выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причём к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.
Научное - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Художественное - отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.
Философское - представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Мифологическое - мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
Религиозное - объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
Уровни научного познания:
· эмпирический (опытный, чувственный), выражен в наблюдении и эксперименте,
· теоретический (рациональный, в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.
Формы познания:
1 Чувственное – возникает при функционировании органов чувств ощущающих данные объекты
Этапы чувственного познания:
- Ощущения,
- Восприятия - устойчивый образ, объекты,
- Представления – чувственный образ объекта, сохраняемый в сознании субъекта.
2 Рациональное – логическое, абстрактное мышление.
Этапы рационального познания:
- Понятия – мысль отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках,
- Суждения – форма мысли в которой через связь поколений утверждается или отрицается что-либо,
- Умозаключение – вывод, основанный на логически связанных суждениях.
Основные мыслительные операции:
1) Анализ – мыслительная операция, которая состоит в разложении на составные части исследуемого предмета,
2) Синтез – установление связи и сведение в единое целое элементов полученных в результате анализа,
3) Дедукция – умозаключение от общего к частному,
4) Индукция – умозаключение от частного к общему,
5) Сравнение,
6) Уподобление,
7) Обобщение,
8) Абстрагирование.
Рациональное познание стремится к достижению истины.
Истина – правильное, достоверное знание соответствующее самой действительности и подтвержденное опытом.
Виды:
- Абсолютная – знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
- Относительная – знания, зависящие от условий, от времени и места их получения.
Возможные критерии истины:
a) Практика,
b) Соответствие законам логики.
c) Соответствие ранее открытым законам той или иной науки,
d) Соответствие фундаментальным законам науки,
e) Простота и экономичность формы.
Виды человеческих знаний:
· Научное знание,
· Ненаучное знание: обыденное житейское познание, мифологическое познание, художественное.
Основные черты научного познания:
a) Объективность добываемого знания,
b) Развитость понятийного аппарата,
c) Рациональность связанная с непротиворечивостью, доказательностью системностью,
d) Проверяемость,
e) Высокий уровень обобщения знаний,
f) Универсальность,
g) Использование специальных методов и способов познавательной деятельности.
Уровни научного познания:
· Эмпирический – выявляет объективные факты со стороны их очевидных взглядов и проявлений. Методы: наблюдение, описание, эксперимент. Результаты: научный факт, формулирование закона.
· Теоретический – выявляет фундаментальные закономерности, обнаруживает скрытые внутренние связи. Методы: наблюдение, описание, эксперимент, системный и структурный анализ. Результаты: гипотеза, теория, модель.
Научный факт – отражение объективного явления в сознании человека.
Закон – объективное, существенное, конкретно всеобщее, повторяющееся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Гипотеза – научное предположение, сформированное на основе ряда фактов, которое нуждается в проверке.
Теория – форма начного знании, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей.