Вопрос 11.Особенности современного этапа экономических реформ на транспорте

Успешное социально-экономическое развитие России сопровождается ростом грузооборота транспортного комплекса и, соответственно, ростом спроса на грузовые перевозки. ОАО «РЖД» обеспечивает растущие потребности в железнодорожных перевозках. В данный момент акционерное общество вышло на максимальный за последние 12 лет уровень погрузки грузов и демонстрирует технологическую и финансовую устойчивость. Также на сегодняшний день решены основные проблемы обеспечения безопасности движения поездов и возрождения отечественного железнодорожного строительства.

В настоящее время происходит реализация третьего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта РФ. Планируется, что данная реформа будет закончена к 2010 году. Данный этап реформы затрагивает ряд актуальных проблем, связанных с повышением эффективности работы железнодорожного транспорта страны, и ставит своей основной целью переход к инвестиционной фазе развития, то есть привлечение крупных инвестиций в ОАО «РЖД» и железнодорожную отрасль в целом.

Задачи третьего этапа: оценка целесообразности полного организ.отделения инфр-ры от перевозочной деят-ти; дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок и иных видов деят-ти на ж.д. тр-те, в т.ч. посредством продажи акций ДО; активное продолжение корпоротивного строительства с учетом принципов корпоротивной логистики и территориального взаимодействия; оценка возможности создания нескольких вертикально интегрированных мощных конкурирующих между собой перевозочных компаний; развитие способов использования частных поездных локомотивов и увеличение доли груз. ваг., не находящихся в собственности ОАО «РЖД» до 60% и более.

Прежде всего, необходимо отметить, что главными целями, которые компания ОАО «РЖД» достигает, реализуя мероприятия программы структурной реформы, являются, безусловно, повышение качества услуг для населения, повышение глобальной конкурентоспособности. Сегодня транспортный бизнес активно глобализуется, и конкурентоспособность России как транзитной державы имеет огромное значение, которое постоянно увеличивается. Это один из ключевых параметров, который влияет на оценку экономической эффективности функционирования отрасли.

Также очень важный вопрос – повышение инвестиционной привлекательности сектора. Здесь речь идёт не только о создании условий для привлечения инвестиций на развитие основных средств компании «Российские железные дороги», но и о повышении инвестиционной активности во всём железнодорожном секторе, о развитии механизмов государственного и частного партнерства, развитии инфраструктуры, механизмов финансирования расширения и обновления парков подвижного состава. В сфере развития инвестиционной привлекательности важнейшее значение имеют разработка и принятие стратегической программы развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

Основные направления экономических реформ на железнодорожном транспорте обеспечивают достижение целей реформирования железнодорожного транспорта и включают:

1.развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;

2.обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава;

3.совершенствование тарифной политики;

4.поэтапное прекращение и ликвидация перекрестного субсидирования пассажирских за счет грузовых;

5.обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета;

6.осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;

7.повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.

Активно идёт процесс реструктуризации самой компании «Российские железные дороги». В настоящий момент в рамках реализации Программы структурной реформы принято решение о создании двух дочерних обществ в различных сферах. В основном это связано с ремонтом подвижного состава, путевой техники. Выделен полностью в дочернее общество блок капитального строительства, проектно-изыскательских работ. Созданы дочерние общества в сфере научной деятельности - два. Ещё по двум главным ключевым институтам, которые работают в сфере железнодорожного транспорта, принято решение о создании дочерних обществ - это ВНИИЖ и ВНИАС.. Развиваются дочерние операторские компании, это «Трансконтейнер», «Ревсервис», «Русская тройка», «Рэлтрансавто». Активно работают общества, созданные в сфере производства электротехнической продукции для железнодорожного транспорта - ЛТЗ и так далее.

Немаловажно, что на сегодняшний день создано семь дочерних обществ, пригородных компаний, которые получают весьма важный для нас опыт работы в рыночных условиях на рынке региональных перевозок, отрабатывают новую систему отношений с субъектами Федерации, с российскими железными дорогами, как собственником инфраструктуры, и компаниями, предоставляющими эти услуги. Это позитивный опыт, который очень ясно показывает нам проблемы, которые надо решать в этой сфере.

И, безусловно, большое значение компания придает принятому решению о создании дочернего общества грузовой компании с передачей в уставный капитал этой компании 200 тысяч грузовых вагонов. Считается, что это решение, которое позволяет более активно идти к развитию конкурентной среды в рынке собственности подвижного состава, оперировании вагонами и локомотивами. Это тот катализатор, который позволит последовательно регулировать рынок грузовых перевозок и перейти на рыночные конкурентные отношения и стимулировать повышение эффективности деятельности всех участников рынка через конкуренцию. Это соответствует позиции, которую высказывала компания о том, что конкуренция должна развиваться на железнодорожном транспорте в тех секторах, где для нее созданы организационные, экономические и правовые условия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: