Под бухгалтерским учетом понимается формирование, систематизирование, документирование информации об объектах учета и составления требований закона отчетности.
Целями являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
В соответствии с федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (Документ утрачивает силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.:
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Как видно тенденция ведется приближения бухучета к мировым стандартам.
В правовом регулировании бухгалтерского учета ыделяют 4 уровня:
Первый и самый главный уровень, который задает тон в учете, представлен:
- федеральными законами, в том числе законом «О бухгалтерском учете», кодексами РФ;
- указами Президента РФ;
- постановлениями Правительства РФ, которые регулируют бухгалтерский учет;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н в ред. от 24.12.2010).
Второй уровень Этот уровень конкретизирует первый и дает ответы на вопросы по ведению отдельных участков бухгалтерского учета. Он представлен множеством Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), например:
ПБУ 1/2008 - Учетная политика организации
ПБУ 5/01 - Учет материально-производственных запасов
ПБУ 6/01 - Учет основных средств
ПБУ 15/2008 - Учет расходов по займам и кредитам
Обратите внимание на порядок нумерации ПБУ: первая цифра – порядковый номер, вторая через дробь – год принятия. Положения разрабатывает и утверждает Министерство финансов РФ (Минфин). ПБУ - это система национальных стандартов учета.
Третий уровень призван разъяснить и конкретизировать положения предыдущего, дать более подробные и понятные инструкции по учету различных хозяйственных операций, активов и пассивов. Он представлен:
- Планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению (о нем мы уже говорили на предыдущих занятиях)
- методические указания по ведению учета, например Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
- рекомендации, письма Минфина.
Четвертый уровень. Конкретные документы, которые используются на этом уровне, разрабатывает и утверждает сама организация на основе все вышеперечисленных групп документов. Среди них учетная политика и различные локальные нормативные акты – Положение о выдаче подотчетных сумм, Положение о направлении в командировки, Положения о выплате премий, коллективный договор и т.п.
Таким образом, уровни регулирования бухгалтерского учета построены по иерархическому принципу. Документ каждого последующего уровня не должен противоречить предыдущему. Если же такое противоречие есть, то применяется документ более высокого уровня. Очевидно, что положения учетной политики не должны противоречить ФЗ «О бухгалтерском учете» или ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
Бывает, что два документа, находящиеся на одном уровне, противоречат друг другу. Нередко этим грешит Минфин, высказывая в своих письмах разные мнения, зачастую противоречащие друг другу. В этом случае применяется документ, имеющий более позднюю дату принятия.