Рыбное хозяйство

Включает ведение рыболовства на акватории Мирового океана и освоение рыбных ресурсов внутренних морей, рек и водохранилищ. Рыбное хозяйство на внутренних водоемах ведется в основном за счет промысла естественных рыбных запасов и в меньшей степени за счет создания рыбоводных ферм. Для разведения рыбы требуются водные ресурсы только с чистой водой.

Во внутренних морях, реках, озерах, водохранилищах РФ воспроизводится до 70% мировых запасов ценных пород рыб. Осетровые (осетр, белуга, севрюга) и лососевые (лосось, горбуша, кета, семга) являются рыбами проходными. Они нагуливаются в морях, а для размножения заходят в реки с незаиленным дном. Частиковые породы рыб (судак, сазан, лещ) являются полупроходными. Они нагуливаются в озерах, водохранилищах, а для размножения заходят в дельты рек или места, затапливаемые в период весеннего половодья.

Рыбы с оседлым образом жизни называются туводными, к ним относятся щука, карась, окунь.

Естественное воспроизводство рыбы обеспечивается оптимальным гидрологическим режимом водных объектов (глубина, температура воды, физические показатели воды, наличие растворенного в воде кислорода), а также наличием кормов на пути миграции в нерестилища производителей.

Искусственное воспроизводство рыбы осуществляется в основном разведением и выращиванием мальков для дальнейшего их заселения в водоем.

Важным рыбохозяйственным мероприятием является строительство рыбопропускных и рыбозащитных сооружений.

Рыбопропускные сооружения предназначены для пропуска проходных и полупроходных рыб из нижнего бьефа в верхний бьеф водоема с целью их естественного воспроизводства. Рыбопропускные сооружения подразделяются на рыбоходные и рыбоподъемные.

Рыбоходное сооружение представлено на рис 17.

Рис. 17. Рыбоходное сооружение:

а - лотковое сооружение; 1 – пазы заграждений; 2 – регулятор расхода воды; 3 – ступенчатый гаситель скорости воды в лотке; 4 – входной лоток

Рыбоходное сооружение предназначено для самостоятельного преодолевания рыбами высоты между отметками нижнего и верхнего бьефа водоема. Наиболее распространенным является лотковое рыбоходное сооружение. Применяется при напоре воды в гидроузле (ГЭС) менее 10 метров.

Рыбоподъемное сооружение предназначено для перемещения рыбы из нижнего бьефа в верхний бьеф водоема путем их шлюзования или транспортировки в специальных камерах. Применяется при напоре воды в гидроузле (ГЭС) более 10 метров.

Рыбоподъемное сооружение показано на рис. 18.

Рис. 18. Рыбоподъемное сооружение:

а – рыбопропускной шлюз; 1 – выходной лоток; 2 – пазы заграждений; 3 – рыбонакопитель; 4 – побудительное устройство; 5 – затворы эксплуатационные и блоков питания; 6 – горизонтальное побудительное устройство; 7 – блок питания; 8 – рабочая камера

Рыбопропускной шлюз аналогичен по принципу работы судоподъемному шлюзу. Рыба с помощью побудительного устройства

собирается в рыбонакопителе и затем переводится в рабочую камеру. Шлюз снабжен блоком питания, создающим привлекающий поток воды в рабочую камеру. При наполнении рабочей камеры водой рыба поднимается до уровня верхнего бьефа и через выходной лоток выводится в водоем.

Рыбоподъемники бывают стационарные и передвижные.

Стационарные рыбоподъемники возводят на крупных равнинных реках с богатой ихтиофауной и в местах сосредоточения рыбных потоков.

Передвижные (плавучие) рыбоподъемники устраивают в местах рассредоточенных рыбных потоков.

Типичный плавучий рыбоподъемник перемещает рыбу из нижнего бьефа в верхний бьеф в контейнере, наполненном водой, с помощью крана.

Рыбозащитные сооружения (рис. 19) служат для предупреждения попадания рыбы в опасные зоны и по своему воздействию на рыб подразделяются на следующие виды:

Рис. 19. Рыбозащитные сооружения:

а – плоские сетки с рыбоотводом; б – ленточные вращающиеся сетки с рыбоотводом; в – конусные сетки с рыбоотводом; г – электрические рыбозагродители; д – обходные тракты; е – перемещающиеся зоны ограждения; ж – зонтичные оголовки водозаборов.

1, 16 – рыбоотводящий тракт; 2 – рыбозаградительный экран; 3, 15, 17 – водозаборный магистральный канал; 4 – аванкамера; 5 – промывное устройство; 6 – акватория водозабора; 7 – вращающаяся сетка; 8 – привод; 9 – насосная станция; 10 – водозабор насосной станции; 11 – мост; 12 – конусный рыбозаградитель; 13 – опорные быки; 14 – зонтичный оголовок.

экранные рыбозаградители - не пропускающие через себя рыбу, бывают: жалюзийные, сетчатые, фильтрующие;

физиологические рыбозаградители - производящие отпугивающее действие на рыбу, бывают: электрические, звуковые, световые;

рыбоотводящие каналы - по которым рыба отводится за пределы опасных зон;

рыбоотгоражающие сооружения - зонные ограждения, зонтичные оголовки водозаборов.

Экранные рыбозаградители препятствуют попаданию в водозаборы ранней молоди рыб, пассивно перемещающейся с потоком. Физиологические рыбозащитные устройства целесообразны для защиты взрослых особей и поздней молоди, реагирующих на раздражители различного типа.

Сетчатые рыбозаградители предотвращают попадание рыб в водозаборы. Размеры отверстий (ячеек) сетчатого полотна устанавливаются в зависимости от размеров защищаемых рыб.

Для развития рыбного хозяйства устраиваются искусственные предприятия: рыбопитомники для получения посадочного материала и нагульные пруды. Рыбопродуктивность такого прудового хозяйства в 100 раз выше, чем в естественных водоемах и достигается путем создания наиболее благоприятных гидробиологических условий и искусственного кормления рыб.

Широкое распространение получило садковое рыбное хозяйство. В нем нагул рыбы осуществляется в специальных сетчатых садках, удерживаемых в водоемах с помощью понтонов. Рыбопродуктивность в садках при искусственном кормлении и большой плотности посадочного материала составляет 150…180 т/га. Садковые рыбные хозяйства целесообразно устраивать на прудах-охладителях ТЭС, где теплые воды значительно увеличивают нагул рыбы.

Чтобы сократить гибель рыб, следует избегать забора воды вблизи нерестилищ, ограничивать работу водозабора в ночное время, располагать оголовки водозабора на глубине потока и в зонах с наименьшей концентрацией рыб.

3.7. Водный транспорт

Внутренние водные пути подразделяются на естественные и искусственные.

Естественные водные пути – свободные реки и озера.

Искусственные водные пути – каналы, водохранилища и реки, режим которых изменен в связи с устройством гидротехнических сооружений.

Общая протяженность речных путей в РФ составляет 150 тыс. км. Водный транспорт не утратил своего значения и в настоящее время и имеет наименьшую стоимость перевозок. Перевозка водным транспортом в 3 раза дешевле железнодорожного и в 10 раз дешевле автомобильного.

Речной транспорт использует в основном естественные водные пути. Наряду с этим возрастает роль водохранилищ, каналов и шлюзованных участков рек для судоходства. Строительство судоходных каналов позволило соединить бассейны ряда рек и создать крупные водно-транспортные системы. Так, строительство Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов позволило создать крупнейшую водную транспортную систему, обеспечивающую перевозку грузов из бассейна Черного моря в Балтийское море с выходом в Каспийское море.

Навигация осуществляется только на реках, на которых обеспечивается минимальная судоходная глубина, м:

S = ∆Smax + ∆Smin + ∆Sо + ∆Sв, (33)

где ∆Smax - максимальная осадка судна при нулевой скорости (на стоянке); ∆Smin - минимальный килевый запас под днищем судна; ∆Sо - увеличение осадки судна при движении; ∆Sв - запас глубины на волну.

Величина ∆Smax оценивается по маловодному периоду; ∆Smin - зависит от характеристики грунта и принимается для мягких грунтов 0,1 м, для скальных грунтов 0,3 м; ∆Sо = 0,035 v, где v – максимальная скорость движения судна; ∆Sв = 0,3 hв, где hв - высота волны.

Увеличение минимальной судоходной глубины реки возможно за счет углубления дна реки и удаления порогов русла.

Увеличение грузооборота в водном транспорте достигается путем увеличения скорости хода судов и увеличения водоизмещения судов. Однако увеличение водоизмещения судов приводит к более низкой осадке судна, поэтому необходимо искусственное повышение судоходных глубин за счет проведения дноуглубительных работ.

Сооружениями речного порта являются его причалы для погрузочно-разгрузочных операций. Основными факторами, определяющими пропускную способность причалов, являются: конструкция, оборудование, класс капитальности, общая длина причала.

Причальные сооружения бывают стационарные и плавучие.

Большое влияние на конструкцию причалов оказывают условия их сооружения. К основным типам причалов относятся: вертикальный, откосный и комбинированный (рис. 20).

Наибольшее распространение получил причал вертикального типа, к которому суда подходят вплотную бортом и могут швартоваться к нему в течение всего навигационного периода при различных отметках уровня воды. Крановое оборудование причала при этом полностью использует вылет стрелы, обеспечивая разгрузку и погрузку без дополнительных перегрузок. Конструкция причала вертикального типа сложна и требует укрепления вертикальной и горизонтальной стенки сооружения.

Рис. 20. Типы речных причалов: вертикальный, откосный, комбинированный

Причал откосного типа применяется при значительных колебаниях уровня воды в период навигации (до 8 метров). Такой причал проще по конструкции, т.к. требует укрепления только берегового откоса, обеспечивая его устойчивость. Перегрузочные механизмы при этом типе причала требуют большого вылета стрелы для разгрузочно-погрузочных работ.

На свободных реках с большой (свыше 8 метров) амплитудой колебания уровней воды и непродолжительном стоянии высокого уровня воды целесообразно применять причал комбинированного типа.

Для пропуска судов при значительном перепаде уровней воды между верхним и нижним бьефами устраивается судоподъемное сооружение – шлюз или судоподъемник. Тип судоподъемного сооружения выбирается с учетом перспективы развития судоходства для обеспечения необходимого грузооборота.

Различают следующие виды шлюзов: одно- или многокамерные; одно- или двухниточные.

Судоподъемники бывают: вертикальные; продольные наклонные; поперечные наклонные. Вид судоподъемника принимается с учетом водоизмещения судна и амплитуды колебаний воды в верхнем и нижнем бьефах.





Подборка статей по вашей теме: