В рамках маркетинга в банке должны реализовываться следующие основные принципы: а) направленность действий всех банковских работников на достижение конкретных рыночных целей;
б) комплексность процесса функционирования маркетинга (планирование, организация, мотивация и контроль);
в) единство перспективного и текущего планирования маркетинга;
г) контроль за реализацией решений;
д) стимулирование творческой активности и инициативы каждого работника;
е) обеспечение заинтересованности работников в повышении квалификации;
ж) создание благоприятного психологического климата в коллективе банка.
Основными приемами банковского маркетинга выступают:
· общение с клиентом;
· обеспечение рентабельной деятельности и дивидендов акционерам;
· создание преимущества для клиента при пользовании услугами банка;
· материальная заинтересованность работников банка в продаже услуг.
Различают активный и пассивный маркетинг.
Активный маркетинг включает в себя:
· прямой маркетинг (реклама, почта, ТВ, телефон, предоставление перспективном клиенту полной информации об услугах, а также побуждение его действовать без промедлений. При проведении прямого маркетинга упор делается на персональное обслуживание клиента);
· опрос широких групп населения;
· личное общение с потенциальным клиентом, изучение его потребностей(в том числе в процессе банковской работы);
· создание «фокус-групп», т.е. своего рода дискуссионные клубы для обсуждения отдельных маркетинговых проблем.
Пассивный маркетинг: публикации в прессе материалов о деятельности банка и его положении, выгодах от его услуг.
Банк, желающий прочно закрепиться на рынке, должен использовать оба эти способа маркетинга.
Хозяйственная ситуация в России сегодня показывает жизненную необходимость освоения коммерческими банками самых современных приемов и способов маркетинга. Это вызвано универсализацией банковской деятельности, выходом ее за границы традиционных операций, усилением конкуренции с иностранными банками, появлением у банков конкурентов в лице небанковских учреждений, оттоком вкладов из банков в результате развития рынка ценных бумаг.