Новая экономическая политика. Основные её направления

Условия времени требовали начинать восстановление с деревни:

1. Здесь проживало крестьянское большинство;

2. Насущные потребности города удовлетворялись именно продуктами сельского хозяйства;

3. Накопления, необходимые для восстановления промышленности и отсутствующие в первое время, можно было получить только от восстановленной деревни.

Таким образом, введение фиксированного продналога и отмена продразвёрстки явились предпосылками самовосстановления.

Переход к продналогу означал, что излишки продукции, оставшиеся у крестьян после его уплаты, могли быть свободно реализованы ими на рынке. Это открывало возможность восстановления и расширения сельскохозяйственных площадей и, соответственно, роста сельскохозяйственного производства.

В условиях нехватки собственных средств для удовлетворения спроса населения на потребительские товары государство пошло на возрождение частного предпринимательства в ограниченных размерах. Была проведена денационализация мелких и средних предприятий в промышленности, которые были переданы ими прежним владельцам или частным лицам и кооперативам в аренду.

Особенно был заметен частный капитал в розничной торговле (его доля в начальный период НЭПа составлял 75 % товарооборота). В народное хозяйство привлекался и иностранный капитал. Временный и контролируемый допуск частного капитала на второстепенные позиции представлял лишь одну сторону НЭПа. Он был отступлением только в этом смысле.

15 марта 1921 г. на Х съезде РКП(б) была принята программа построения социалистической экономики на основе всемерного развития товарно-денежных отношений и возрождения рынка.

Возрождение рынка означало, что принцип свободного товарообмена, на котором теперь стали строиться отношения между городом и деревней, должен стать общим принципом хозяйствования и распространиться на отношения между социалистическими предприятиями. В самой их деятельности должны найти выражение принципы хозрасчёта (ХР) - самоокупаемость и самофинансирование. Отныне предприятия должны были возмещать свои расходы не из госбюджета, а за счёт реализации своей продукции на рынке (самоокупаемость) и осуществлять обновление производства за счёт прибыли (самофинансирование).

Основной единицей в промышленности в годы НЭП стали тресты. Трестирование началось в 1922 г., но ещё в августе 1921 г. было реорганизовано управление промышленностью: число отраслевых управлений ВСНХ было сокращено с 52 до 16, а их функции отраслевого руководства были переданы трестам. За органами ВСНХ было оставлено общее руководство.

Ограждённые от административного вмешательства ВСНХ, тресты стали основным звеном управления промышленности в 1920-е годы. Они должны были стремиться к получению прибыли, не пользуясь ни государственным снабжением, ни финансовой поддержкой со стороны государства. На них легла вся хозяйственная ответственность за принимаемые решения. Однако это был трестовский хозрасчёт, который не доходил не только до рабочего места, но даже до отдельного предприятия, которых было много в составе треста. Фабрики и заводы были как бы цехами одного большого предприятия, каким является трест, и хозрасчётными правами не пользовались. Иными словами, в пределах трестов сохранился принцип "общего котла". В середине 1923 г. действовало уже 478 трестов с числом занятых 805 тыс. Тресты стратегических отраслей (угольной, нефтяной, металлургической, оборонной) были союзного подчинения. Их насчитывалось 72, и они оставались на государственном снабжении, а текстильная, пищевая и др. отрасли уже в 1921 г. были переведены на ХР. Но и тресты, оставленные на государственном снабжении, имели выход на рынок, где могли реализовывать излишки продукции, и приобретать то, чего не поставляло государство.

Ответ 5 (начало): Рыночные отношения пронизывали всю хозяйственную жизнь, и это вызвало развитие конкуренции или состязательности между трестами. Это было в интересах потребителя, т.к. ему представилась возможность выбора товаров, и избавляло от диктата производителя - монополиста. Ответ 5 (конец).

Уже весной 1922 г. освобождённая от опеки главков промышленность столкнулась с проблемой, которой трудно было ожидать в то время общей нехватки товаров - возник кризис сбыта.

В погоне за прибылью промышленные предприятия в 1922 - 1923 гг. стали поднимать цены на свою продукцию без учёта покупательной способности деревенского рынка. Возникло расхождение ("ножницы цен") на промышленные и сельскохозяйственные товары. Кризис сбыта показал, что необходимо регулирование рыночных отношений. Это центральный вопрос социалистического ведения хозяйства.

Почти одновременно с переходом к трестированию (январь 1922 г.) ВСНХ принял решение о синдицировании промышленности. Синдикаты стали хозрасчётными паевыми торгующими организациями трестов, причём добровольными. Их задача состояла в объединении торговых функций участников, в централизации сбыта. Синдикаты, знающие рыночный спрос и призванные обеспечить его удовлетворение, в первую очередь, могли обеспечить и двустороннюю связь производителей с потребителями.

Первым шагом к фактическому планированию стали предварительные заказы синдикатов трестам на их продукцию. Система планирования, начавшаяся складываться, таким образом, не имела ничего общего с будущим директивным планированием (свёрнута в годы 1 пятилетки).

Основу восстановительного процесса в промышленности составил план ГОЭЛРО. План намечал строительство 30 электростанций, из которых 7 работало в 1928 г., 8 строилось. Основные работы по осуществлению энергетической программы плана пришлись на годы 1 пятилетки. Приняв электрификацию за основу восстановления, план ГОЭЛРО не ограничивался ею. В нём были первые намётки отраслевых планов развития промышленности - главным образом топливной, а также чёрной и цветной металлургии. Вместе с тем начались работы по текущему планированию народного хозяйства, которые вёл Госплан, созданный в феврале 1921 г. Госплан занимался изучением положения в народном хозяйстве и составлением докладов по тем или иным проблемам, например, по реконструкции Донбасса. Госплан решал проблемы очерёдности восстановления отраслей промышленности. К разработке единых народнохозяйственных планов он приступил в 1925 г., когда были подготовлены контрольные цифры развития на текущий хозяйственный год. В дальнейшем планы детализируются, расширяется охват ими хозяйства, но силу директив цифры приобрели лишь в 1927/28 гг.

Своеобразным элементом НЭПа, с помощью которого осуществлялись накопления средств в стране, была концессионная политика. Политика была принята в ноябре 1921 г. и была призвана привлечь иностранный капитал в страну при помощи более высокой прибыли (до 15-20 % на вложенный капитал) и возможностью получения ценного сырья. Концессии представляли собой договоры с иностранными компаниями, получившими право строить за свой счёт и эксплуатировать предприятия на территории СССР или разрабатывать естественные богатства страны. В течение срока действия договора прибыль поступала концессионеру. Государству - лишь некоторые отчисления. По истечении срока предприятие подлежало безвозмездной передаче государству.

Концессии, таким образом, открывали возможность расширения госкапиталистического уклада за счёт иностранного капитала. Договор о первой производственной концессии был заключён в ноябре 1921 г. с А.Хаммером, а наибольшее число концессий действовало в 1926 г. - 101. Основное число концессий было в сырьевых отраслях. На севере, в области Коми действовали голландские, норвежские, английские лесные концессии, разрабатывавшие и экспортировавшие лес.

Крупнейшей по капиталовложениям и по масштабам работ была английская золотопромышленная компания "Лена-Голдфилдс", сосредоточенная в 3 - х горных округах - на золотых приисках Лены, на Алтае, где велась добыча цветных металлов, и на Урале, где разрабатывались железные и др. руды. Концессионер пользовался углём Кузнецких месторождений и вёл также разработку лесных богатств. Доля "Лена - Голдфилдс" достигла в 1927 г. 30 % добычи золота в стране.

Значение концессий состояло:

1. Они способствовали формированию новых очагов промышленности;

2. Обеспечивали дополнительную занятость в стране;

3. Увеличивали количество товаров и накоплений в стране.

Как элемент восстановительного процесса концессии потеряли своё значение в конце 20-х гг. Ещё на 1 января 1929 г. действовало 59 концессий, но на 1 октября 1933 г. - 17, а на 1 января 1937 г. - 5. Т.к. прекращение их деятельности происходило досрочно, их имущество выкупалось советским государством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: