимые в государственном секторе экономики, й СССРупали и темпы роста производства. Граждан все меньше уетра-

ивали низкое качество товаров, нехватка продуктов питания и; ;:длинные очереди в магазинах. «Черный рынок» занимался ■обеспечением продуктами, услугами и потребительскими това-эрами. У рабочих не было стимулов к повышению эффективно*сти производства на государственном предприятии. Вместоэтого они с удвоенной энергией производили одежду, кошель-ки и очки от солнца для продажи. Некоторые воровали инстру«-,менты и материалы на государственных заводах для производ-ства товаров, имевших повышенный спрос на «черном рынке». -Поэтому темпы роста в государственном секторе экономики 'снижались. А так как у правительственных чиновников не бы-.ло возможности регулировать «теневой» сектор, объемы нелеч 'гального или полулегального производства не отражались в на+циональных статистических сводках. В конечном счете неспо- '4собность продать промышленные товары на мировом рынке |вместе с падением в начале 80-х годов цен на нефть еще более, сухудшили положение. %

В общем, после 1975 г. распад этих бюрократических автори- Ш тарных режимов препятствовал быстрому развитию социалистаческих экономик Восточной Европы. В 1950-1975 гг. процесс Апроизводства находился под контролем сильного центрального Vправительства и влиятельной коммунистической партии. Руко- іводство Политбюро имело четко очерченные приоритетные це-*ли, осуществление которых сулило количественно измеримые,результаты: быстрый рост промышленности, и послевоенное і восстановление хозяйства. Преданные идее развития социализ- йма и государственного планирования партийные кадры и прави-тельственные бюрократы руководили распределением ресурсов.После 1975 г. политический процесс фрагментировался. Идео-логический энтузиазм по поводу быстрого преобразования об-щества иссяк; партийно-государственные чиновники стреми-лись использовать коллективные ресурсы в личных целях. Руко-водители государственных предприятий, секретари партии наместах, министры центрального правительства и руководителирегионов соперничали между собой за получение макси-мального объема средств (займов, субсидий) от государства. По-гоня за личными привилегиями оттеснила на второй план эко-номический рост и повышение производительности. По мереослабевания способности коммунистической партии осуществ-, лятъ руководство, ресурсы тратились со всей большей расточи-тельностью. В условиях существования этих бюрократическихавторитарных систем неэффективность политически усилива-лась медленным принятием решений. Режиму не хватало новей-

ших технологий. Без присущей согласительным рыночным сис-темам децентрализованной стихийности, без объединяющей ко-ординации, свойственной элитистским мобилизационным сис-темам, производственный процесс сокращался. Темпы ростауиали по сравнению с уровнем 1950-1975 годов.

В Китае, после того как он в конце 70-х годов совершил пе-реход от элитистской мобилизационной к бюрократической ав-торитарной системе, темпы роста возросли. Хотя легкая и тяже-лая промышленности обгоняли сельское хозяйство, но произ-водство продуктов питания возрастало быстрее, чем во временарежима Мао в 50-е70-е годы. Деколлективизация на селе по-зволила крестьянам развивать товарное сельское хозяйство при-менительно к географически широкому рынку. После того каксемейные фермы выполняли государственные задания, онипродавали свою продукцию на рынке по более высоким ценам.В условиях этой стимулирующей системы фермеры получалибольший доход; поэтому объем сельскохозяйственной продук-ции резко возрос» несмотря на то, что они завышали цены и по-купали более передовое оборудование, чем то, которое они по-лучали от государства. Подобно советским чиновникам, китай-ские лидеры считали приоритетной задачей развитие тяжелойпромышленности, строительства, энергетики, транспорта, Од«нако появление в 80-е годы мелких коллективных предприятийрасширило производство продукций легкой промышленности иПотребительских товаров. По сравнению с маоистским режимДэн Сяопина уделял большое внимание приобретению учащи-мися профессий; Нужных для развивающейся экономики. По-сле смерти Мао в 1976 г. система городского образования сталарасширяться. Интеллигенты, технократы и специалисты приоб-рели больший вес. Увеличился приток учащихся в университе-ты; студенты и преподаватели вновь получили право занимать-ся лабораторными Исследованиями и техническими науками,связанными с задачами индустриализирующейся экономики. Вучебных программах 80-х годов специалисты главенствовалинад «красными». Политика, направленная на подготовку высо-коквалифицированных кадров, привела к росту производитель-ности труда и доходов, что вызвало увеличение спроса внутристраны. Экспорт китайского зерна, текстиля и промышленныхтоваров (чугуна, стали, машин, оборудования) в Японию, Юго-Восточную Азию, Соединенные Штаты и Западную Европу сти-мулировал высокие темпы прироста ВНП, достигшие в 80-е го-ды в среднем 9%. Но одновременно с высокими темпами ростаувеличивалась пропасть между богатыми и бедными32.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: