Функции оперативного управления

Существует необходимость ввести определение оперативного управления, отвечающее его сущности и отражающее цель оперативной управленческой деятельности; выработку управляющих воздействий и их осуществление; контроль за результатом их осуществления. Наиболее распространенная формулировка: оперативное управление — это деятельность управляющей подсистемы, заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществлении и направленная на эффективное достижение цели деятельности системы управления и организации в целом при должным образом организованном контроле, основанная также на процессах реализации функций управления.

Которые характеризуется рядом особенностей:

- осуществляются непрерывно во времени и пространстве и ориентированы на достижение определенных (установленных) целей;

- охватывают все необходимое и соответствующее пространство и имеют место не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующие периоды времени;

- характеризуются целенаправленностью — при отсутствии целей управление становится бессмысленным;

- могут быть предназначены и ориентированы на тактические и стратегические цели и планы, что и определяет задачи управления: оперативные или тактические, оперативно-технологические (оперативные, оперативно-производственные, в том числе оперативно-диспетчерские) и стратегические.

Прежде чем установить, как вписывается основанное преимущественно на административно-командных принципах оперативное управление в общую систему, отметим, что корпоративное управление — это внутреннее средство обеспечения деятельности корпорации и контроля над ней, включающее комплекс отношений между правлением компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами. Корпоративное управление определяет стратегические цели компании, средства их достижения и способы контроля над ее деятельностью.

Опыт развития корпоративного управления показывает: формирование корпоративных этических норм помогает компании избежать операционных рисков, поддерживает долгосрочный экономический рост и способствует осуществлению успешной предпринимательской деятельности. Следование нормам корпоративной этики формирует политику корпоративного поведения компании, базирующуюся на учете интересов акционеров, менеджмента и сотрудников компании; способствует укреплению позиций на рынке; увеличивает рыночную стоимость и прибыльность компании; повышает удовлетворение ожиданий стейкхолдеров.

Регламентация используемых способов, форм и принципов оперативного управления, изложенная в стандарте энергокомпании, утвержденном советом директоров, есть не что иное, как возложение конкретной ответственности и делегирование полномочий соответствующим уровням менеджмента для обеспечения текущего (тактического) результата деятельности энергокомпании и ее энергопредприятий (филиалов, структурных подразделений, дочерних акционерных обществ). В то же время эффективное корпоративное управление основано на разделении стратегического и оперативного руководства. Передача функций оперативного управления бизнесом (производством) от собственника бизнеса (акционера) к менеджменту дает возможность собственнику сфокусироваться на более масштабных стратегических задачах развития своего бизнеса и ограничиться контролем за его эффективностью, т.е. за эффективностью управления, осуществляемого менеджментом компании.

Методологии и процессы оперативного управления направлены на обеспечение функциональной и технической устойчивости управляемой системы, как общего свойства систем и процессов управления сохранять и восстанавливать свои качества в условиях внутренних и внешних изменений и возмущений с определенной или необходимой оперативностью.

Под функциональной устойчивостью понимается способность противостоять нетехническим воздействиям, под технической устойчивостью — воздействиям технического характера с помощью технических средств, а под оперативностью — свойство процесса управления обеспечивать завершение цикла управления в требуемые сроки.

Что, в свою очередь, обеспечивается:

- ясностью целевых ориентиров и реальностью задач;

- полным и своевременным информированием субъекта управления о состоянии системы, среды и ходе самих процессов;

- достаточной гибкостью процессов, позволяющей своевременно адаптироваться к изменениям ситуации;

- регламентированием процессов, в частности, разработкой процедур, обеспечивающих согласованность между фазами процессов;

- параллельным выполнением отдельных частей процессов;

- четким контролем за процессами со стороны субъекта управления;

- наличием ресурсов, достаточных для обеспечения необходимой скорости и соответствующего временного режима реализации процессов.

В зависимости от степени участия человека в реализации управленческих воздействий система классификации оперативного управления включает в себя управление:

- техническими системами;

- эргатическими (человеко-машинными) системами;

- организационными системами;

- финансами.

Оперативное управление основывается на бизнес-процессах планирования, учета и контроля за деятельностью энергокомпании, таких как:

- управление финансовыми средствами;

- учет основных средств; контроль за состоянием и технико-экономической эффективностью производственных фондов;

- управление записями;

- решение вопросов тарификации и ценообразования;

- расчет и уплата налогов;

- вопросы заработной платы;

- формирование и контроль исполнения бюджетов;

- ведение юридической документации;

- управление взаимоотношениями с клиентами и поставщиками;

- управление персоналом.

Для повышения качества оперативного управления должны разрабатываться корпоративные стандарты (стандарты организации), но только для сложившихся видов деятельности и процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: