Структура педагогической деятельности

По Н.В.Кузьминой, структура П.Д. состоит из следующих компонентов: гностический проектировочный конструктивный организационный; коммуникативный

Гностический: изучение себя, других, умение дать оценку.

Проектировочный: умение планировать, готовиться к урокам, учитывая закономерности процесса познания, определение рациональных видов учебной деятельности; умение планировать внеклассную, творческую и домашнюю работу учащихся.

Конструктивный компонент составляет умения дозировать учебный материал, распределять материал по степени трудности. Ранжировать задачи по степени трудности, контролировать усвоение и понимание учебного материала школьниками, учитывать затруднения ученика.

Организационный: умение руководить различной деятельностью учащихся, организовывать групповую и индивидуальную деятельность учеников, руководить кружковой работой в школе, использовать передовой педагогический опыт, выступать с лекциями перед родителями, на методических объединениях перед коллегами.

Коммуникативный: умение устанавливать контакты, предотвращать конфликты раскрывать перспективные направления развития личности детей, предъявлять разумные требования.

И.А. Зимняя считает, что это – не компоненты, а функции педагогической деятельности. И.А. Зимняя выделяет две группы педагогических функций – все вышеперечисленные – организационно- структурные; и 2 группа – целеполагающие. Сюда входят: ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие детей), информационная.

А.И. Щербаков, выделяет психологические функции педагогической деятельности. Это информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).

Структура педагогической деятельности: мотивы (см.п.2.), цель, результат, способы и средства решения задач. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся. Средствами педагогической деятельности являются научные (теоретические и практические) знания. В качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников, учебных пособий. Вспомогательными средствами обучения являются технические, компьютерные и графические средства. Способами передачи социально-культурного опыта являются объяснение, показ, совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, практика (лабораторная, полевая), тренинги. Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт ученика. Этот продукт оценивается на экзамене, зачетах по установленным критериям. Результатом педагогической деятельности является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося. Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: