Вопросы и учебные задания. 1.Объясните закон спроса

1.Объясните закон спроса. Почему кривая спро­са оказывается нисходящей? Каковы детерминанты спроса? Что происходит с кривой спроса, когда каж­дая из этих детерминант изменяется? Объясните различие между изменением спроса и изменением величины спроса, приведите причины каждого из этих изменений.

2.Какое влияние окажут следу­ющие события на спрос на продукт В?

а. продукт В входит в моду.

б. падает цена на продукт-заменитель С.

в. понижается уровень доходов (при условии, что продукт В - товар низшей категории).

г. потребители ожидают, что цена на продукт В в ближайшем будущем понизится.

д. снижается цена сопутствующего продукта D.

е. отменяются внешнеторговые тарифные барье­ры на продукт В.

3. Объясните следующее сообщение из города Халл (Великобритания): «Цены на рыбном рынке сегодня упали до такого низкого уровня, который местные комментаторы назвали "катастрофичес­ким", — и все из-за дефицита картофеля. Карто­фель служит одним из главных ингредиентов блю­да, которое входит в меню почти любого кафе, — а именно рыбы с жареной картошкой».

4.Объясните закон предложения. Почему кри­вая предложения оказывается восходящей? Каковы детерминанты предложения? Что происходит с кри­вой предложения, когда каждая из этих детерми­нант изменяется? Объясните различие между изме­нением предложения и изменением величины пред­ложения, приведите причины каждого из этих из­менений.

5.Какое влияние окажут следу­ющие события на предложение продукта В?

а. Совершенствование технологии производства продукта В.

б. Сокращение числа фирм в отрасли, производя­щей продукт В.

в. Повышение цен на ресурсы, применяемые в про­изводстве продукта В.

г. Ожидания, что равновесная цена на продукт В в будущем понизится по сравнению с текущим уровнем.

д.Снижение цены на продукт А-продукт, в произ­водстве которого используются практически те же тех­нологии и ресурсы, что и в производстве продукта В.

е. Введение специального налога на продажу про­дукта В.

ж. Предоставление субсидии на производство про­дукта В в размере 50% себестоимости единицы про­дукции.

6.«На рынке кукурузы спрос часто превышает пред­ложение, а предложение иногда превышает спрос». «Цена на кукурузу повышается и падает в результате изменений предложения и спроса». В каком из этих утверждений термины «предложение» и «спрос» упо­требляются правильно? Объясните ваш ответ.

Спрос (в тыс. бушелей) Цена за бушель (в руб.) Предложение (в тыс. бушелей) Избыток(+) или нехватка (-)
  3,40   -
  3,70   -
  4,00   -
  4,30   -
  4,60   -
  4,90   -

5. Ключевой вопрос. Предположим, что общий объ­ем спроса на пшеницу и общий объем предложения пшеницы на зерновой бирже в Канзас-Сити характе­ризуется следующими данными в течение месяца:

а. Какова рыночная, или равновесная, цена? Каково равновесное количество

пшеницы?

Заполните стол­бец (4) и объясните, почему ваши ответы правильны.

б. Используя приведенные данные, представьте графическое изображение

спроса на пшеницу и пред­ложения пшеницы. Удостоверьтесь, что вы правиль­но расположили эти данные на осях вашего графика. Обозначьте равновесную цену буквой Р, а равновесное количество - буквой Q.

в. Почему цена 3,40 руб. не станет на этом рынке равновесной? Почему не станет ею и цена 4,90 руб.? «Излишки повышают цены, а нехватка их понижа­ет». Вы с этим согласны?

г. Теперь предположим, что правительство уста­новило потолок цены на пшеницу, скажем 3,70 руб. за бушель. Подробно объясните, какие последствия повле­чет за собой такая цена. Представьте ваш ответ в графическом изображении. Что могло заставить пра­вительство установить максимальный предел цены?

6.Как повлияет каждое из пере­численных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество продук­та на конкурентном рынке, то есть что произойдет с ценой и количеством - увеличатся ли они, уменьшат­ся ли, останутся ли неизменными или же ответы бу­дут неопределенными, в зависимости от количественных параметров изменений предложения и спроса? Для проверки правильности ответов вам следует восполь­зоваться графиками предложения и спроса:

а)предложение сокращается, а спрос остается неизменным;

б)спрос сокращается, а предложение остается неизменным;

в)предложение увеличивается, а спрос остается неизменным;

г)спрос повышается, предложение увеличива­ется;

д)спрос повышается, а предложение остается неизменным;

е)предложение увеличивается, а спрос сокраща­ется;

ж)спрос повышается, а предложение сокраща­ется;

з)спрос сокращается, предложение сокращается.

7.«Цены служат автоматическим регулятором, который способствует поддержанию пропорцио­нального соотношения между производством и потреблением». Объясните этот тезис.

8.Объясните следующее утверждение: «Хотя автоматы, измеряющие время

парковки автомоби­лей на автостоянках, приносят незначительный до­ход или

вовсе его не приносят, их все же следует сохранить, поскольку они выполняют нормативную функцию».

9.Используйте графики двух рынков, чтобы объяснить, как дотации штатов

государственным колледжам могут повлиять на эффективность обу­чения и на численность студентов как в государст­венных, так и в частных колледжах.

10.Дайте критическую оценку следующему вы­сказыванию: «При сравнении

двух равновесных положений на рис. 3-ба я замечаю, что большее количество продукта на самом деле приобретается по более высокой цене. Это противоречит закону спроса».

11.Предположим, вы идете в пункт приема втор­сырья и вам платят по 25 рублей за кг за ваши алюминиевые кастрюли и банки. Однако принять от вас старые газеты приемщик согласен только в том случае, если вы сами доплатите по 20 рублей за пачку. Проиллюстрируйте оба рынка с помощью графиков спроса и предложения. Можете ли вы объяснить, какой возможный вклад в эти разные рыночные результаты вносят различия в правительственной политике по отношению к переработке алюминия и бумаги?

12.Предположим, что спрос на товар представлен уравнением Р= 10 - 0,2 Qd, а предложение - уравнением Р= 2 + 0,2 Qs, где Qd величины соответственно спроса и предложе­ния, а Р - цена. Используя условие равновесия Qs = Qdb решите эти уравнения и определите равно­весную цену.Затем определите равновесное коли­чество. В подтверждение ваших ответов

составьте графическое изображение двух уравнений.

13. Обсудите экономиче­ские аспекты спекуляции билетами и укажите, кто при этом выигрывает, кто проигрывает.

Список используемой литературы.

Основная:

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю с.51-61,

81-94

2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева. с.78-82

3) «Введение в рыночную экономику», Под ред. А.П. Лит,

И.Н.Никулиной с.99-140

4) Курс экономической теории, под ред. Чепурина, Киселевой. с.153

5)Н.М. Зубко «Экономическая теория» с.85-92

6) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» с.51-69

7) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». с.83-86,

111-113

8) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, с.137,150,

450-458

9) Курс экономики.Райсберг Б.А. с.233-240,

264,

225-229

Дополнительная литература:

10) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева с.42-63

11) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова с.277-279

12)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» с.57-63

13) Джек Харвей, «Постигаем экономику» с.14-18

14)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.Б с.36-38, 599-600

Тема 5. Ценовая эластичность и реальные проявления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: