Универсальной характеристикой педагогического процесса является педагогическое взаимодействие, имеющее две стороны, два взаимосвязанных компонента - педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника (схема 10).
Схема 10
Педагогические воздействия могут быть прямыми и косвенными, управляемыми и неуправляемыми; ответные реакции воспитанников - активными или пассивными, воспринятыми или проигнорированными, эмоциональными или безразличными и т. п.
Различают следующие виды педагогических взаимодействий:
· педагогические (отношения педагогов и воспитанников);
· взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими);
· предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);
· личные (отношение к самому себе).
Воспитательные взаимодействия могут возникать как при непосредственном участии педагога, так и без него, когда воспитанники в повседневной жизни сами вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.