double arrow

Формы познания

выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причём к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

Научное - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Художественное - отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское - представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое - мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Религиозное - объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Уровни научного познания:

· эмпирический (опытный, чувственный), выражен в наблюдении и эксперименте,

· теоретический (рациональный, в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.

Формы познания:

1 Чувственное – возникает при функционировании органов чувств ощущающих данные объекты

Этапы чувственного познания:

- Ощущения,

- Восприятия - устойчивый образ, объекты,

- Представления – чувственный образ объекта, сохраняемый в сознании субъекта.

2 Рациональное – логическое, абстрактное мышление.

Этапы рационального познания:

- Понятия – мысль отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках,

- Суждения – форма мысли в которой через связь поколений утверждается или отрицается что-либо,

- Умозаключение – вывод, основанный на логически связанных суждениях.

Основные мыслительные операции:

1) Анализ – мыслительная операция, которая состоит в разложении на составные части исследуемого предмета,

2) Синтез – установление связи и сведение в единое целое элементов полученных в результате анализа,

3) Дедукция – умозаключение от общего к частному,

4) Индукция – умозаключение от частного к общему,

5) Сравнение,

6) Уподобление,

7) Обобщение,

8) Абстрагирование.

Рациональное познание стремится к достижению истины.

Истина – правильное, достоверное знание соответствующее самой действительности и подтвержденное опытом.

Виды:

- Абсолютная – знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

- Относительная – знания, зависящие от условий, от времени и места их получения.

Возможные критерии истины:

a) Практика,

b) Соответствие законам логики.

c) Соответствие ранее открытым законам той или иной науки,

d) Соответствие фундаментальным законам науки,

e) Простота и экономичность формы.

Виды человеческих знаний:

· Научное знание,

· Ненаучное знание: обыденное житейское познание, мифологическое познание, художественное.

Основные черты научного познания:

a) Объективность добываемого знания,

b) Развитость понятийного аппарата,

c) Рациональность связанная с непротиворечивостью, доказательностью системностью,

d) Проверяемость,

e) Высокий уровень обобщения знаний,

f) Универсальность,

g) Использование специальных методов и способов познавательной деятельности.

Уровни научного познания:

· Эмпирический – выявляет объективные факты со стороны их очевидных взглядов и проявлений. Методы: наблюдение, описание, эксперимент. Результаты: научный факт, формулирование закона.

· Теоретический – выявляет фундаментальные закономерности, обнаруживает скрытые внутренние связи. Методы: наблюдение, описание, эксперимент, системный и структурный анализ. Результаты: гипотеза, теория, модель.

Научный факт – отражение объективного явления в сознании человека.

Закон – объективное, существенное, конкретно всеобщее, повторяющееся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Гипотеза – научное предположение, сформированное на основе ряда фактов, которое нуждается в проверке.

Теория – форма начного знании, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: