Готовность

Готовность к обучению — это хорошо известная в педагоги­ке концепция. Ребенок, например, не готов к чтению, пока не достигнет определенного уровня мотивации, развития и не ус­воит базовые навыки. Готовность к консультациям или сеансам психотерапии сходна в том смысле, что только при наличии определенных условий клиент может извлечь максимальную пользу из терапевтических взаимоотношений. Можно приве­сти один из выводовдоктораЛипкинао влиянии установок кли­ента на результаты психотерапии:

«Наши данные недвусмысленно указывают, что клиент, положительно оценивающий консультанта и свое участие в консультациях, предполага­ющий, что это участие будет успешным, приобретает больше положитель­ных изменений в структуре личности, нежели клиент, недоверчиво отно­сящийся к участию в консультациях» [186, р. 26].

Сам человек может признавать, что в его жизни что-то идет не так, но обычно указывать ему на это приходится кому-то дру­гому. Утверждение, что он нуждается в помощи, зачастую лишь усугубляет состояние, которое называется сопротивление и представляет собой разновидность защиты, предохраняющей от любых изменений. В дальнейшем явление сопротивления бу­дет рассматриваться подробно (глава 8), но и в данном контек­сте оно имеет большое значение, поскольку в типичном случае человек приходит на консультации с некоторой опаской, хотя и обратился за помощью абсолютно добровольно.

В нашей культуре огромное значение придается способности человека самостоятельно решать свои проблемы и крепко стоять на собственных ногах. Поэтому клиент нередко словно бы видит во взаимоотношениях с консультантом и психотерапевтом неко­торую угрозу своей независимости. Даже когда клиент приходит на консультации добровольно, он часто не может избавиться от ощущения, что чем-то отличается от своих знакомых — «нормаль­ных» или «лучше адаптированных». Далее, люди в нашей культу­ре воспитаны в том духе, что они не должны нуждаться в помощи, что они должны быть логичны, а в своих действиях должны руко­водствоваться «здравым смыслом». Считается постыдным, если человек не в состоянии «владеть» своими чувствами или решать свои проблемы. К числу таких негативных переживаний отно^ сится и страх, что психотерапевт или консультант располагает,, например, методами для проникновения в самые сокровенные тайны человека, способен заставить его сделать или сказать что-то, о чем тот пожалеет. В связи с этим в психологической практи­ке используются различные методы, позволяющие заинтересо­вать клиентов и побудить их как можно быстрее приступить к работе над своими проблемами.

Эта глава посвящена принципам и технике подготовки кон­сультаций, однако мы хотели бы сразу подчеркнуть, что здра­вая практика консультаций, а также этика требуют, чтобы кон­сультации были добровольными. Основной принцип добро­вольности состоит в том, что клиента не следует втягивать в психотерапевтические взаимоотношения посредством убежде­ния, уговоров или обмана. Тем не менее, мы полагаем, что по­тен циал ьному кл иенту следует предоставить возможность узнать о сильных и слабых сторонах психотерапии, чтобы он смог по собственному усмотрению принять решение о целесообразнос­ти консультаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: