Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования - это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Раз­нообразные методы исследования можно разбить на четыре группы (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика методов педагогического исследования

Группа методов Краткая характеристика
   
Методы изучения педагогического опыта, или методы эмпирического познания Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-ли­бо педагогического явления. Различают включенное и не­включенное, открытое и скрытое, сплошное и выборочное наблюдение. Беседа - метод устного опроса по заранее намеченному плану. Интервьюирование - разновидность беседы по заранее намеченным вопросам. Анкетирование - метод массового письменного сбора материала с помощью анкеты. Изучение продуктов деятельности обучающихся: изделий, проектов, графических и других работ. Изучение документации: личных дел, медицинских карт, протоколов и т. д. Эксперимент – специально организованная проверка педагогической гипотезы или метода. Различают констатирующий и формирующий (преобразующий) эксперименты
Методы теоретического исследования Теоретический анализ - выделение и рассмотрение отдель­ных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогиче­ских явлений. Индуктивные и дедуктивные методы - логические методы обобщения данных, полученных эмпирическим путем. Изучение литературы: трудов ученых, диссертаций, учеб­ников и т. д. Моделирование - построение моделей педагогических явлений и процессов
Математические методы Регистрация - подсчет количества тех или иных фактов. Ранжирование - расположение собранных данных в опре­деленной последовательности. Шкалирование - введение цифровых показателей в оцен­ку отдельных сторон педагогических явлений. Квалиметрия - перевод качественных показателей в коли­чественные.
Статистические методы Определение средних величин полученных показателей: определение медианы - показателя середины ряда; под­счет степени рассеивания величин - дисперсии, т.е. среднего квадратичного отклонения; подсчет коэффициента корреляции и др.

Таблица 3

Лекция 3 ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

План:

1. Сущность и структура педагогического процесса

2. Педагогический процесс как целостная динамическая система

3. Логика и условия построения целостного педагогического процесса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: