Лекция 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА (4 часа)
План:
1. Возникновение педагогики как науки.
2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.
3. Отрасли педагогики и их основные задачи.
4. Связь педагогики с другими науками.
5. Основные категории педагогики.
6. Методы педагогического исследования.
Возникновение педагогики как науки
Изначально педагогика развивалась как педагогическая практика: родители, а затем самые уважаемые и почетные люди общества (старейшины, вожди, жрецы) готовили детей к жизни и труду. Постепенно складывающиеся элементарные педагогические знания передавались из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли свое отражение в пословицах и поговорках («век живи - век учись», «повторение - мать учения», «яблоко от яблони недалеко падает» и т.п.), а также в мифах, легендах, сказках и анекдотах. Так постепенно складывалась народная педагогика.
Народная педагогика не могла и не ставила перед собой задачи объяснить разрозненные педагогические факты и явления, выработать научные способы управления процессом обучения и воспитания подрастающих поколений. Когда образование стало играть заметную роль в жизни людей, появилась потребность в обобщении сложившегося опыта. Началось становление педагогики как науки. Длительное время этот процесс осуществлялся в рамках философии.
Зачатки педагогических знаний были заложены древнегреческими, римскими, византийскими и восточными мыслителями (Платоном, Аристотелем, Демокритом, Плутархом, Сенекой, Квинтилианом, Конфуцием и др.). Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стало произведение древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана «Образование оратора». Этот труд долгое время был основной книгой по педагогике, его изучали во всех риторских школах.
В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) появился целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, обосновавших в своих трудах черты гуманистического воспитания. Идеалы воспитания и обучения отражены в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в тракте Т. Кампанеллы «Город солнца».
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), которого по праву считают основоположником педагогической науки. В своих трудах «Материнская школа», «Великая дидактика» и др. Я.А. Коменский
- разработал возрастную периодизацию и последовательную систему школ;
- обосновал классно-урочную систему;
- вывел дидактические принципы и правила обучения;
- заложил теоретические основы нравственного воспитания и определил первые требования к учителю.
Дальнейшее развитие педагогическая наука получила в трудах Д. Локка (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), И.Г. Песталоцци (1746-1827), И.О. Гербарта (1776-1841), А. Дистервега (1790-1886). Большой вклад в развитие педагогики внесли в конце XIX - начале XX в. такие ученые, как Г. Кершенштейнер (1854 -1932), В.А. Лай (1862-1926), Э. Мейман (1862-1915), Дж. Дьюи (1859-1952). Одним из основоположников гуманистического направления в западной педагогике и психологии был К. Роджерс (1902-1987).
Основоположником русской педагогики считается Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871), обосновавший принципы антропологизма в педагогике и народности в воспитании. Свой вклад в развитии педагогической мысли внесли Л.Н. Толстой (1828-1910), Н.И. Пирогов (1810-1881), П.Ф. Лесгафт (1837-1909), В.П. Вахтеров (1853-1924), П.Ф. Каптерев (1849-1922).
У истоков советской педагогики стояли такие ученые, как П.П. Блонский (1884-1941), С.Т. Шацкий (1878-1934), Н.К.Крупская (1869-1939).
Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику А.С. Макаренко (1888-1939), который разработал теорию и методику воспитания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. В 50-60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес В.А. Сухомлинский (1918-1970).
К настоящему времени педагогика сложилась как отрасль научного знания со своими объектом, предметом, функциями и задачами.