Доброкачественная неспецифическая ЗПР

Не связана с повреждением мозга и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без каких-либо терапевтических мероприятий. Обусловлена замедленным темпом созревания мозговых структур и их функций при отсутствии органических изменений в ЦНС. Проявляется в некотором запаздывании становления двигательных и (или) психических функций, которое может выявиться на любом возрастном этапе, относительно быстро компенсируется и не сочетается с патологическими неврологическими и (или) психопатологическими симптомами. Легко поддается коррекции путем ранней стимуляции психомоторного развития.

Этот вариант ЗПР может проявляться как в виде общего, тотального отставания в развитии, так и в виде частных (отдельных,парциальных) задержек в становлении тех или иных нервно-психических функций, особенно часто это относится к отставанию в развитии речи.

Отставание в развитии тех или иных функций специфично для каждого возрастного этапа. Так, в период новорожденности у такого ребенка длительное время не формируется четкий условный рефлекс на время. Малыш не просыпается, когда он голодный или мокрый, и не засыпает, когда сытый и сухой, все безусловные рефлексы у него ослаблены и вызываются после длительного латентного периода. У него ослаблена или не проявляется вовсе одна из главных сенсорных реакций этого возраста -- зрительная фиксация или слуховое сосредоточение. Вместе с тем, в отличие от детей с поражением ЦНС, у него не проявляются признаки нарушенности эмбрионального развития, нет также нарушений крика, сосания, асимметрии мышечного тонуса.

В возрасте 1-3 месяцев может отсутствовать или быть слабо выраженной тенденция к удлинению периода активного бодрствования, при этом улыбка при общении со взрослым отсутствует или проявляется непостоянно, зрительное и слуховое сосредоточение кратковременны, гуление отсутствует или наблюдаются лишь отдельные редкие звуки. Прогресс в его развитии начинает отчетливо намечаться к 3 месяцам жизни. К этому возрасту он начинает улыбаться и следить за движущимся предметом, однако все функции еще непостоянны и отличаются быстрой истощаемостью.

На всех последующих этапах ребенок в своем развитии проходит стадии, более характерные для предыдущего этапа. Однако задержка развития может проявиться на каждом возрастном этапе впервые. Так, ребенок 6 месяцев с этой формой ЗПР не дает дифференцированной реакции на знакомых и незнакомых, у него также может быть задержано развитие лепета, а в 9 месяцев -- недостаточна активность в общении со взрослыми, он не подражает жестам, у него слабо развит игровой контакт, лепет отсутствует или слабо выражен, не проявляется интонационно-мелодическая имитация фразы, он может с трудом захватывать или не захватывать вовсе мелкие предметы двумя пальцами, недостаточно четко реагировать на словесную инструкцию. Замедленный темп моторного развития проявляется в том, что он может сидеть, но не садится самостоятельно, не делает попыток встать и т.п.

В 11-12 месяцев отсутствуют первые лепетные слова, слабая интонационная выразительность голосовых реакций и первых лепетных слов, нечеткость их соотнесения с предметом или действием. Ребенок стоит с поддержкой, но не ходит. Наблюдается слабость повторных действий и подражательных игр, недостаточно уверенное манипулирование двумя руками, недостаточное захватывание предметов двумя пальцами.

К 3 годам - отставание в развитии речи, недостаточность игровой деятельности, отставание в развитии функции активного внимания, регулирующей функции речи (поведение ребенка слабо управляется инструкцией взрослого), недостаточная дифференцированность эмоциональных проявлений, общая психомоторная расторможенность. Возможно отставание в развитии моторных функций. При этом в первые месяцы жизни отстает темп нормализации мышечного тонуса, угасания безусловных рефлексов, становления выпрямляющих реакций и реакций равновесия, сенсорно-моторной координации, произвольной двигательной активности и особенно тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Доброкачественная неспецифическая задержка развития может быть семейным признаком, она часто наблюдается у соматически ослабленных и недоношенных детей. Она также может иметь место при недостаточности раннего педагогического воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: