Содержание практических занятий

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На практических занятиях нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение тестов. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:
1. Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
2. Беглый опрос.
3. Решение 1-2 типовых тестов у доски.
4. Самостоятельное решение тестов.
5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).
Для проведения занятий имеется большой банк заданий для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от темы можно использовать два пути:
1. Давать определенное количество тестов для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время тестов.
2. Выдавать задания с тестами разной трудности и оценку ставить за трудность решенного теста.
По результатам самостоятельного решения тестов следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.
По материалам темы целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по теме подвести итоги ее изучения (например, провести контрольную работу в целом по теме или разделу), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.
Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждый тест студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения теста преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении тестов. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.

Тема 1. Предмет, основные этапы развития и методы экономической

теории

Учебные цели:

1.Понять, что изучает теоретическая экономика.

2.Изучить методы экономического анализа.

3.Выяснить различия между нормативной и позитивной экономикой.

4.Уяснить, чем отличается микроэкономика от макроэкономики и почему они связаны друг с другом.

5.Раскрыть содержание таких понятий, как принципы, законы, модели.

6.Выявить характер возможных связей и зависимостей между различными макроэкономическими целями развития.

7.Обратить внимание на логические ошибки, возможные в научном анализе при обобщении фактов и познании явлений

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Предмет экономической теории.

2.Методы познания экономических явлений.

3.Функции экономических наук

4.Три основных вопроса экономической системы.

Контрольные вопросы:

1.Что изучает экономическая теория?

2.Сформулируйте основную проблему экономической теории.

3.Противоречат ли друг другу, по вашему мнению, два варианта определения экономической системы, данные в лекции.

4.Назовите главные признаки классификации экономических систем.

5.В чем заключается проблема выбора для экономической системы?

6.Раскройте содержание главных вопросов экономической системы ЧТО?, КАК?,ДЛЯ КОГО? Могли бы вы добавить к этим вопросам свои? Обоснуйте ваш ответ.

7.Какова взаимосвязь между микро – и макроэкономикой?

8.В чем различие позитивных и нормативных утверждений?

9.Каковы взаимоотношения между экономической теорией и политикой?

10.Сформулируйте основные задачи экономической политики.

11. Объясните подробно, каковы взаимосвязи между экономическими фактами,теорией и экономической политикой.

Темы рефератов и докладов:

1.Меркантилизм в российской государственной экономической политике.

2.Применение политики протекционизма в современном мировом хозяйстве.

3.Монетаризм в постсоциалистических странах.

4.Предмет экономики в работах институционалистов.

5.Теория народонаселения в работах экономистов 19 века.

Проверьте, как вы усвоили следующие основные термины и понятия:

Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами найдите соответствующий термин или понятие:

а. Редкость

б. Предмет теоретической экономики

в. Нормативная экономика

г. Позитивная экономика

д. Микроэкономика

е. Макроэкономика

ж. Индукция

з. Дедукция

и. Гипотеза

к. Принципы (законы)

л. Корреляция

м. Логически ошибочное построение «post hoc. ergo propter hoc»

н. Допущение «при прочих равных условиях»

о. Экономическое мышление

1. Метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальным экономическими фактами.

2. Допущение, согласно которому другие факты, за исключением используемых в анализе, рассматриваются как постоянные.

3. Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.

4. Ограниченность ресурсов, необходимых для удовлетворения безграничны: материальных потребностей общества.

5. Изучение эффектного использования ограниченных производственных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

6. Обобщения, характеризующие мотивы и практику поведения индивидов и институтов.

7. Часть теоретической экономики, которая исследует экономику как целостную систему, формирует цели экономической политики и определяет инструменты, необходимые для ее реализации.

8. Направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономической развития и экономическая политика.

9. Принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

10. Часть теоретической экономики, которая исследует, во-первых, обособленные экономические единицы (фирмы, отрасли, семейные хозяйства) во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены; она формулирует принцип! эффективного поведения продавцов и покупателей.

11. Анализ фактов (данных), на основе которых формулируются принцип экономического поведения.

12. Некорректный ход рассуждений, согласно которому одно событие, пред­шествующее другому, рассматривается как его причина.

13. Систематическая и обусловленная связь между двумя видами явлений.

14. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо яв­ления, требующее и проверки на опыте, и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной теорией


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: