Методы педагогического исследования - это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Разнообразные методы исследования можно разбить на четыре группы (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика методов педагогического исследования
Группа методов | Краткая характеристика |
Методы изучения педагогического опыта, или методы эмпирического познания | Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления. Различают включенное и невключенное, открытое и скрытое, сплошное и выборочное наблюдение. Беседа - метод устного опроса по заранее намеченному плану. Интервьюирование - разновидность беседы по заранее намеченным вопросам. Анкетирование - метод массового письменного сбора материала с помощью анкеты. Изучение продуктов деятельности обучающихся: изделий, проектов, графических и других работ. Изучение документации: личных дел, медицинских карт, протоколов и т. д. Эксперимент – специально организованная проверка педагогической гипотезы или метода. Различают констатирующий и формирующий (преобразующий) эксперименты |
Методы теоретического исследования | Теоретический анализ - выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Индуктивные и дедуктивные методы - логические методы обобщения данных, полученных эмпирическим путем. Изучение литературы: трудов ученых, диссертаций, учебников и т. д. Моделирование - построение моделей педагогических явлений и процессов |
Математические методы | Регистрация - подсчет количества тех или иных фактов. Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности. Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Квалиметрия - перевод качественных показателей в количественные. |
Статистические методы | Определение средних величин полученных показателей: определение медианы - показателя середины ряда; подсчет степени рассеивания величин - дисперсии, т.е. среднего квадратичного отклонения; подсчет коэффициента корреляции и др. |
Таблица 3
|
|
Лекция 3 ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
План:
1. Сущность и структура педагогического процесса
2. Педагогический процесс как целостная динамическая система
3. Логика и условия построения целостного педагогического процесса