Закон от 21 июня 2001 г. № 2539-Ш внес существенные изменения в раздел VI ХПК о судебных расходах по ведению хозяйственных споров. Им значительно расширен круг этих расходов.
Согласно ст. 44 ХПК в новой редакции судебные расходы состоят:
1) из государственной пошлины;
2) сумм на оплату судебной экспертизы;
3) расходов, связанных с осмотром и исследованием вещественных доказательств в месте их нахождения;
4) оплаты услуг переводчиков, адвокатов;
5) расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса;
6) иных расходов, связанных с рассмотрением дела.
Ранее действовавшая норма не предусматривала расходов услуг адвокатов и на информационно-техническое обеспечение судебного процесса. Практика шла по пути отнесения расходов на адвоката на ту сторону, которая пользовалась его услугами1, а расходы по информационно-техническому обеспечению процесса нес сам суд. В условиях перехода к рыночным отношениям, когда внедряется в деятельность хозяйственных организаций подлинный хозяйственный расчет, совершенно справедливым и необходимым является отнесение всех судебных расходов на ту сторону, которая признается неправой в рассматриваемом споре. И хотя хозяйственные
'См.: ДМ. Притыка, НЛ, Титов. Арбитражный процесс. Законодательство и практика применения.— Харьков, «Кон-сум». — 1999. — Разъяснение президиума Высшего арбитражного суда от 4 марта 1998 г. № 02-5/78 «О некоторых вопросах практики применения раздела IV Арбитражного процессуального кодекса». — С. 147-155.
суды не состоят на хозрасчете, а состоят на бюджетном финансировании, но и здесь все их расходы, в том числе на информационно-техническое обслуживание процесса должны относиться на сторону, против которой вынесено решение суда.
Таким образом, в настоящее время судебными расходами являются все те затраты, которые несут суд и другие участники процесса и которые по результатам рассмотрения дела относятся на сторону, признанную неправой в споре. Ст. 44 ХПК как в старой, так и в новой редакции содержит указание на то, что, кроме конкретно перечисленных видов расходов, могут быть иные, связанные с рассмотрением дела. К ним следует отнести, в частности, те, которые возникают в связи с вызовом в суд свидетелей (должностных лиц и иных работников предприятий, организаций). Их расходы на проезд, на проживание в гостинице, суточные, утраченная зарплата за время отвлечения в суд также должны возмещаться за счет неправой стороны в споре.
Решение вопроса о судебных расходах в новой редакции ст. 44 ХПК будет не только справедливым, но и станет препятствовать в определенной мере возникновению явно неосновательных споров.
§ 2. Государственная пошлина
Основным и постоянным видом судебных расходов является государственная пошлина. Назначением государственной пошлины является прежде всего возмещение расходов по содержанию деятельности суда. Но размер взыскиваемой госпошлины обычно значительно превышает эти суммы. Это объясняется тем, что при установлении размера госпошлины преследуется и определенная фискальная цель — поступление доходов в государственный бюджет. Размер госпошлины многократно изменялся. В условиях Советского Союза государственная пошлина по имущественным хозяйственным спорам в свое время взыскивалась в размере двух процентов от суммы иска. Впоследствии она была увеличена до четырех процентов.
После распада Советского Союза и возникновения Украины как самостоятельного государства в поисках всевоз-
можных источников наполнения государственного бюджета Декретом Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 г. «О государственной пошлине» размер ее по имущественным спорам был доведен до десяти процентов от суммы иска. Но такое чрезмерное завышение размера госпошлины для того, чтобы увеличить доходы государства за счет ее, привело к обратному явлению. Многие предприятия и организации прекратили обращение в арбитражные суды, предпочитая разрешать споры самостоятельно, в третейских судах или оставляя их неурегулированными длительное время. Количество дел в судах резко сократилось. Чтобы поправить положение, Законом Украины от 11 июля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины» размер госпошлины по имущественным спорам в арбитражных судах был уменьшен в два раза, т.е. установлен равным пяти процентам1 от исковой суммы. Но в условиях экономического кризиса, нехватки оборотных средств, большой дебиторской и кредиторской задолженности для многих субъектов предпринимательской деятельности и такой размер госпошлины оставался серьезным препятствием для обращения в арбитражный суд. Количество исковых заявлений, поступивших в суды, существенно не изменилось по, сравнению с прежним временем. И тогда Законом Украины от 18 ноября 1999 г. «О внесении изменений в ст. 3 Декрета КМУ «О государственной пошлине» размер госпошлины по имущественным спорам был вновь уменьшен сразу в пять раз, т.е. снижен до одного процента от исковой суммы, но не менее 3 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан2. Законом от 20 апреля 2000 г. об изменении госпошлины размер ее ограничен 100 необлагаемым минимумам доходов граждан. В таком размере он действует в настоящее \время. Теперь госпошлина не является препятствием для обращения хозяйственников в суды. А это очень важно для своевременного урегулирования хозяйственных противоречий. Число споров в судах в 2000 и 2001 годах резко возросло.
Государственная пошлина делится на два вида:
1) простую;
2) пропорциональную.
1 См.: ВВР. — 1995. — № 30. — Ст. 229.
2 См.: Вестник Украины. — 1999. — № 50.
Простой является та, которая взыскивается в твердой сумме. Так, по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении договоров, рассматриваемых местными хозяйственными судами, госпошлина взыскивается в размере пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Такая же госпошлина взыскивается с заявлений о признании недействительными актов ненормативного характера, а также о возбуждении дел о банкротстве должника.
По исковым заявлениям с несколькими требованиями (например, взыскание убытков и одновременно неустойки) госпошлина исчисляется исходя из общей суммы требований.
Размер госпошлины должен определяться истцом. Однако судья при принятии искового заявления проверяет правильность исчисления и уплаты госпошлины. При недоплате он обязывает истца доплатить ее. Если это устанавливается при вынесении решения,' она взыскивается дополнительно.
При подаче заявления об увеличении размера исковых требований они должны быть дополнительно оплачены госпошлиной.
В случае уменьшения исковых требований или отказа от иска полностью или частично госпошлина возврату не подлежит.
Если госпошлина уплачена, но иск не заявлен, она подлежит возврату на основании справки суда.
Если же ошибочное возбуждение дела устанавливается в ходе рассмотрения спора, то госпошлина возвращается на основании решения, определения, постановления соответствующего суда.
Госпошлина взыскивается с жалоб о пересмотре дела в апелляционном, кассационном порядке, а также по вновь выявленным обстоятельствам. В этих случаях госпошлина оплачивается по договорным спорам в размере пятидесяти процентов от пошлины при подаче искового заявления, а по имущественным делам — пятидесяти процентов ставки, исчисляемой от оспариваемой суммы.
Порядок уплаты государственной пошлины урегулирован Инструкцией Государственной налоговой инспекции от 22 апреля 1993 г. № 15 «О порядке исчисления
и уплаты государственной пошлины» с последующими дополнениями и изменениями от 31 декабря 1993 г. и от 3 апреля 1998 г.1
Госпошлина уплачивается, как правило, путем перечисления плательщиком денежных средств со своего счета в доход государственного бюджета. Главное управление государственного казначейства Украины письмом от 1 апреля 1998 г. № 06-04/80-2562 разъяснило, что государственная пошлина в этих случаях зачисляется в доход Государственного бюджета на счета, открытые на имя территориальных органов Государственного казначейства по коду бюджетной классификации N» 22090200 с символом отчетности банку 057. Плательщики в поручениях о перечислении пошлины в графе «получатель» указывают наименование территориального казначейства по своему местонахождению, номер счета, который открыт казначейству, и реквизиты учреждения банка. В графе «Назначение платежа» указывается название платежа и код бюджетной классификации2. В подтверждение уплаты госпошлины учреждение банка выдает плательщику два экземпляра поручения об оплате, на одном из которых делается надпись банка о перечислении пошлины в бюджет, которая удостоверяется подписями первого лица, главного бухгалтера и гербовой печатью учреждения банка. Иногда истцы прилагают к исковому заявлению второй экземпляр платежного поручения, на котором нет ни надписи о перечислении денег в бюджет, ни подписей соответствующих лиц, ни печати банка. Этот экземпляр поручения не является доказательством уплаты госпошлины и потому исковое заявление в таком случае возвращается без рассмотрения.
Декрет «О государственной пошлине» в ст. 4 перечисляет широкий круг организаций и учреждений, освобождаемых от уплаты госпошлины. В основном это организации и учреждения, которые обращаются в суд за защитой не своих прав, а других лиц или общегосударственных интересов.
1 См.: Притыка ДЛ., Титов НЛ. Арбитражный процесс.
Законодательство и практика применения.— X.: Консум.—
1999.— Ч. I.— С. 166-168.
2 См.: Там же. — С. 157-158.
В частности, освобождаются от уплаты госпошлины:
а) органы местного и регионального самоуправления по искам о признании недействительными актов других органов самоуправления, местных государственных администраций, предприятий, объединений, организаций и учреждений, ущемляющие их полномочия, а также о
взыскании убытков, причиненных населению, местному хозяйству, окружающей среде (п. 11 ст. 4 Декрета);
б) местные государственные администрации о признании недействительными актов органов местного и регионального самоуправления, противоречащих законодательству (п. 12 ст. 4);
в) органы социального страхования и социальной защиты по регрессным искам о взыскании с причинителей ущерба суммы пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему или членам его семьи (п. 7 ст. 4);
г) финансовые органы и государственные налоговые администрации (п. 15 ст. 4);
д) истцы — органы охраны окружающей среды, лесного хозяйства, рыбоохраны по делам о возмещении ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды, нарушением лесного законодательства, нерационального использования природных ресурсов и
рыбных запасов (п. 27 ст. 4);
е) органы прокуратуры по искам в интересах граждан и государственных юридических лиц (п. 30 ст. 4);
ж) Национальный банк Украины и его учреждения, за исключением хозрасчетных (п. 29 ст. 4); и некоторые другие, указанные в ст. 4 Декрета.
Следует иметь в виду, что перечень организаций и учреждений, освобожденных от уплаты госпошлины, дополнен Законом от 20 апреля 2000 г. № 1662-Ш «О внесении изменений к Декрету Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» указанием на то, что к этой категории организаций относятся также Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения1.
§ 3. Иные расходы по делу и распределение их
Кроме государственной пошлины в хозяйственном процессе могут быть и другие расходы, связанные с рассмотрением дела. Это расходы на оплату услуг переводчика, эксперта и др. Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам, которые вызываются в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру, суды.., утвержденной постановлением Кабинета Министров 1 июля 1996 г. № 710, вознаграждение экспертам определяется в зависимости от его квалификации и сложности задания в пределах от 5 до 10 процентов необлагаемого минимума доходов граждан за час работы. При экспертизе особой сложности вознаграждение увеличивается до 25 процентов.
Переводчикам в зависимости от их квалификации и сложности перевода оплата производится от 10 до 15 необлагаемых минимумом доходов граждан за один авторский лист, а за устный перевод от 5 до 10 процентов необлагаемых налогом доходов граждан за час работы.
Кроме того, экспертам, переводчикам и другим лицам, вызываемым в суд для дачи объяснения, если они являются иногородними, возмещается стоимость проезда до места вызова и обратно, наем жилого помещения, суточные в соответствии с представленными документами1.
Согласно ст. 49 ХПК арбитражные расходы относятся на сторону, которая признана неправой в споре. При удовлетворении иска — на ответчика, при отказе — на истца. При частичном удовлетворении — на каждую сторону пропорционально размеру удовлетворенных требований. Однако, если спор возник в результате неправильных действий стороны, суд вправе отнести на нее госпошлину независимо от результатов разрешения спора.
Если истец освобожден от уплаты госпошлины, а ответчик — нет, то при удовлетворении иска госпошлина взыскивается с ответчика в доход государства. Но если