double arrow

Общая характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность - воспитывающее, обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (И.А.Зимняя).

Эта деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача создания, хранения и передачи подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения выступила в качестве одной из решающих для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились, подражая, следуя взрослым.

Постепенно с развитием общества начали создаваться первые классы, школы, гимназии. Претерпев значительные изменения в содержании обучения, его целей, школа осталась социальным институтом, назначение которого - передача социокультурного опыта посредством педагогической деятельности учителей и педагогов. Формы передачи опыта менялись в истории развития школы. Это была беседа, работа в мастерских, когда непосредственно на рабочем месте ученик осваивал производственные операции; вербальное наставление (институт «дядек», монастырей, гувернеров). Со времени Я.Коменского прочно утвердилась классно-урочная система обучения, в которой дифференцировались такие формы как урок, лекции, семинар, практикумы, тренинги.

Педагогическая деятельность как любой вид деятельности целенаправленна, мотивированна, имеет свой предмет исследования средства, способы и результат. Специфической характеристикой, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность.

Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

Минимальный – педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

Низкий – педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

Средний – педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса, умеет включать учащихся в учебно-познавательную деятельность; среднепродуктивный.

Высокий – педагог умеет формировать у учащихся систему знаний, навыков, умений по предмету в целом; продуктивный.

Высший – педагог превращает свой предмет в средство формирования личности учащихся, средство самовоспитания, самообразования, саморазвития; высокопродуктивный


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: