Тарифы на услуги связи

Тарифы являются разновидностью цен и устанавливаются на продукцию, не имеющую вещественной формы, а представляющую собой услуги: транспортные, услуги отрасли энергетики, бытовые услуги, услуги связи. Другими словами, тариф - это денежное вы­ражение стоимости платной услуги.

Тариф, как и цена на промышленную продукцию, строится так, чтобы возместить предприятию текущие затраты на производство услуги и обеспечить необходимый размер прибыли для собственника, развития материально - технической базы и поощрения работников. Кроме того, в состав тарифа должны быть включены косвенные налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством.

Можно записать символическое выражение тарифа на услугу связи:

Т = С + П + 0

где Т - тариф на услугу связи, руб.;

С - себестоимость производства данной услуги, руб.;

П - прибыль, заложенная в тариф, руб.;

О - отчисления в бюджет в виде косвенных налогов и сборов, руб.

В себестоимость услуги включаются все затраты по предоставлению услуги.

Сумма прибыли, входящая в состав тарифа, должна устанавливаться исходя из принципа обеспечения доходности предприятия. При этом надо ориентироваться на плановый или рекомендуемый органами ценообразования уровень рентабельности:

П

R = -------- * 100

С

где R - уровень рентабельности,%;

П - прибыль в составе тарифа, руб.;

С - себестоимость услуги, руб.

Отсюда можно рассчитать сумму прибыли в составе тарифа:

С * R

П = -----------

Уровень рентабельности не должен быть единым для всех видов тарифов и всех групп потребителей. Его дифференцируют в зависимости от потребительской ценности и социальной значимости услуги. Дня населения целесообразно устанавливать минимальный уровень рентабельности, при установлении свободных договорных тарифов - повышенный уровень.

В состав тарифа, как было сказано выше, включаются также косвенные налоги и сборы. Налоговое законодательство очень динамично, и состав таких нало­гов периодически меняется. Следует только отметить, что постоянным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, которым облагаются обороты по реализации услуг связи.

Далее приведена классификация тарифов.

В зависимости от вида потребителей тарифы подразделяются наследующие группы:

- тарифы на услуги связи, оказываемые предприятиям, учре­ждениям, организациям;

- тарифы на услуги связи, оказываемые населению.

Тарифы для населения устанавливаются гораздо ниже тарифов для юридических лиц с целью социальной защиты населения. Такая составляющая, как себестоимость, одинакова для всех категорий потребителей, так как, кому бы ни предоставлялась услуга, предприятие связи несет одинаковые затраты. А вот уровень рентабельности тарифа для юридических лиц гораздо выше, чем для населения. Кроме того, как сказано выше, в тарифы для населения не включается НДС. Для некоторых категорий населения тариф может устанавливаться даже ниже себестоимости, а иногда услуга предоставляется бесплатно.

В зависимости от степени регулирования тарифов государственными органами ценообразования тарифы подразделяются на регулируемые и свободные (договорные).

В основном тарифы являются регулируемыми. Их разрабатывает Министерство связи и согласовывает с Министерством экономики. В основу регулируемого тарифа кладется среднеотраслевая себестоимость услуги, величина которой зависит от различных факторов. Тарифы на пересылку посылок и бандеролей устанавливаются в зависимости от их веса и объявленной ценности; та­рифы на передачу телеграмм - от расстояния; тарифы на между­городные телефонные разговоры - от расстояния; абонентская плата за телефон - от вида аппарата: основной, дополнительный, спаренный, коллективный, индивидуальный.

Тариф устанавливается на единицу услуги. Например, в телеграфной связи - за каждое слово в телеграмме; в междугородной телефонной связи - за каждую минуту разговора; в городской телефонной связи - за один аппарат и за каждую минуту разговора; в почтовой связи - за единицу веса посылки, бандероли или письма с объявленной ценностью.

Кроме среднеотраслевой себестоимости, в регулируемый тариф включена прибыль, величина которой регулируется органами ценообразования по той причине, что предприятия связи являются естественными монополиями в сфере услуг связи. Верхний предел уровня рентабельности не должен превышать установленной величины.

Например, если предельный уровень рентабельности составляет 30%, а себестоимость услуги - 200 руб., то в тариф включается прибыль в размере 60 руб.: (200 * 30 /100).

Регулируемые тарифы публикуются в прейскурантах и меняются централизованным порядком - Министерством связи. Изменения вызваны тем, что меняется величина затрат на производство услуги: повышаются тарифы на электроэнергию, транспортные перевозки, топливные ресурсы, повышается размер минимальной заработной платы, и. как правило, меняются ставки и оклады работников. Рост тарифов является следствием роста цен на промышленные и трудовые ресурсы, поэтому тарифы связи повышаются позже промышленных цен.

Большинство тарифов в отрасли связи - регулируемые. Однако на некоторые виды услуг разрешено устанавливать свободные тарифы, которые формирует само предприятие связи. Прибыль в составе свободного тарифа не ограничивается предельной величиной, а устанавливается исходя из конъюнктуры рынка, значимости услуги, ее востребованности, современности. Величина свободного тарифа устанавливается по договору с клиентом и носит название договорного тарифа. Такие тарифы устанавливаются, например, на экспедирование периодических изданий; продажа акций различных акционерных обществ; оплата каналов ТВ и звукового вещания за передачу коммерческих программ.

В зависимости от того, как тариф соответствует действительной стоимости услуги, тарифы делятся на четыре группы:

- общие (обычные) - устанавливаются на основе действительной стоимости услуги, являются наиболее распространенными и охватывают все виды платных услуг связи. Принципы их образования раскрыты выше;

- повышенные (срочные) - устанавливаются выше, чем общие тарифы на одноименные услуги.

Величина себестоимости в общих и повышенных тарифах одинакова, однако величина прибыли в повышенных тарифах выше из-за улучшенных качественных свойств: ускоренной передачи сообщения, внеочередного предоставления услуги. Например, тариф на передачу срочной телеграммы в 3 раза выше обычной; тариф на установку телефона вне очереди в несколько раз выше обычного;

- льготные (пониженные) - устанавливаются ниже общих тарифов.

Цель установления льготных тарифов - социальная защита населения, повышение доступности услуг связи для социально уязвимых категорий потребителей. Компенсация предприятию связи убытков, связанных с применением льготных тарифов, осуществляется из отраслевого инновационного фонда;

- тарифы на дополнительные услуги связи - такие услуги устанавливаются с целью улучшения потребительских свойств основной услуги связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: