Вопрос 3. Финансовая система и характеристика ее звеньев и сфер

Финансовые отношения, рассмотренные ранее, выполняют сле­дующие общие функции:

- осуществляют перераспределение валового внутреннего про­дукта и нацио­нального дохода;

- участвуют в формировании фондов денежных средств и их использовании;

- контролируют и регулируют распределительный процесс;

- выступают преимущественно в денежной форме.

Пройдя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают разнообразные формы проявления. Это обусловлено усложнением хозяйственных связей, расширением рынка, функций и задач государства. Из об­щей совокупности фи­нансов постепенно выделяются отдельные финансовые от­ношения со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финан­совую категорию.

Финансовые категории обладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Напри­мер, налоги имеют четыре ос­новные функции, выступают важней­шим инструментом воздействия на экономи­ческие и социальные процессы страны и др.

Расширение взаимосвязей между главными экономическими агентами нацио­нальной системы: хозяйствующими субъектами, на­селением, государством — создало условия для появления финансо­вых звеньев.

Финансовые звенья – это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним относятся, к примеру, бюджет, финансы домашнего хозяйства.

Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.

Развитие производства, торговли, товарно-денежных отноше­ний, банковского дела, международного денежного оборота сопро­вождается адекватными измене­ниями в финансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступени развития финансовых отношений – финансовых сфер (децентрализован­ных и централизованных), отличающихся особыми формами формирова­ния, ис­пользования, управления, но тесно связанных друг с другом.

Управление финансовыми звеньями и сферами осуществляется специальными институтами.

К ним относятся на общегосударственном уровне комитеты и комиссии в Го­сударственной Думе и Совете Федерации, финансо­во-контрольный аппарат Ад­министрации Президента РФ, Мини­стерство финансов РФ и подведомственные ему федеральные служ­бы (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по фи­нансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора), Феде­ральная таможенная служба Минэкономразвития России.

На уровне субъектов Федерации функционируют комиссии по бюджету и фи­нансам в законодательном (представительном) органе и финансовые институты исполнительных органов, аналогичные федеральным.

На местах действуют подобные финансовые институты управления.

У хозяйствующих субъектов вопросами финансов занимается финансово-бух­галтерская служба.

В домашнем хозяйстве финансовые потоки регулирует либо глава данного коллектива, либо специально выделенный член домохозяйства.

В процессе функционирования денежные фонды используют раз­личные де­нежные средства (агрегаты): наличные деньги (банкноты, ка­значейские билеты), безналичные деньги (деньги на счетах в кредитных учреждениях, денежные ак­кредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, век­селей, опционов и др.

Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают денежные по­токи, требующие четкой организации денежных расчетов.

Денежные потоки связывают части финансовой системы в еди­ное целое. По сложности различают односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки.

В односторонних потоках денежные средства идут в одном на­правлении. На­пример, перечисленные средства из федерального бюд­жета РФ идут в Пенсион­ный фонд для финансирования его расходов.

Двусторонний денежный поток предполагает движение денеж­ных средств между двумя звеньями или звеном и сферой, которая не включает данное звено, в прямом и обратном направлениях. Так, в бюджет поступают от предприятий на­логи, но при опреде­ленных условиях предприятия могут получить бюджетные средства в виде субсидий или кредита.

Многосторонние потоки одновременно охватывают различные части финан­сов и текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства формируется за счет доходов из разных источников (пред­приятия – глава или другой член семьи получает зарплату в данном предприятии, бюджета – трансфертные платежи); с другой стороны, домохозяйство платит налоги в бюджеты, во внебюджетные фонды.

Итак, финансовая система представляет собой совокупность фи­нансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаи­модействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денеж­ных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов.

В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвести­рование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспек­тирование и др.

Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации, В России функционируют две сферы финансовой сис­темы: централизованные (го­сударственные) финансы и децентрали­зованные финансы.

Состав финансовой системы РФ представлен на рис. 3.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: