double arrow

А) Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие

Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой - определяют предмет педагогики.

Прежде всего, в педагогике как науке об образовании выделяют категорию педагогическая система - «множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функциони­рующих в целостном педагогическом процессе» (Сластенин В.А. и др.Педагогика. - М., 2002. - С. 72).

В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходи­мые для создания организованного и целенаправленного педагогического влия­ния на развитие, обучение и воспитание личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогичес­кая система.

Педагогический процесс - система, которая «представляет собой специ­ально организованное взаимодействие педаго­гов и воспитанников (педагогическое взаимо­действие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с це­лью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии» (Сластенин В.А. и др.Педагогика. - М., 2002. - С. 72). Педагоги­ческий процесс являет­ся главной структурной единицей образования и контролирует систему педаго­гического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Сущностную характеристику педагогического процесса составляет педагогиче­ское взаимодействие - преднамеренный контакт (длитель­ный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. Технология педа­гогического взаимодействия может быть представлена схематически (схема 3).

Схема 3






Сейчас читают про: