double arrow

Факторные рынки и факторные доходы

Факторные рынки представляют собой механизмы купли-продажи труда, земли и других экономических ресурсов, вовлеченных в производство.

Особенности факторных рынков:

ü Расходы несут фирмы, выступают как доходы собственников факторов производства;

ü Цены на ресурсы способствуют распределению их между альтернативными пользователями;

ü Для фирмы издержки на ресурсы являются издержками производства, поэтому она стремиться выбрать наиболее выгодную, доходную продукцию;

ü Спрос на факторы производства является производными от спроса на готовую продукцию и определяются в соответствии с теорией предельной производительности;

ü На величину спроса на фактор производства влияют цены готовой продукции;

ü Субъектами спроса на факторы производства выступают фирмы, а субъектами предложения – домашние хозяйства, в отличии от рынка товаров;

ü Первичные факторы производства (объекты длительного пользования) имеют 2 цены:

· - прокатная – сумма денег, необходимая для их использования в течении определенного периода времени (час, день, т.д.);

· капитальная – сегодняшняя ценность услуг фактора производства за срок его службы.

ü Использование правила максимизации ресурса: чтобы максимизировать доход, фирмы должны использовать дополнительные единицы любого ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода фирмы, а не общих издержек.

Поскольку потребителями ресурсов являются фирмы, производящие товары и услуги, а «производители» ресурсов – их собственники, то цена ресурса – денежный доход его собственника:

· цена естественных ресурсов – рента;

· цена труда – заработная плата;

· цена производственного капитала – процент;

· цена предпринимательских способностей – предпринимательский доход или прибыль.

Цены на все виды ресурсов в рыночной экономике формируются через взаимодействие спроса и предложения, аналогично ценам готовой продукции.

На конкурентном рынке ресурсов в результате взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная цена p e.

Рис. 12.1 - Конкурентный рынок ресурсов и кривая предложения ресурсов в условиях совершенной конкуренции

Так как каждый отдельный наниматель на конкурентном рынке ресурсов воспринимает цены на них как нечто данное, он может закупить по равновесной цене столько ресурсов, сколько ему необходимо. Тогда кривая предложения любого ресурса, какой она видится каждому отдельному нанимателю, представляет собой горизонтальную линию, пересекающуюся с вертикальной осью в точке, соответствующей равновесной цене.

Цены на ресурсы в действительности изменяются, когда изменяются рыночный спрос и предложение. Однако количество ресурсов, закупаемых отдельной фирмой в условиях совершенной конкуренции, не влияет на общий рыночный спрос.

Оплата дополнительно закупаемого ресурса – это предельные затраты фирмы на данный ресурс MRC. В условиях совершенной конкуренции они равны равновесной цене.

Дополнительный продукт, полученный от использования дополнительной единицы ресурса – предельный продукт MP. Прирост дохода фирмы от его реализации – предельная доходность ресурса (MRP) или предельный продукт в денежном выражении.

Он равен: MRP=MR*MP. …………………………………………(12.1)

Графически предельная доходность ресурса – это кривая спроса на него. Она имеет отрицательный наклон, т. к. отражает убывающую доходность (убывающую производительность) ресурса: чем больше единиц одного ресурса использует фирма при прочих постоянных ресурсах, тем ниже ее предельная производительность.

Выбор фирмой количества используемого ресурса основывается на равенстве MRP= MRC. Это равенство и отражает оптимум фирмы, т. е. условие максимизации прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: