double arrow

Вопросы и учебные задания

1. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета теорети­ческой экономики:

а) Экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами.

б) Экономика изучает переменные величины, поведение которых воздейст­вует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т. д.).

в) Экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов.

г) Экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.

Покажите, какая связь существует между этими определениями предмета теоретической экономики.

2. По названиям научных трудов определите, какой раздел теоретической экономики они представляют: микроэкономику или макроэкономику:

а) Эдвин Дж. Доллан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл, Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика, М.-Л., 1991.

б) А. Пигу, Экономическая теория благосостояния, т. 1, 2, М., 1985.

в) Цены и ценообразование в рыночной экономике, Учебник (под ред. В. М. Гальперина, В. Е. Есипова), С.-Петербург, 1992

г) Клас Эклунд, Эффективная экономика. Шведская модель, М., 1991.

3. Содержат ли данные положения логические ошибки типа: «после этого, следовательно, по причине этого» (П = П), смешение корреляционных связей с причинно-следственными (К = П), отождествление частного с целым (Ч = Ц), игнорирование допущения «при прочих равных условиях» (РУ)? Да/Нет.

а) Рабочие в угледобывающей промышленности повысили свой доход в результате роста зарплаты. Следовательно, рабочие всех остальных отраслей выиграют, если и их зарплата увеличится.

б) Рост цен на бензин в России сопровождался расширением объема его продаж. Таким образом, очевидно, что увеличение спроса на бензин вызвано повышением его продажной цены.

в) После распада СССР структурный кризис в СНГ стал углубляться. Сле­довательно, его развитие вызвано политическими причинами.

г) Совокупный спрос повысился после роста доходов в обществе. Следова­тельно, динамика дохода определяет изменение потребительского спроса.

Список используемой литературы.

Основная:

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю,М.:Республика, 2005 с.18-36

2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева.

стр.5-6

3) «Введение в рыночную экономику», под ред.А.П. Лит,

И.Н.Никулиной с.440

4) Курс экономической теории, под ред. Чепурина, Киселевой. с.37-39

5)Н.М. Зубко «Экономическая теория» с.13-22

6) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» с.5-9

7) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». с.16-43

8) Курс экономики.Райсберг Б.А. с.7-10

9) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, с.35-60

10) «Вводный курс по экономической теории», под ред. Журавлевой с.5-23

11) «Экономическая теория», К.Ховард, Г.Журавлева, Н.Эриашвили, с.39-44

Дополнительная:

12) «Экономика», Самуэльсон Г.А. с.5-15

13) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева с.9-17

14) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова с.1-4

15) Экономический образ мышления,Пол Хейне с.26-17

16)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» с.13-20

17)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.б. с.20-39

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

Учебные цели:

1.Сформулировать три основные проблемы, которые должна решать любая экономическая система, независимо от ее социальных характеристик и по­литической ориентации.

2. Показать механизм решения этих проблем в различных экономических системах.

3. Выяснить, что такое производственные ресурсы и каковы принципы их классификации.

4. Раскрыть понятие «экономическая эффективность».

5. Уяснить, что представляют собой модель и кривая производственных возможностей, каковы их основные функции в экономическом анализе.

6. Раскрыть с помощью кривой производственных возможностей сущность альтернативных издержек и закона убывающей производительности факторов производства.

7. Понять, как технология влияет на производственные возможности обще­ства.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Основы экономической теории.

2.Граница производственных возможностей и альтернативные издержки.

3.Экономический рост и будущее.

Контрольные вопросы:

1.Сформулируйте основную проблему экономической теории.

2.Перечислите факторы производства. Какие факторы влияют на расширение производственных возможностей? Чем определяется динамика редкости ресурсов?

3.Что включает в себя понятие «экономические ресурсы»? Какие свойства товаров и услуг вы можете перечислить?

4.Выбор положения на кривой производственных возможностей для настоящего времени служит важнейшим фактором экономического роста. Объясните, почему так.

5.Объясните, что понимают экономисты под «редкостью» и под «свободными товарами».

6.Если количество земли увеличивается путем ряда последовательных приращений, а количество труда остается неизменным, то можно ли сказать, что и в этом случае действует закон убывающей доходности? Проиллюстрируйте и объясните это.

7.Опишите и сопоставьте: а/ закон убывающей доходности; б/ тенденцию к возрастанию доходности в связи с увеличением масштаба.

8.Экономисты часто пытаются вычислить стоимость 1 часа рабочего времени через размер зарплаты или уровень средних зарплат. Если судить по этим переменным, то стоимость единицы рабочего времени постоянно растет. Как рост стоимости единицы времени влияет на разные виды новых товаров и услуг? Как рост стоимости рабочего времени связан с широким распространением микроволновых печей, видеомагнитофонов, автоответчиков в банках?

Темы рефератов и докладов:

1.Объективные условия и противоречия экономического развития.

2.Современные производственные альтернативы и будущий рост.

3.Эффективность использования ограниченных ресурсов.

Проверьте, как вы усвоили следующие основные термины и понятия:

Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами найдите соответствующий термин или понятие.

а. Экономические проблемы

б. Производственные ресурсы

в. Труд

г. Капитал

д. Земля

е. Предпринимательский талант

ж. Потребительские товары

з. Средства производства

и. Экономическая эффективность

к. Полная занятость

л. Кривая (или линия) производственных возможностей

м. Альтернативные издержки

н. Экономический рост

о. Рыночная система

п. Командная экономика

р. Традиционное общество

с. Смешанная экономика

т. Технология

1. Экономическая система, основанная на частной собственности, хозяйст­венное развитие которой регулируется исключительно ценовым механизмом.

2. Увеличение реального объема продукции и/или его рост на душу насе­ления.

3. Уровень занятости, который предполагает фрикционную и структурную безработицу, но исключает циклическую ее форму.

4. Отношение между затратами редких ресурсов и тем объемом товаров и услуг, которые созданы в результате использования этих ресурсов.

5. Техника и способы производства товаров и услуг.

6. Естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные, ресурсы).

7. Кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов (групп продуктов) в условиях полной занятости и полного использования других факторов производства в экономике, технологическая основа и запас ресур­сов которой постоянны.

8. Оборудование, орудия труда, машины, сырье, с помощью которых произ­водятся товары и услуги.

9. Способность человека рационально использовать производственные ресур­сы, принимать рациональные решения, активно участвовать в инновацион­ных процессах, уметь рисковать и выигрывать.

10. Экономическая система, основанная на различных формах собственно­сти, развитие которой регулируется рынком, традициями и централизован­ными решениями.

11. Издержки (убытки), связанные с выбором варианта использования про­изводственных ресурсов. Эти издержки измеряются потерями вследствие отказа от альтернативных вариантов применения упомянутых ресурсов.

12.Товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности лю­дей.

13. Экономическая система, основанная на государственной собственности и централизованных методах управления.

14. Экономическая система, в которой традиции, обычаи, опыт определяют практическое использование производственных ресурсов.

15. Факторы производства, которые используются в процессе производства товаров и услуг.

16. Физические и умственные способности человека, которые затрачиваются при производстве товаров и услуг. '

17. Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей.

18. Что производить, как, для кого.

Вопросы и учебные задания:

1. «Экономическая теория - это наука, исследующая принципы, которые управляют распределением ограниченных ресурсов меж­ду конкурирующими целями, когда задача распределения заключается в том, чтобы максимизировать достижения этих целей». Объясните смысл этого утверждения.

2. Прокомментируйте следующее утверждение: «В младших классах нашей средней школы ученикам дают великолеп­ные горячие завтраки стоимостью в 36 доллар, причем это ничего не стоит нашему налогоплательщику благодаря то­му, что правительство их частично субсидирует».

3. «Неправильно, что потребности насытить невозможно. Я могу это доказать. Я получаю все то количество кофе, кото­рое хочу выпивать каждое утро за завтраком». Критически проанализируйте это утверждение. Объясните данное по­ложение: «Товаров и услуг не хватает потому, что ресурсов недостаточно». Проанализируйте следующее: «Всем эко­номическим проблемам присуще одно и то же коренное свойство, а именно то, что мы не располагаем абсолютным их решением».

4. Что такое экономические ресурсы? Каковы главные функции предпринимателя?

5. Почему проблема занятости ресурсов является составной частью предмета экономической теории? Объясните разницу между эффективностью производства и эффективностью распределения ресурсов. Приведите пример достижения эффективности производства, но не распределения ресурсов.

6.Таблица производственных возможностей выпуска военной и гражданской продукции:

Производственные альтернативы
Вид продукции А В С D Е
автомобили          
Управляемые ракеты          

а) Представьте эти данные графически. На каких конкретных допущениях основана эта кривая производствен­ных возможностей?

б) Если экономика находится в точке. С, каковы издержки производства одного дополнительного автомобиля, ракеты? Объясните, каким образом эта кривая отражает закон возрастающих альтернативных издержек.

в) Как должна вести себя экономика, чтобы оказаться в какой-либо точке на кривой?

7. Каковы альтернативные издержки учебы в университете?

8. Предположим, что вы приходите в магазин, собираясь заплатить 100 руб. За товар, и узнаете, что в магазине в двух милях от сюда его можно купить за 50 руб. Поедете ли вы его туда покупать? Сколько вы выгадаете. От такого решения? Каковы альтернативные издержки решения? Теперь, предположим, что вы приходите в магазин и готовы отдать за товар 6000 руб., но узнаете, что в другом магазине за этот, же товар установлена цена в 5950 руб. Примите ли вы то же решение, что и раньше? Почему?

9.Опишите и объясните форму кривых предельных выгод и предельных издержек и используйте эти кривые для определения оптимального распределения ресурсов для конкурентного продукта. Если объем производ­ства таков, что предельные издержки превышают предельные выгоды, то больше или меньше количества ресурсов следует выделить на производство этого продукта? Объясните ответ.

10. Обозначьте точку кривой производственных возможностей, которую вы построили (вопрос 6). Что она означает? Теперь обозначьте точку вне кривой. Что означает эта точка? Что должно произойти, прежде чем эко­номика сможет достичь уровня производства, обозначаемого точкой, находящейся вне кривой производственных возможностей?

11. Возвращаясь к вопросу 6, предположим, что в технологии производства ракет произошло усовер­шенствование, а технологии производства автомобилей остались неизменной. Постройте новую кривую производст­венных возможностей. Теперь, предположим, что технологический процесс, затронут производство автомобилей, а не ракет. Постройте новую кривую производственных возможностей, а затем - кривую производственных возможно­стей. Отражающую развитие технологии в производстве и ракет, и автомобилей.

12. Объясните, как каждый из перечисленных ниже факторов влияет на положение кривой производственных возмож­ностей.

а) Средние экзаменационные отметки студентов университетов и колледжей снижаются.

б) Уровень безработицы падает с 9 до 6% численности рабочей силы.

в) Расходы на оборону сокращаются, что позволяет государству тратить больше средств на здравоохранение.

г) Общество приходит к выводу, что ему требуются компакт-диски, а не долгоиграющие пластинки.

д) Новая технология повышает эффективность извлечения меди из руды.

е) Новый всплеск рождаемости увеличивает численности рабочей силы в стране.

13. Объясните смысл фразы: «Завтрашнее изобилие требует сегодняшних жертв».

14. Объясните, как дефицит внешней торговли может позволить экономике получить набор товаров, превышающий её внутренний производственный потенциал. Объясните, почему страна стремиться избегать внешнеторгового дефици­та.

15. Покажите, как различаются подходы к решению проблемы экономической нехватки ресурсов в таких экономических системах, как чистый капитализм, рыночный социализм и командная экономика.

16. Опишите действия экономики чистого капитализма с помощью модели кругооборота. Покажите рынки продуктов и ресурсов и подчеркните в вашем ответе факт нехватки ресурсов. Укажите ограничения модели кругооборота.

17. Каковы основные причины снижения производственных возможностей Кубы?

Список используемой литературы.

Основная:

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю с.36-51

2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева. с.348

3) Курс экономики.Райсберг Б.А. с.14-15

4) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, с.19-28

5) «Экономическая теория»,К.Ховард,Г.Журавлева,Н.Эриашвили, с.273-276

Дополнительная:

6) «Экономика», Самуэльсон Г.А. с.15-32

7) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева с.24-42

8) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова с.25-26

9) Джек Харвей, «Постигаем экономику» с.10-11

10)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.б. с.3-20

11)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» с.13-20

Тема 3. Собственность в системе экономических отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: