Понятие и виды судебных расходов

Закон от 21 июня 2001 г. № 2539-Ш внес существен­ные изменения в раздел VI ХПК о судебных расходах по ведению хозяйственных споров. Им значительно рас­ширен круг этих расходов.

Согласно ст. 44 ХПК в новой редакции судебные рас­ходы состоят:

1) из государственной пошлины;

2) сумм на оплату судебной экспертизы;

3) расходов, связанных с осмотром и исследованием вещественных доказательств в месте их нахождения;

4) оплаты услуг переводчиков, адвокатов;

5) расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса;

6) иных расходов, связанных с рассмотрением дела.

Ранее действовавшая норма не предусматривала рас­ходов услуг адвокатов и на информационно-техническое обеспечение судебного процесса. Практика шла по пути отнесения расходов на адвоката на ту сторону, которая пользовалась его услугами1, а расходы по информаци­онно-техническому обеспечению процесса нес сам суд. В условиях перехода к рыночным отношениям, когда внедряется в деятельность хозяйственных организаций подлинный хозяйственный расчет, совершенно справед­ливым и необходимым является отнесение всех судеб­ных расходов на ту сторону, которая признается непра­вой в рассматриваемом споре. И хотя хозяйственные


'См.: ДМ. Притыка, НЛ, Титов. Арбитражный процесс. Законодательство и практика применения.— Харьков, «Кон-сум». — 1999. — Разъяснение президиума Высшего арбитраж­ного суда от 4 марта 1998 г. № 02-5/78 «О некоторых вопро­сах практики применения раздела IV Арбитражного процессу­ального кодекса». — С. 147-155.


суды не состоят на хозрасчете, а состоят на бюджетном финансировании, но и здесь все их расходы, в том числе на информационно-техническое обслуживание процес­са должны относиться на сторону, против которой выне­сено решение суда.

Таким образом, в настоящее время судебными расхо­дами являются все те затраты, которые несут суд и дру­гие участники процесса и которые по результатам рас­смотрения дела относятся на сторону, признанную не­правой в споре. Ст. 44 ХПК как в старой, так и в новой редакции содержит указание на то, что, кроме конкрет­но перечисленных видов расходов, могут быть иные, свя­занные с рассмотрением дела. К ним следует отнести, в частности, те, которые возникают в связи с вызовом в суд свидетелей (должностных лиц и иных работников предприятий, организаций). Их расходы на проезд, на проживание в гостинице, суточные, утраченная зарпла­та за время отвлечения в суд также должны возмещать­ся за счет неправой стороны в споре.

Решение вопроса о судебных расходах в новой редак­ции ст. 44 ХПК будет не только справедливым, но и станет препятствовать в определенной мере возникнове­нию явно неосновательных споров.

§ 2. Государственная пошлина

Основным и постоянным видом судебных расходов является государственная пошлина. Назначением госу­дарственной пошлины является прежде всего возмеще­ние расходов по содержанию деятельности суда. Но раз­мер взыскиваемой госпошлины обычно значительно пре­вышает эти суммы. Это объясняется тем, что при установлении размера госпошлины преследуется и оп­ределенная фискальная цель — поступление доходов в государственный бюджет. Размер госпошлины много­кратно изменялся. В условиях Советского Союза госу­дарственная пошлина по имущественным хозяйствен­ным спорам в свое время взыскивалась в размере двух процентов от суммы иска. Впоследствии она была уве­личена до четырех процентов.

После распада Советского Союза и возникновения Ук­раины как самостоятельного государства в поисках всевоз-


можных источников наполнения государственного бюд­жета Декретом Кабинета Министров Украины от 21 ян­варя 1993 г. «О государственной пошлине» размер ее по имущественным спорам был доведен до десяти процен­тов от суммы иска. Но такое чрезмерное завышение раз­мера госпошлины для того, чтобы увеличить доходы госу­дарства за счет ее, привело к обратному явлению. Многие предприятия и организации прекратили обращение в ар­битражные суды, предпочитая разрешать споры самосто­ятельно, в третейских судах или оставляя их неурегули­рованными длительное время. Количество дел в судах резко сократилось. Чтобы поправить положение, Зако­ном Украины от 11 июля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Укра­ины» размер госпошлины по имущественным спорам в арбитражных судах был уменьшен в два раза, т.е. уста­новлен равным пяти процентам1 от исковой суммы. Но в условиях экономического кризиса, нехватки оборотных средств, большой дебиторской и кредиторской задолжен­ности для многих субъектов предпринимательской дея­тельности и такой размер госпошлины оставался серьез­ным препятствием для обращения в арбитражный суд. Количество исковых заявлений, поступивших в суды, су­щественно не изменилось по, сравнению с прежним вре­менем. И тогда Законом Украины от 18 ноября 1999 г. «О внесении изменений в ст. 3 Декрета КМУ «О государ­ственной пошлине» размер госпошлины по имуществен­ным спорам был вновь уменьшен сразу в пять раз, т.е. снижен до одного процента от исковой суммы, но не менее 3 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан2. Законом от 20 апреля 2000 г. об изменении госпошлины размер ее ограничен 100 необлагаемым минимумам до­ходов граждан. В таком размере он действует в настоя­щее \время. Теперь госпошлина не является препятстви­ем для обращения хозяйственников в суды. А это очень важно для своевременного урегулирования хозяйствен­ных противоречий. Число споров в судах в 2000 и 2001 годах резко возросло.

Государственная пошлина делится на два вида:

1) простую;

2) пропорциональную.

1 См.: ВВР. — 1995. — № 30. — Ст. 229.

2 См.: Вестник Украины. — 1999. — № 50.


Простой является та, которая взыскивается в твер­дой сумме. Так, по спорам, возникающим при заключе­нии, изменении, расторжении договоров, рассматривае­мых местными хозяйственными судами, госпошлина взыс­кивается в размере пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Такая же госпошлина взыс­кивается с заявлений о признании недействительными актов ненормативного характера, а также о возбужде­нии дел о банкротстве должника.

По исковым заявлениям с несколькими требования­ми (например, взыскание убытков и одновременно неус­тойки) госпошлина исчисляется исходя из общей сум­мы требований.

Размер госпошлины должен определяться истцом. Од­нако судья при принятии искового заявления проверя­ет правильность исчисления и уплаты госпошлины. При недоплате он обязывает истца доплатить ее. Если это устанавливается при вынесении решения,' она взыскива­ется дополнительно.

При подаче заявления об увеличении размера исковых требований они должны быть дополнительно опла­чены госпошлиной.

В случае уменьшения исковых требований или отка­за от иска полностью или частично госпошлина возвра­ту не подлежит.

Если госпошлина уплачена, но иск не заявлен, она под­лежит возврату на основании справки суда.

Если же ошибочное возбуждение дела устанавлива­ется в ходе рассмотрения спора, то госпошлина возвра­щается на основании решения, определения, постановле­ния соответствующего суда.

Госпошлина взыскивается с жалоб о пересмотре дела в апелляционном, кассационном порядке, а также по вновь выявленным обстоятельствам. В этих случаях гос­пошлина оплачивается по договорным спорам в разме­ре пятидесяти процентов от пошлины при подаче иско­вого заявления, а по имущественным делам — пятиде­сяти процентов ставки, исчисляемой от оспариваемой суммы.

Порядок уплаты государственной пошлины урегули­рован Инструкцией Государственной налоговой инспек­ции от 22 апреля 1993 г. № 15 «О порядке исчисления


и уплаты государственной пошлины» с последующими дополнениями и изменениями от 31 декабря 1993 г. и от 3 апреля 1998 г.1

Госпошлина уплачивается, как правило, путем пере­числения плательщиком денежных средств со своего сче­та в доход государственного бюджета. Главное управле­ние государственного казначейства Украины письмом от 1 апреля 1998 г. № 06-04/80-2562 разъяснило, что госу­дарственная пошлина в этих случаях зачисляется в до­ход Государственного бюджета на счета, открытые на имя территориальных органов Государственного казначейства по коду бюджетной классификации N» 22090200 с симво­лом отчетности банку 057. Плательщики в поручениях о перечислении пошлины в графе «получатель» указыва­ют наименование территориального казначейства по сво­ему местонахождению, номер счета, который открыт каз­начейству, и реквизиты учреждения банка. В графе «На­значение платежа» указывается название платежа и код бюджетной классификации2. В подтверждение уплаты госпошлины учреждение банка выдает плательщику два экземпляра поручения об оплате, на одном из которых делается надпись банка о перечислении пошлины в бюд­жет, которая удостоверяется подписями первого лица, глав­ного бухгалтера и гербовой печатью учреждения банка. Иногда истцы прилагают к исковому заявлению второй экземпляр платежного поручения, на котором нет ни над­писи о перечислении денег в бюджет, ни подписей соот­ветствующих лиц, ни печати банка. Этот экземпляр по­ручения не является доказательством уплаты госпошли­ны и потому исковое заявление в таком случае возвра­щается без рассмотрения.

Декрет «О государственной пошлине» в ст. 4 пере­числяет широкий круг организаций и учреждений, ос­вобождаемых от уплаты госпошлины. В основном это организации и учреждения, которые обращаются в суд за защитой не своих прав, а других лиц или общегосу­дарственных интересов.

1 См.: Притыка ДЛ., Титов НЛ. Арбитражный процесс.
Законодательство и практика применения.— X.: Консум.—
1999.— Ч. I.— С. 166-168.

2 См.: Там же. — С. 157-158.





В частности, освобождаются от уплаты госпошлины:

а) органы местного и регионального самоуправления по искам о признании недействительными актов других органов самоуправления, местных государственных администраций, предприятий, объединений, организаций и учреждений, ущемляющие их полномочия, а также о
взыскании убытков, причиненных населению, местному хозяйству, окружающей среде (п. 11 ст. 4 Декрета);

б) местные государственные администрации о при­знании недействительными актов органов местного и регионального самоуправления, противоречащих законодательству (п. 12 ст. 4);

в) органы социального страхования и социальной за­щиты по регрессным искам о взыскании с причинителей ущерба суммы пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему или членам его семьи (п. 7 ст. 4);

г) финансовые органы и государственные налоговые администрации (п. 15 ст. 4);

д) истцы — органы охраны окружающей среды, лесного хозяйства, рыбоохраны по делам о возмещении ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды, нарушением лесного законодательства, нерационального использования природных ресурсов и
рыбных запасов (п. 27 ст. 4);

е) органы прокуратуры по искам в интересах граждан и государственных юридических лиц (п. 30 ст. 4);

ж) Национальный банк Украины и его учреждения, за исключением хозрасчетных (п. 29 ст. 4); и некоторые другие, указанные в ст. 4 Декрета.

Следует иметь в виду, что перечень организаций и уч­реждений, освобожденных от уплаты госпошлины, допол­нен Законом от 20 апреля 2000 г. № 1662-Ш «О внесе­нии изменений к Декрету Кабинета Министров Украи­ны «О государственной пошлине» указанием на то, что к этой категории организаций относятся также Анти­монопольный комитет Украины и его территориальные отделения1.


§ 3. Иные расходы по делу и распределение их

Кроме государственной пошлины в хозяйственном про­цессе могут быть и другие расходы, связанные с рассмот­рением дела. Это расходы на оплату услуг переводчика, эксперта и др. Инструкцией о порядке и размерах возме­щения расходов и выплаты вознаграждения лицам, кото­рые вызываются в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру, суды.., утвержденной постанов­лением Кабинета Министров 1 июля 1996 г. № 710, воз­награждение экспертам определяется в зависимости от его квалификации и сложности задания в пределах от 5 до 10 процентов необлагаемого минимума доходов граж­дан за час работы. При экспертизе особой сложности воз­награждение увеличивается до 25 процентов.

Переводчикам в зависимости от их квалификации и сложности перевода оплата производится от 10 до 15 необлагаемых минимумом доходов граждан за один ав­торский лист, а за устный перевод от 5 до 10 процентов необлагаемых налогом доходов граждан за час работы.

Кроме того, экспертам, переводчикам и другим лицам, вызываемым в суд для дачи объяснения, если они явля­ются иногородними, возмещается стоимость проезда до места вызова и обратно, наем жилого помещения, суточ­ные в соответствии с представленными документами1.

Согласно ст. 49 ХПК арбитражные расходы относят­ся на сторону, которая признана неправой в споре. При удовлетворении иска — на ответчика, при отказе — на истца. При частичном удовлетворении — на каждую сторону пропорционально размеру удовлетворенных требований. Однако, если спор возник в результате не­правильных действий стороны, суд вправе отнести на нее госпошлину независимо от результатов разрешения спора.

Если истец освобожден от уплаты госпошлины, а от­ветчик — нет, то при удовлетворении иска госпошлина взыскивается с ответчика в доход государства. Но если



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: