Федеративное устройство

Германия – федеративное государство, состоящее из 16 земель. В настоящее время в состав ФРГ входят такие земли, как Бавария; Саксония-Анхальт; Северный Рейн-Вестфалия; Шлезвиг-Голштейн; Берлин; Баден-Вюртемберг; Бремен; Гессен; Гамбург; Бранденбург; Рейнланд-Поральц; Мекленбург-Передняя Померания; Нижняя Саксония; Тюрингия; Саксония; Саар.

Многие из земель в прошлом имели многовековые традиции собственной государственности (Бавария, Саксония, Шлезвиг-Голштейн, Баден и др.), некоторые созданы искусственно, из частей ликвидированной союзниками Пруссии – ядра общегерманской государственности (Бранденбург, Берлин, Мекленбург-Передняя Померания). 3 из 16 земель являются городами (Берлин – как столица; Гамбург и Бремен в прошлом были городами-республиками и входили в Ганзейский Союз).

Земли сильно различаются по территории и населению. Самая маленькая из них – Бремен (и по территории, и по населению; соответственно 404 км2, то есть 20 х 20 км; 680 тыс. человек). Самая большая – Бавария (70,5 тыс. км2) – превосходит Бремен в 176 раз, а самая населенная – Северный Рейн-Вестфалия (около 18 млн. человек) – превосходит тот же Бремен примерно в 25 раз. Однако федерацию в ФРГ нельзя назвать асимметричной. Все земли имеют равные права.

Основной закон регламентирует распределение полномочий между федеральным центром и землями. Выделяются вопросы 1) исключительной компетенции федерации; 2) совместной компетенции; 3) компетенции земель.

В исключительной компетенции федерации находятся: международная политика ФРГ; оборона; гражданская оборона; гражданство; валюта; режим мер и весов, точного времени; таможня; воздушное сообщение; железнодорожное сообщение; почта и телекоммуникации; авторские права и иная интеллектуальная собственность; федеральная государственная служба; статистика.

Около 25 вопросов (то есть большинство) находится в сфере совместной компетенции федерации и земель. Важнейшие из них: гражданское право, уголовное право, исполнение наказаний, судопроизводство; акты гражданского состояния; гражданство в землях; трудовое право; сельское хозяйство; экология; судоходство; дорожное движение.

Права земель определяются по принципу остаточной компетенции то есть земля имеет исключительную свободу во всех вопросах, не входящих в федеральную или совместную компетенцию.

Каждая земля имеет свой однопалатный парламент – ландтаг (в Баварии – двухпалатный), избираемый на 4 – 5 лет. В землях-городах ландтаги именуются городскими собраниями. Партия, получившая большинство в ландтаге, формирует правительство земли во главе с премьер-министром («министром-президентом»). Именно ландтаги и правительства решают важнейшие вопросы внутренней жизни в землях.

Особенностью немецкой федерации является и то, что наряду с федеральной в каждой земле имеется своя конституционная юстиция, представленная конституционными судами земель (большая редкость в мировой практике). В земле Шлезвиг-Голштейн функции конституционного суда земли переданы Федеральному конституционному суду.

Помимо вышеперечисленных необходимо также выделить и другие черты, характеризующие немецкую федерацию:

• немец в любой земле имеет равные права;

• конституционный строй земель должен соответствовать конституционному строю ФРГ, основным принципам республиканского, демократического, правового, социального государства;

• государство стремится к обеспечению единого уровня жизни на всей территории федерации (важнейшая норма для Германии, поскольку экономическое развитие земель не одинаковое: есть «богатые» земли – Бавария, Северный Рейн-Вестфалия, Гамбург, Нижняя Саксония, и «бедные» – Шлезвиг-Голштейн, земли бывшей ГДР);

• в высших учреждениях федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники из всех земель;

• все учреждения федерации и земель должны оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь;

• федерация и каждая земля раздельно ведут финансовые расходы.

В отношениях между Федерацией и землей могут возникать трения. Теоретически земля может воспротивиться выполнению возлагаемых на нее Основным законом или другим федеральным законом обязанностей. На этот случай предусмотрена процедура «федерального принуждения»: Федеральное правительство с согласия бундесрата принимает «необходимые меры» для выполнения землей ее обязанностей. К ним относятся права Федерального правительства давать указания соответствующей земле и ее учреждениям, назначать уполномоченного (комиссара), привлекать для управления этой землей учреждения других земель, а также осуществлять временный или окончательный роспуск земельного парламента. Однако практически в истории ФРГ еще не было случаев применения механизма «федерального принуждения» земли.

При необходимости территория земель может меняться, земли имеют право объединяться (что уже имело место в прошлом – земля Баден-Вюртемберг является объединением трех земель), выделять из своего состава новые земли. Подобные решения принимаются референдумами в заинтересованных землях.

Однако не может быть предметом пересмотра (в том числе и конституционного) федерализм в целом и сам принцип разделения федерации на земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: