Проблемы и трудности

Несколько факторов могут мешать клиенту сразу погрузить­ся в психотерапию. Первый из них — это культурно обуслов­ленное сопротивление, о котором уже говорилось. Второе пре­пятствие — условия, в которых проходит консультация. Каби­нету консультанта нередко не хватает уединенности и комфорта, иногда до такой степени, что клиент приходит в крайнее заме­шательство, его обуревают подозрения, что любой может обна­ружить факт его присутствия здесь и узнать, о чем идет речь. Поэтому уединенность, комфорт, конфиденциальность принад­лежат к числу важнейших факторов создания благоприятной атмосферы для клиента.

Предшествующий неблагоприятный опыт общения с кон­сультантами, компетентными или не очень, часто с самого на­чала создает негативные предпосылки. Такого же уровня фак­тор — репутация консультанта. Часто положительную роль на начальном этапе консультаций играют такие моменты, как из­вестность консультанта своим умением помогать людям, нали­чие у него каких-то символов статуса, скажем, степеней и зва­ний, дипломов и сертификатов, наличие положительных реко­мендаций и отзывов.

Отсутствие со стороны клиента ясного понимания сути кон­сультаций и психотерапии — часто встречающаяся причина не­достаточной готовности к штурму проблемы. Важно, чтобы кли­ент имел представление о сильных сторонах и ограниченных возможностях консультирования и психотерапии и располагал информацией о продолжительности сеансов и всего процесса, о записи на прием к консультанту. Этот аспект подготовки по­дробно рассматривается под названием «структурирование» в главе 7. В этой же связи может встретиться такая проблема как уровень интеллекта. Например, в области психотерапевтичес­кого консультирования исследование Крайдера [72] показало, что люди сболее высокими умственными способностями имеют боль­ше шансов на успех терапии.

Затрудненность доступа к консультанту является еще одним важным препятствием на пути подготовки консультаций. На­пример, обеспокоенный своими проблемами клиент приходит, намереваясь немедленно взяться задело. А ему отвечают, что при­ем придется перенести на более позднюю дату, потому что кон­сультант слишком занят. Нередко это приводит к тому, что он уже больше не возвращается. Желательно создать такую «приемную систему», чтобы встречаться с каждым клиентом при его первом обращении хотя бы ненадолго. Такая встреча позволит ему по­чувствовать, что кое-что уже сделано, а также определить степень срочности психотерапии или консультаций, необходимость об­ращения кдругим специалистам и прочих мер.

И последняя трудность — отсутствие положительного отно­шения к консультациям в рамках конкретного общественного института. В некоторых больницах, школах и колледжах скла­дывается такая административная политика, в силу неудачного стечения обстоятельств в прошлом или неправильных представ­лений о консультациях и психотерапии, что даже самые опыт­ные консультанты не в состоянии нормально работать. Напри­мер, увязывание консультаций с дисциплинарной и контроль­ной функцией школы и превращение консультационной службы в рычаг администрирования. Учащиеся быстро распознают та­кую взаимосвязь. Впрочем, это не означает, что консультаци­онные службы не могут эффективно использоваться админист­ратором в качестве вспомогательного средства для работы с труд-ными детьми. Однако в любом случае к пространственному сближению этих служб и к возникновению эмоциональных ас­социаций между консультационной и дисциплинарной функ­циями следует относиться со всей осторожностью и по мере воз­можности их разделять.

Необходимо постоянно анализировать, какая репутация складывается у консультационных служб. Например, в коллед­же или в общегородской службе легко заработать репутацию «клиники для амбулаторных» или места, где подлечивают «чу­даковатых». Чтобы клиенты были готовы к консультациям, нуж­но все время разъяснять философию психотерапевтической де­ятельности потенциальной клиентуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: