double arrow

Равновесие монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах


Кривая спроса, как она видится отдельной монопольно-конкурентной фирме, имеет отрицательный наклон. Это объясняется следующим. Если товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определённой категории покупателей, тогда фирма может поднять цену своего товара без падения продаж до нуля, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Одновременно она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продаётся многими фирмами и на рынке существуют достаточно свободный вход и выход.

Степень эластичности кривой D зависит:

ü от числа конкурентов;

ü от степени дифференциации продукции;

Поэтому, кривая спроса является более эластичной, чем при совершенной конкуренции, и менее эластичной, чем при чистой монополии.

Рисунок 10 - Сравнение кривой спроса при разных рыночных структурах (СК – совершенная конкуренция, монополия и МК - монополистическая конкуренция)

В краткосрочном периоде для фирмы, работающей на рынке монополистической конкуренции, условие максимизации прибыли будет таким же, как и для фирмы монополиста.

Для того, чтобы величина прибыли была максимальной, фирме необходимо производить такое количество продукции, при котором предельная выручка равна предельным издержкам.

MR=MC

В краткосрочном периоде для фирмы - монополистического конкурента возможны 2 ситуации:

- максимизация прибыли

- получение убытков

Рисунок 10 – Максимизация прибыли и ситуация убытков на рынке монополистической конкуренции

В долгосрочном периоде характерна тенденция к получению нормальной прибыли или к безубыточности, т.к. в случае получения экономической прибыли, которая больше 0 имеет место приток фирм в отрасль, а в случае получения убытков остаток фирм. Следовательно, долгосрочное равновесие на рынке с монополистической конкуренцией похоже на конкурентное равновесие в том, что ни одна фирма не получает прибыль больше нормальной.

На долговременном этапе получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему:

ü – спрос на продукцию существующих фирм уменьшится, (так как покупательский спрос распределяется на всех производителей), а число доступных товаров-заменителей увеличится;

ü – приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся.

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не останется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса будет соприкасаться с кривой средних издержек. В результате в длительном периоде создается ситуация, присущая совершенно конкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

В результате, устанавливается равновесие, при котором, цена просто покрывает издержки на единицу продукции при объеме, для которого MR=MC.

Совершенная конкуренция: Р=МС; Р=min АТС;

Монополистическая конкуренция: Р>МС=MR

P>min ATC

Рисунок 10 – Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции


Сейчас читают про: