Готовность и процесс консультации

Большая часть предшествующих методов подготовки была сосредоточена на поиске клиентов и их мотивации. Когда кли­ент уже в кабинете у клинициста, возникают вопросы, как ра­ционально воспользоваться готовностью клиента. Здесь значи­мыми факторами выступают установки, обстановка и техника. Клиницист должен оценить ситуацию, чтобы решить, следует ли ему применять технику поддержки, снижая тревожность кли­ента, или же увеличивать его дискомфорт, добиваясь большей эмоциональной вовлеченности и желания работать над своими проблемами.

Психотерапевта и консультанта легко может ввести в заблуж­дение «внешнее оформление». Неосознанное сопротивление кли­ента может побудить его начать взаимоотношения с консультан­том с разговора о таких несущественных вопросах как «отсутст­вие профессиональных целей», «плохая память на имена», «боязнь публики» или «плохие навыки учебы» под видом основных про­блем. Мы полагаем, консультанту следует начинать работус кли­ентом наэтомуровней неспешитьсвыводом,чтоэтолишь«фа-садные» проблемы. Но при правильном отношении терапевта кли­ент вскоре предложит основные свои проблемы. Установки терапевта, которые способствуют обсуждению проблемы, подроб­но рассматриваются в следующей главе.

Критерии, которые консультант может применять для оцен­ки готовности клиента двигаться дальше, — это его позитивные установки по отношению к психотерапевтическому процессу и низкая защита, проявляющиеся в непринужденности клиента и его энтузиазме в разговоре о своих проблемах. Впечатление, что клиент готов заняться эмоциональным смыслом своих про­блем, его непосредственность, позволяющая ему прямо выра­жать свои мысли и чувства, общее согласие с ролью психотера­певта или консультанта, структурой и стилем консультаций тоже свидетельствуют о готовности клиента. Консультанту следует чутко улавливать, когда клиент не в состоянии прямо говорить о своих проблемах и выражать свои чувства, но своими внут­ренними установками доказывает, что стремится двигаться впе­ред. Сходным образом необходимо быть осторожным в работе с клиентом, который хочет двигаться дальше чересчур бойко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: