Сходства и различия: психология труда и инженерная психология (с установочной лекции)

Сходства: предмет- деятельность, функционирование человека; человек как предмет труда.

Различия:

Ø по объекту:

труд - все виды профессиональной деятельности, общие закономерности;

инженерная психология - операторская деятельность.

Ø По методу:

Труд - перечисляем все: наблюдение, эксперимент и т.п.

Инженерная - эксперимент и моделирование

Эргономика – комплексная наука о труде; научная и проектировочная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии, ряда технических наук, исследования которой подчинены задачам проектирования и ориентированы главным образом на преобразовательно-проектное действие, а не на познание. Основной объект исследования эргономики – система «человек-машина».

Эргономика нужна для решения задач (триединая задача): повышения эффективности профессиональной деятельности, сохранения здоровья субъекта и развития личности.

Эффективность может быть достигнута разными путями, в частности с помощью субъекта.

Психология- психологические закономерности изучает для решения триединой задачи, ориентация в основном для субъекта. Направлена на человека.

Эргономика- в основном ориентирована на разработку метода и изменением условий для решения этой задачи. Направлена на внешнюю среду. Связь с организационной психологией.

  • Микроэргономика. Ориентирована на изучение и проектирование интерфейсов «человек – другой компонент рабочей системы» (напр., «человек – программное обеспечение»).
  • Макроэргономика. Ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом.

2. Связи психологии труда (ПТ) с другими непсихологическими науками. Климов выделяет три категории степеней родства ПТ с другими непсихологическими науками:

1. Первая степень родства: философия (профессиональная этика и деонтология – учение о долге и должном), экономика труда, социология труда, физиология труда и медицина, профессиональная педагогика. Берутся понятия, методология, техники.

2. Вторая степень родства: техника. Взаимодействие: ПТ должна учитывать прогресс, новинки, ноу-хау. ПТ участвует в гуманистической оптимизации этой новой техники

3. Третья степень родства: различные системы - биологические, технические, социальные, экономические, знаковые, художественные.Эти связи нужны для того, чтобы психолог мог свободно ориентироваться в многообразии профессий, а без этого нет, например, никакой нормальной профориентации.

Место психологии труда в системе психологических наук.

1) Общая Ψ – с-ма псих знания о чем-то общезначном. Научная теоретич основа для понимания конкретных явлений, характ-их субъекта труда и его активность на разных уровнях(от сенсорики до отношений личности). Взаимод общΨ и Ψтруда способств приближению псих наук к жизни.

2) Психофиз -я – в том же отношен, что и общая, только регуляторами и мех-ми активности субъекта здесь явл мозг механизмы.

3) Возрастная Ψ – проясняет вопросы о развитии человека как субъекта деят-ти. Ψтруда разраб для решения задач трудового обучения и воспитания детей системное представление о мире трудовой деят-ти, о «эталонах» личностных качеств, необх трудящемуся челу, что явл основой для разработки вопр воспитанияи обучения. Оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты.

4) Псих детей, аномальных на уровне анализаторов и моторики. Адаптация аномального ребенка к обществу = адаптация к труду. Уточняются представления о псих требованиях к челу, о проф пригодности.

5) ПатоΨ и клинич Ψ. Пограничн проблемы с Ψ труда: оценка трудоспособности людей с нарушенным здоровьем (душевным и телесным). Проблема соц-трудовой реабилитации инвалидов.

  1. Сравнительная характеристика дисциплин по задачам и методам

Задача эргономики - повышение эффективности труда за счет всего комплекса мер (дисциплина комплексная и включает в себя не только психологию, но и гигиену и др)

Задачи психологии труда:

Теоретические (исследовательские) задачи

  • Исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления) как регуляторов трудовой деятельности
  • изучение психических свойств субъекта трудовой деятельности;
  • исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе;
  • изучение проблемы мотивации трудовой деятельности и др.

Прикладные задачи

  • разработка процедур профотбора;
  • оптимизация процедур профподготовки;
  • разработка оптимальных режимов труда и отдыха и др.

Задачи инженерной пси: согласование характеристик технических средств и возможностей и ограничений оператора в системе

Инженерная психология больше связана с созданием информационной предметной среды, а эргономика включает
междисциплинарные исследования в области наук о человеке (анатомия, физиология, психология)
Соответственно от задач выводим методы: в пси труда все эти методы, в эргономике все не оканчивается психологическими методами (ну и задачи тоже прикладные), а в инженерной вообще все узко, т.к. очень узкая область: это анализ деятельности оператора, анализ ошибок, наблюдение, моделирование… Ну и дальше наболтаете же?

Методы построение теория (общенаучный) Эмпирико-познавательные методы (методы научных исследований в психологии труда) Конструктивно-преобразующие (научно-практичные методы и технологии)
· Наименование (ищем то что пытаемся обозначить) · Логического генерирования (формируется логика по неким законам логики) · Вербального комбинирования · Определение (сами устанавливаем границы употребления данного слова, того значения, которым будем пользоваться) · Индуктивное предсказание (выстроение некого обобщения на основе отдельного факта) · Дедуктивное предсказание (движение от теоретических отношений к определенным объектам) · Синтаксическое комбинирование (по правилам синтаксиса) · Метод наблюдения · Метод беседы (опрос, интервью, анкета) – базовый на начальных тапах изучения профессии. · Метод анамнеза, биографический метод · Метод эксперимента (лабораторный, естественный или производственный). Моделирование деятельности (метод моделирования заключается в замещении реального объекта другим объектом для изучения свойств и характеристик оригинала) · Тесты · Метод экспертных оценок (напр., метод дифференцированной оценки Климова) · Метод анализа продуктов деятельности · Рационализация рабочего места · Рационализация орудий, средств труда · Рационализация режима труда и отдыха · Методы диагностики и прогнозирования, · Методы консультирования, · Методы обучения, тренинга (в т.ч. стажировки и др) · Методы оптимизации функционального состояния · Методы психологии воздействия в труде

Тема 2. Психологическое изучение профессиональной деятельности: цели, объекты изучения, методы исследования, способы фиксации результатов (профессиограмма, психограмма). Как связаны психические регуляторы профессионального поведения работника и компоненты его трудового поста?

План:

1.Объекты психологического исследования профессий

2. Цели психологического изучения профессиональной деятельности.

3. Методы психологического изучения профессиональной деятельности.

4. Профессиограмма и психограмма как способы фиксации результатов профессиографирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: