Источники конституционного права

Источник КП - это способ внешнего закрепления и выражения конституционно-правовых норм.

Источниками КП являются НПА, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы (далее - КПН)

НПА многообразны и делятся на виды. Прежде всего следует выделить НПА, действующие:

на всей территории РФ;

только на территории конкретного субъекта;

на территории МО.

Виды источников КП:

1) Конституция РФ

2) Конституции республик и Уставы других субъектов – не должны противоречить Конституции РФ;

3) международно-правовые нормы, которые содержатся в международных договорах (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1958 г.);

4) декларации, принятые высшими органами государственной власти (декларация о государственном суверенитете РСФСР 12.06.1990 г., декларация прав и свобод человека и гражданина 22.11.1991 г., декларация о языках народов России 25.10.1993 г., Всеобщая декларация прав человека 10.12.1948 г.);

5) законы РФ (ФКЗ, ФЗ, законы о поправках в Конституцию РФ, законы о ратификации международных договоров, законы субъектов);

6) подзаконные акты Президента РФ (указы, распоряжения); УКАЗ Президента РФ от 19.05.2015 N 250 "О ВОСТОЧНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ"

7) нормативно-правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения);

8) законы СССР и РСФСР (являются действующими в силу правопреемства СССР Российской Федерацией), например: Постановление «О праве пользования дополнительной жилплощадью», постановление «О чеках».

9) постановления палат Федерального Собрания (каждая палата Государственная Дума и Совет Федерации принимают постановления, но особую роль играют Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, которые представляют собой нормативно-правовые акты);

10) акты Центральной избирательной комиссии, однако постановления ЦИК не являются источниками;

11) постановления Конституционного суда РФ (дается толкование Конституции РФ, постановления не подлежат обжалованию и немедленно вступают в свою законную силу);

12) внутригосударственные договоры (договоры и соглашения, заключаемые РФ с её субъектами, а также самими субъектами РФ, например Федеративный договор 1992 г.);

13) нормативные акты субъектов, конституционные акты

14) акты представительных органов местного самоуправления

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли КП. Эта роль КРФ обусловлена следующим: в КРФ устанавливаются КПН общего характера, являющиеся основополагающими для КП регулирования:

- все другие источники отрасли исходят из КПН, детализируют их положения;

- КРФ характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества;

- КРФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

- Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить КРФ;

- в КРФ определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования НПА, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

- значение КРФ как основного источника отрасли КП определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа.

К источникам КП относятся ФКЗ: "Об Уполномоченном по правам человека в РФ", "О КСРФ" и др.; ФЗ: "Об общественных объединениях"; "О выборах Президента РФ" и др. Источниками КП являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов и соответствующие конституциям и уставам субъектам РФ.

Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами. КРФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Установлен приоритет международного права по отношению к внутреннему.

Регламенты палат Федерального Собрания – эти акты принимаются в соответствии с КРФ каждой палатой для организации своей деятельности.

Указы и распоряжения Президента. В КРФ указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить КРФ и ФЗ. Они являются подзаконными. Акты Президента делятся на нормативные и ненормативные. Первые издаются на основе конституционных полномочий Президента или для восполнения пробелов в праве. Вторые – это акты применения Президентом какого-либо закона. Президент издает указы в пределах своей компетенции, однако периодически, когда возникают вопросы, требующие оперативного регулирования, Президент издает нормативные указы по отдельным вопросам, относящимся к полномочиям парламента, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие ФЗ.

Постановления Правительства. Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ. Но не все постановления Правительства, как и другие его акты, носят нормативный характер и относятся к числу источников КП. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права.

К числу источников КП относятся постановления Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие КРФ ФЗ, нормативных актов Президента, палат ФС, Правительства, нормативных актов субъектов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование КРФ. Верховный Суд РФ вправе отменять постановления Правительства, он принимает к производству многие дела, имеющие отношения к конституционным правам и свободам, дает разъяснение по судебной практике, часто имеющие по существу преюдициальное значение. И хотя прецедентная сила этих решений в стране не признана и единообразная практика пока не сложилась, они должны в своей совокупности рассматриваться как источник КП.

КРФ отмечает, что Местное Самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере КП (расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: