Педагогический процесс как целостная динамическая система

Существуют исторические предпосылки понимания педагогического процес­са как целостного явления. Так, на целостность педагогического процесса указы­вали еще И.Ф. Гербарт и А. Дистервег. Наиболее глубокое обоснование идея це­лостности педагогического процесса получила в исследованиях К.Д. Ушинского, который понимал под этим единство административного, учебного и воспита­тельного элементов учебной деятельности(Ушинский К.Д.Три элемента школы. - Пед. соч.: в 6 т. - М., 1989-1990. - Т.1. - С. 171).

П.Ф. Каптерев выделял внешнюю (преподавание) и внутреннюю (учение) стороны педагогического процесса и рассматривал их в единстве (Каптерев П.Ф.Педагогический процесс. - СПб., 1905. - С. 3-11).

Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического про­цесса в новых условиях внесли С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский и др. К настоящему времени утвердилась мысль, что человек не воспитывается «по частям» и что «целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе» (Сластенин В.А. и др.Педагогика: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб, заведений. - М., 2002. – С.141).

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство и взаи­модействие составляющих его компонентов (табл. 4).

Таблица 4

Аспект Содержание аспекта педагогического процесса
Целевой Единство функций обучения, воспитания и развития личности
Содержательный Отражение в содержании образования элементов (в их взаимосвязи): знаний, в том числе умений и на­выков; опыта творческой деятельности; опыта эмоци­онально-ценностного и волевого отношения к окру­жающему миру.
Процессуальный (организационный) Единство процессов педагогического, взаимного, предметного и личного взаимодействия, образова­ния и самообразования
Операционально-технологический Внутренняя целостность всех относительно самостоя­тельных компонентов педагогического процесса, единство преподавания и учения, учения и других видов деятельности

Педагогический процесс осуществляется в рамках педагогической систе­мы. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педа­гогический процесс, а собственно педагогическая система создается и функ­ционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.

К статическим педагогическим системам относятся дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, альтернативные образовательные учреждения (гимназии, лицеи, колледжи и др.), авторские педагогические системы, профес­сиональные учебные заведения (училища, техникумы, лицеи, колледжи, вузы), учреждения дополнительного образования (спортивные, художественные, музы­кальные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.), учреждения повышения квалификации и др.

Ученые считают, что «для представления о педагогической системе в стати­ке достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов), содержания образования и материальной базы (средств)» (Сластенин В.А. и др.Педагогика: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб, заведений. - М., 2002. – С.131)..

Педагогический процесс является динамической педагогической системой, системообразующим элементом которой выступает цель, обеспечивающая субор­динацию элементов системы по вертикали. По горизонтали систему координи­рует уровень развития и подготовленности субъектов педагогического процесса. Объектом усвоения является содержание образования, на которое направлена деятельность (взаимодействие) субъектов. Эта деятельность осуществляется с помощью методов, средств и организационных форм (схема 11).

Схема 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: