double arrow

Кооперативное поведение на олигопольном рынке

На рынке фирмы часть вступают в сговор для реализации своих целей, либо для ограничения входа на рынок новых фирм. Они заключают особые картельные соглашения - это соглашения фирм относительно поддающихся контролю параметров рынка. Картельные соглашения предстают собой вид партнерства, когда фирмы на определенный период времени заключают «джентельменское соглашение» об осуществлении каких-либо совместных действий. При формировании картеля существуют опасности и риски, которые необходимо учитывать при принятии решения фирмой о вступлении в такого рода соглашения - оппортунизм участников соглашения в условиях невозможности жесткого и тотального контроля за поведением партнера и внешнего антимонопольного регулирования.

Сохранение картельного соглашения тем выгоднее фирме:

ü Чем выше вероятность повторных продаж на рынке,

ü чем выше величина дисконтирующего множителя,

ü чем меньше выигрыш, который фирма может получить в краткосрочном периоде благодаря нарушению соглашения.

ü чем больше потери, которые фирма понесет в результате согласованных действий других участников картеля.

Для сохранения картеля участники должны повысить сумму штрафа, налагаемую на нарушителя, и сделать угрозу штрафа максимально более правдоподобной.

Факторы, облегчающие сохранение картеля.

1. Способность картеля поднять цены в отрасли и удерживать длительное время на высоком уровне для всех фирм, входящих в него (эластичность спроса, доля фирм в отрасли, входящих в картель).

2. Низкая вероятность наказания от правительства за нелегальность картельного формирования.

3. Низкие издержки по организации картеля (затраты по ведению переговоров: число фирм в отрасли; концентрация производителей – стратегия сознательного подражания; однородность продукта отрасли; наличие в отрасли торговых объединений).

Методы предотвращения нарушения картельного соглашения:

ü Контроль большего числа показателей, чем только цена (квота производства, норма расходов на НИОКР, продуктовые ограничения маркетинговой и сбытовой деятельности);

ü Раздел рынка сбыта между участниками картеля;

ü Использование особых условий;

ü Контрольные цены.

Вопросы для обсуждения.

1. Что такое «ценовая война»

2.Объясните практическое значение модели Курно и модели Бертрана. Какая из моделей более характерна для отраслевых рынков и почему?

3. Что понимается под равновесием по Курно?

4. Что общего между моделями Курно и Штакельберга?

Задачи и упражнения.

1. Две фирмы производят медную проволоку с издержками, функцио­нальная зависимость которых от объемов производства выражена, соответственно, уравнениямиТС1 = 0,5q12 +2q1 и ТС2 = 0,5 q22 + 4q2. Условия спроса представлены уравнением Qd = 50 - 0,5Р. Определите: 1) уравнения кривых реакции для каждой фирмы; 2) объем производства каждой фирмы; 3) рыночную цену.

2. Условия рыночного спроса выражены уравнением Qd=100-2p. На рынке действует две фирмы с равными предельными издержками (MC1=MC2=20). Найдите параметры рыночного равновесия в условиях дуополии Курно.

3. Рыночный спрос на товар задан функцией Q = 50 – 0,5 р, где Q – величина недельного отраслевого спроса, а р – цена единицы товара. Общие издержки любой фирмы отрасли заданы как ТСi = 4qi, где qi – недельный выпуск фирмы. Найти рыночную цену, выпуск и прибыль фирм, если на рынке действуют 2 фирмы, которые ведут себя по Курно, по Бертрану.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: