Сходства: предмет- деятельность, функционирование человека; человек как предмет труда.
Различия:
Ø по объекту:
труд - все виды профессиональной деятельности, общие закономерности;
инженерная психология - операторская деятельность.
Ø По методу:
Труд - перечисляем все: наблюдение, эксперимент и т.п.
Инженерная - эксперимент и моделирование
Эргономика – комплексная наука о труде; научная и проектировочная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии, ряда технических наук, исследования которой подчинены задачам проектирования и ориентированы главным образом на преобразовательно-проектное действие, а не на познание. Основной объект исследования эргономики – система «человек-машина».
Эргономика нужна для решения задач (триединая задача): повышения эффективности профессиональной деятельности, сохранения здоровья субъекта и развития личности.
Эффективность может быть достигнута разными путями, в частности с помощью субъекта.
|
|
Психология- психологические закономерности изучает для решения триединой задачи, ориентация в основном для субъекта. Направлена на человека.
Эргономика- в основном ориентирована на разработку метода и изменением условий для решения этой задачи. Направлена на внешнюю среду. Связь с организационной психологией.
- Микроэргономика. Ориентирована на изучение и проектирование интерфейсов «человек – другой компонент рабочей системы» (напр., «человек – программное обеспечение»).
- Макроэргономика. Ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом.
2. Связи психологии труда (ПТ) с другими непсихологическими науками. Климов выделяет три категории степеней родства ПТ с другими непсихологическими науками:
1. Первая степень родства: философия (профессиональная этика и деонтология – учение о долге и должном), экономика труда, социология труда, физиология труда и медицина, профессиональная педагогика. Берутся понятия, методология, техники.
2. Вторая степень родства: техника. Взаимодействие: ПТ должна учитывать прогресс, новинки, ноу-хау. ПТ участвует в гуманистической оптимизации этой новой техники
3. Третья степень родства: различные системы - биологические, технические, социальные, экономические, знаковые, художественные.Эти связи нужны для того, чтобы психолог мог свободно ориентироваться в многообразии профессий, а без этого нет, например, никакой нормальной профориентации.
Место психологии труда в системе психологических наук.
1) Общая Ψ – с-ма псих знания о чем-то общезначном. Научная теоретич основа для понимания конкретных явлений, характ-их субъекта труда и его активность на разных уровнях(от сенсорики до отношений личности). Взаимод общΨ и Ψтруда способств приближению псих наук к жизни.
|
|
2) Психофиз -я – в том же отношен, что и общая, только регуляторами и мех-ми активности субъекта здесь явл мозг механизмы.
3) Возрастная Ψ – проясняет вопросы о развитии человека как субъекта деят-ти. Ψтруда разраб для решения задач трудового обучения и воспитания детей системное представление о мире трудовой деят-ти, о «эталонах» личностных качеств, необх трудящемуся челу, что явл основой для разработки вопр воспитанияи обучения. Оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты.
4) Псих детей, аномальных на уровне анализаторов и моторики. Адаптация аномального ребенка к обществу = адаптация к труду. Уточняются представления о псих требованиях к челу, о проф пригодности.
5) ПатоΨ и клинич Ψ. Пограничн проблемы с Ψ труда: оценка трудоспособности людей с нарушенным здоровьем (душевным и телесным). Проблема соц-трудовой реабилитации инвалидов.
- Сравнительная характеристика дисциплин по задачам и методам
Задача эргономики - повышение эффективности труда за счет всего комплекса мер (дисциплина комплексная и включает в себя не только психологию, но и гигиену и др)
Задачи психологии труда:
Теоретические (исследовательские) задачи
- Исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления) как регуляторов трудовой деятельности
- изучение психических свойств субъекта трудовой деятельности;
- исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе;
- изучение проблемы мотивации трудовой деятельности и др.
Прикладные задачи
- разработка процедур профотбора;
- оптимизация процедур профподготовки;
- разработка оптимальных режимов труда и отдыха и др.
Задачи инженерной пси: согласование характеристик технических средств и возможностей и ограничений оператора в системе
Инженерная психология больше связана с созданием информационной предметной среды, а эргономика включает
междисциплинарные исследования в области наук о человеке (анатомия, физиология, психология)
Соответственно от задач выводим методы: в пси труда все эти методы, в эргономике все не оканчивается психологическими методами (ну и задачи тоже прикладные), а в инженерной вообще все узко, т.к. очень узкая область: это анализ деятельности оператора, анализ ошибок, наблюдение, моделирование… Ну и дальше наболтаете же?
Методы построение теория (общенаучный) | Эмпирико-познавательные методы (методы научных исследований в психологии труда) | Конструктивно-преобразующие (научно-практичные методы и технологии) |
· Наименование (ищем то что пытаемся обозначить) · Логического генерирования (формируется логика по неким законам логики) · Вербального комбинирования · Определение (сами устанавливаем границы употребления данного слова, того значения, которым будем пользоваться) · Индуктивное предсказание (выстроение некого обобщения на основе отдельного факта) · Дедуктивное предсказание (движение от теоретических отношений к определенным объектам) · Синтаксическое комбинирование (по правилам синтаксиса) | · Метод наблюдения · Метод беседы (опрос, интервью, анкета) – базовый на начальных тапах изучения профессии. · Метод анамнеза, биографический метод · Метод эксперимента (лабораторный, естественный или производственный). Моделирование деятельности (метод моделирования заключается в замещении реального объекта другим объектом для изучения свойств и характеристик оригинала) · Тесты · Метод экспертных оценок (напр., метод дифференцированной оценки Климова) · Метод анализа продуктов деятельности | · Рационализация рабочего места · Рационализация орудий, средств труда · Рационализация режима труда и отдыха · Методы диагностики и прогнозирования, · Методы консультирования, · Методы обучения, тренинга (в т.ч. стажировки и др) · Методы оптимизации функционального состояния · Методы психологии воздействия в труде |
Тема 2. Психологическое изучение профессиональной деятельности: цели, объекты изучения, методы исследования, способы фиксации результатов (профессиограмма, психограмма). Как связаны психические регуляторы профессионального поведения работника и компоненты его трудового поста?
|
|
План:
1.Объекты психологического исследования профессий
2. Цели психологического изучения профессиональной деятельности.
3. Методы психологического изучения профессиональной деятельности.
4. Профессиограмма и психограмма как способы фиксации результатов профессиографирования.