Финансовые отношения, рассмотренные ранее, выполняют следующие общие функции:
- осуществляют перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода;
- участвуют в формировании фондов денежных средств и их использовании;
- контролируют и регулируют распределительный процесс;
- выступают преимущественно в денежной форме.
Пройдя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают разнообразные формы проявления. Это обусловлено усложнением хозяйственных связей, расширением рынка, функций и задач государства. Из общей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию.
Финансовые категории обладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Например, налоги имеют четыре основные функции, выступают важнейшим инструментом воздействия на экономические и социальные процессы страны и др.
|
|
Расширение взаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы: хозяйствующими субъектами, населением, государством — создало условия для появления финансовых звеньев.
Финансовые звенья – это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним относятся, к примеру, бюджет, финансы домашнего хозяйства.
Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.
Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского дела, международного денежного оборота сопровождается адекватными изменениями в финансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступени развития финансовых отношений – финансовых сфер (децентрализованных и централизованных), отличающихся особыми формами формирования, использования, управления, но тесно связанных друг с другом.
Управление финансовыми звеньями и сферами осуществляется специальными институтами.
К ним относятся на общегосударственном уровне комитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, финансово-контрольный аппарат Администрации Президента РФ, Министерство финансов РФ и подведомственные ему федеральные службы (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора), Федеральная таможенная служба Минэкономразвития России.
На уровне субъектов Федерации функционируют комиссии по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и финансовые институты исполнительных органов, аналогичные федеральным.
|
|
На местах действуют подобные финансовые институты управления.
У хозяйствующих субъектов вопросами финансов занимается финансово-бухгалтерская служба.
В домашнем хозяйстве финансовые потоки регулирует либо глава данного коллектива, либо специально выделенный член домохозяйства.
В процессе функционирования денежные фонды используют различные денежные средства (агрегаты): наличные деньги (банкноты, казначейские билеты), безналичные деньги (деньги на счетах в кредитных учреждениях, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов и др.
Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают денежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов.
Денежные потоки связывают части финансовой системы в единое целое. По сложности различают односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки.
В односторонних потоках денежные средства идут в одном направлении. Например, перечисленные средства из федерального бюджета РФ идут в Пенсионный фонд для финансирования его расходов.
Двусторонний денежный поток предполагает движение денежных средств между двумя звеньями или звеном и сферой, которая не включает данное звено, в прямом и обратном направлениях. Так, в бюджет поступают от предприятий налоги, но при определенных условиях предприятия могут получить бюджетные средства в виде субсидий или кредита.
Многосторонние потоки одновременно охватывают различные части финансов и текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства формируется за счет доходов из разных источников (предприятия – глава или другой член семьи получает зарплату в данном предприятии, бюджета – трансфертные платежи); с другой стороны, домохозяйство платит налоги в бюджеты, во внебюджетные фонды.
Итак, финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов.
В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.
Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации, В России функционируют две сферы финансовой системы: централизованные (государственные) финансы и децентрализованные финансы.
Состав финансовой системы РФ представлен на рис. 3.2.