Деятельность – это специфическая форма взаимодействия человека, с окружающим миром выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания.
Структура деятельности:
1. По участникам: Субъект деятельности (человек), объект.
2. По характеру: репродуктивная (по образцу), творческая.
3. По продуктам: материальная, духовная.
4. По компонентам: цель, средства, действия, результат.
Побуждением к деятельности являются: мотивы, а они связаны с удовлетворением потребностей.
Пирамида потребностей по Маслоу
Духовные
Престижные
Социальные
Физиологические потребности
· Биологические (органические, материальные),
· Социальные,
· Духовные потребности (идеальны, познавательные),
· Реальные (в пище, общении),
· Мнимые (курение, наркотики, шопоголизм).
5. По видам: труд, учение, общение, игра, творчество.
Труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда:
|
|
1 Целесообразность,
2 Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов,
3 Требует наличия знаний, умений, мастерства,
4 Практическая полезность,
5 Наличие результата,
6 Способствует развитию личности,
7 Способствует преобразованию внешней среды обитания человека.
Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение ЗУН.
Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. (вербальное, чувствами).
Функции общения:
· Социализация (формирование развитие межличностных отношений),
· Познавательная,
· Психологическая.
Структура общения:
· Субъект,
· Цель,
· Содержание.
· Средства,
· Полезность.
В общении принято выделять коммуникацию.
Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача) – однонаправленный поток информации, при отсутствии или при формальном характере обратной связи.
Игра – особый вид деятельности, целью которого является не результат, а сам процесс.
Характерные черты:
· Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется,
· В процессе используются заменяющие предметы,
· Нацелена на удовлетворение интереса ее участников,
· Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Творчество – вид деятельности направленный на создание чего-то нового, неизвестного ранее.
Механизмы творчества:
· Комбинирование,
· Воображение,
· Фантазия,
· Интуиция.