Связь педагогики с другими науками

Место педагогики в системе наук об образовании человека отражается в ее диалектических связях с другими науками. В общем виде эти связи отраже­ны в схеме 2.

Схема 2

               
 
Педагогика
 
       


Наиболее длительной и продуктивной являет­ся связь педагогики с философией, выполняющей методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеалистических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, являет­ся теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания пе­дагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить на­учный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Она раз­рабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

Традиционна связь педагогики с психологией. В педагогической деятельности необходимо учи­тывать психические свойства, интересы, потребности и возможности личности. Психодиагностика служит источниками научного обоснования обра­зовательного процесса. Со своей стороны, педагогика обосновывает и разрабаты­вает методику психического развития человека педагогическими средствами.

Биология и педагогика пересекаются в изучении природных особенностей человека, которые играют большую роль в образовании (принцип «природосообразности» обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и соци­альных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса - одна из центральных для педагогики. Обширный материал о многомерности и многоликости человека дает педагогике и антропо­логия. Пользуясь им, педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении.

Связь педагогики с медициной сделала возможным появление коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Взаимодействие экономики и педагогики послужило основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.

Педагогика во взаимодействии с социологией, выявляющей основные тенден­ции развития тех или иных групп и слоев населения, изучает закономерности со­циализации и воспитания личности в разных социальных институтах.

Педагогика и политология с разных сторон касаются механизмов формирова­ния политики и политической культуры личности.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гумани­тарными и естественно-научными дисциплинами. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением ро­ли информационных технологий в образовании актуальной задачей становится укрепление связей педагогики с информатикой.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассмат­риваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества является составляющей единой мировой культуры, и педагогические проблемы приобретают общекультурную значимость. В этом проявляется органичность связи педагогики с культурологией.

Связи педагогики с другими науками многообразны. Педагогика привлекает математические методы, компьютерное моделирование и проек­тирование, социологические опросы, социометрию и использует результаты исследований в различных областях знания. Усилия ученых-педагогов и пред­ставителей других наук объединяются для совместной разработки новых поня­тий (диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, экономика образования и т. д.).

  1. Основные категории педагогики

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: