Сущность и структура педагогического процесса. В научной литературе педагогический процесс определяется как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников

В научной литературе педагогический процесс определяется как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на ре­шение развивающих и образовательных задач»(Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений. - М., 2002. - С. 138). Из этого следует, что педагоги и воспитанники являются субъектами и главными компонентами педагогическо­го процесса. Кроме того, имеются еще два компонента педагогического процесса: содержание образования (опыт, базовая культура) и педагогические средства - материальные (наглядные, технические, электронные), художественные и др.

Системообразующим фактором педагогического процесса является его цель, понимаемая как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания. Педагогическая система организуется с ориентацией на цель образования и все­цело подчиняется ей. Цель образования носит конкретно-исторический харак­тер. В современных условиях целью обучения и воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности.

Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с опред­еленной целью и использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе. Динамической системе «педагог - воспитанник» присущи такие компо­ненты, как методы и организационные формы педагогической деятельности.

Метод педагогической деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.

Организационная форма педагогической деятельности - это специальная кон­струкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержа­нием, а также методами, средствами и видами деятельности. По признаку связи педагогов и воспитанников организационные формы обучения и воспитания подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные.

Педагогический процесс имеет свой результат, под которым понимается определенная степень достижения поставленной цели.

Единицей, «клеточкой», педагогического процесса является педагогическая задача, которая должна обладать всеми его существенными признаками.

Педагогическая задача - это конкретная педагогическая ситуация, соотнесен­ная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Основное отличие педагогической задачи от всех других заключается в том, что ее цель и результат заключаются в изменении самого действующего субъекта, овладева­ющего определенными способами действия.

Педагогические задачи различаются по классам (дидактические, воспитатель­ные), типам (оперативные, тактические, стратегические) и уровням сложности (простые, сложные). Однако все они имеют общее свойство - являются зада­чами социально-педагогического управления. Задачи решаются, как правило, по единой принципиальной схеме, предполагающей четыре взаимосвязанных этапа (схема 9).

Схема 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: