Основы бухгалтерского учета

Тема4:Счета бухгалтерского учёта и двойная запись. План 1.Понятие о счетах бух. учёта. Активные, пассивные и активно-пассивные счета. 2.Двойная запись, корреспонденция счетов, бухгалтерские проводки. 3.План счетов бухгалтерского учёта.

Таким образом, хозяйственные операции первого и второго типов не изменяют валюту баланса, так как изменения происходят либо внутри актива, либо внутри пассива.

Третий тип вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону увеличения при равенстве валюты баланса (плюс актив и плюс пассив на одинаковую сумму). К таким операциям относятся начисление заработной платы и премий, отчислений на социальное страхование и обеспечение; платежей по налогам и сборам; расчеты с поставщиками и подрядчиками; начисление амортизации по основным средствам, нематериальным активам и т.п.

Четвертый тип вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону уменьшения при равенстве валюты баланса (минус актив и минус пассив на равную сумму). К этому типу операций относятся оплата всех видов кредиторской задолженности (работникам организации, государственным органам социального страхования и обеспечения, бюджету, поставщикам, акционерам, арендодателям).

Таким образом, хозяйственные операции третьего и четвертого типов изменяют одновременно и имущество организации и источники его формирования (актив и пассив баланса), а также и валюту баланса.

Изменения, ежедневно возникающие в хозяйственной деятельности предприятия, вносить сразу в баланс технически неудобно, для этого служит бухгалтерский счёт.

«Бухгалтерский счёт» - это способ текущего учёта и контроля за средствами и источниками средств предприятия.

____________1___________
Счета и баланс

Счета необходимы для составления баланса, поэтому на каждую статью баланса открывают отдельный счёт, который представляет собой двустороннюю таблицу.

Левая сторона – ДЕБЕТ(приход),

правая – КРЕДИТ(расход).

Элементы счёта

1) Начальное сальдо (НС) – остаток средств или источников их образования на начало отчётного периода;

2) Дебетовый оборот (ДО) – подсчёт всех данных (сумма цифр) по дебету счёта;

3) Кредитовый оборот (КО) – подсчёт всех данных (сумма цифр) по кредиту счёта;

4) Конечное сальдо (КС) – остаток средств или источников их образования на конец отчётного периода.

_____________________________2____________________________

Двойная запись – отражение хозяйственной операции по дебету одного счёта и кредиту другого одновременно.

Например: С расчётного счёта организации получены деньги в кассу для выдачи заработной платы.

Д-т 50 (Касса) К-т 51 (Расчётный счёт)

Взаимосвязь, возникающая между счетами при отражении хозяйственной операций называется корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующими.

Указание шифров (номеров, кодов) счетов по дебету и кредиту с простановкой суммы, называется бухгалтерской проводкой.

____________3___________

  • План счетов бухгалтерского учёта – это систематизированный перечень счетов, предназначенный для составления бухгалтерских проводок.
  • Различают счета первого порядка – это счета, открытые на основании статей баланса и счета второго порядка – это счета, открытые к счетам первого порядка для их детального пояснения, называемые субсчетами.

Каждому счёту в плане отводится определённый номер (код, шифр). Например: 41«Товары» - счёт

41«Товары на складе» - субсчёт

  • 41-1
  • 41/1
  • 41.1
  • 41(1)

Забалансовые счета

План счетов разбит на 9 разделов. В конце плана счетов существуют счета, которые расположены за валютой баланса, на них находят отражение ценности, которые не принадлежат предприятию, а находятся на временном пользовании.

К забалансовым счетам не применим принцип двойной записи:

  • Например:

001 – код трёхзначный, «Арендованные основные средства».

При поступлении таких средств бухгалтер делает запись:

Д-т 001 Сумма

При выбытии:

К-т 001 Сумма

Нормативное определение бухгалтерского учета дано в статье 1 Федерального закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996г. «О бухгалтерском учете».

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского финансового учета в РФ складывается из четырех уровней:

1. Законодательные акты, указы президента и постановления правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

Важнейший документ первого уровня – это Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996г., который определяет основные понятия, порядок регулирования, схему организации бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта, права и обязанности главного бухгалтера. Также указанный закон содержит основные требования к ведению бухгалтерского учета, принципы составления и представления бухгалтерской отчетности.

2. Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, в частности:

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.

- Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, Приказ Минфина РФ от 06 октября 2008 г. № 106 н.

- Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н.

- Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н.

- Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н.

- Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н.

- Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н.

- Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02, Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н.

- Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений ПБУ 19/02, Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н.

3. Методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина и других ведомств, в частности:

- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, приказ Минфина России № 91н от 13.10.2003г.

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, приказ Минфина № 49 от 13.06.1995г.

- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, приказ Минфина РФ от 26.12.20002г. № 135н.

- Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, приказ Минфина РФ от 21.12.98 г. № 64н.

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

4. Рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

К числу рабочих документов по бухгалтерскому учету самой организации относится учетная политика –

- это совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности;

- это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.)

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации.

Метод бухгалтерского учета – это взаимосвязанная совокупность способов и приемов, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета.

Слагаемыми метода бухгалтерского учета являются:

1. Первичное наблюдение;

2. Стоимостное измерение;

3. Текущая группировка;

4. Обобщение данных учета.

1. Первичное наблюдение осуществляется с помощью следующих приемов:

1.1 Документирование хозяйственных операций

1.2 Инвентаризация имущества и обязательств.

1.1 Все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа (формы), код формы;

- дату составления;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм, утверждаемых Госкомстатом РФ. По документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, организация сама ее утверждает с соблюдением основных реквизитов и правил составления первичного документа.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

1.2 Инвентаризация представляет собой способ проверки имущества, капитала и обязательств и сопоставление полученных данных с данными бухгалтерского учета. При помощи инвентаризации осуществляется контрольная функция бухгалтерского учета и обеспечивается достоверность данных, отраженных в учете.

2. Стоимостное измерение объектов учета осуществляется с помощью 2.1 оценки и 2.2 калькулирования.

2.1 Оценка – это способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и источников его формирования.

2.2 Калькулирование – это способ формирования сведений о затратах и исчислении себестоимости отдельных объектов учета.

3. Текущая группировка объектов учета осуществляется с помощью:

3.1 Счетов бухгалтерского учета;

3.2 Двойной записи.

3.1 Счет бухгалтерского учета – это основной элемент системы бухгалтерского учета, представляющий собой способ экономической группировки средств организации, их источников и хозяйственных процессов, используемый для текущего отражения и контроля.

3.2 Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Сущность этого способа заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается дважды, как минимум по двум бухгалтерским счетам.

4. Обобщение данных учета осуществляется с помощью составления бухгалтерского баланса и отчетности.

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества (ресурсов, принадлежащих организации), и источников их формирования на определенную дату.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности

Перечисленные приемы бухгалтерского учета применяются в тесной взаимосвязи друг с другом, формируя, тем самым, метод бухгалтерского учета.

Основные правила, принципы и требования бухгалтерского учета.

Бухгалтерская информация должна давать достоверное и полное представление о деятельности организации, ее финансовом положении и финансовых результатах, а также об их изменении.

Полнота и достоверность информации достигается в том случае, если она формируется в соответствии со следующими правилами и требованиями, установленными федеральным законом о бухгалтерском учете:

- Организация должна вести бухгалтерский учет в рублях;

- Собственное имущество организации учитывается обособленно от имущества других организаций и лиц;

- Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации;

- Учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета;

- Все операции подлежат регистрации на счетах без каких-либо пропусков или изъятий;

- В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции учитываются отдельно от капитальных вложений;

- Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами;

- Для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных учетных документах, используются учетные регистры;

- Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Имущество, приобретенное за плату оценивается как сумма фактических затрат, связанных с приобретением; имущество, полученное безвозмездно – по рыночной стоимости; имущество, произведенное в самой организации – по стоимости его изготовления;

- Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета организация обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие состояние и оценка;

- Для ведения бухгалтерского учета организацией формируется учетная политика, которая применяется последовательно от одного отчетного года к другому;

- Факты хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете того периода, когда они совершены, независимо от момента поступления или выплаты денежных средств.

Требования бухгалтерского учета:

- Требование полноты означает необходимость отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности;

- Требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности;

- Требование осмотрительности (осторожности, консерватизма) означает большую готовность к учету потерь (расходов), чем возможных доходов;

- Требования приоритета содержания перед формой рзначает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

- Требование непротиворечивости означает, что данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

- Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения учета.

Принципы организации бухгалтерского учета определены Законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Как правило, бухгалтерским учетом в организации занимается возглавляемая главным бухгалтером бухгалтерия, либо (в небольших организациях) единственный главный бухгалтер.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Объектами бухгалтерского учета являются:

имущество организации (хозяйственные средства, активы),

капитал и обязательства организации (источники формирования ее имущества);

хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности и вызывающие изменение имущества и источников их формирования.

Активы – это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.

Для целей учета активы классифицируются по следующим признакам:

По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяется на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

Внеоборотные активы включают в себя

1. Основные средства – средства труда, используемые в производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг либо для нужд управления организацией в течение длительного времени (свыше 12 месяцев либо обычного операционного цикла). Как правило, стоимость объекта основных средств превышает 20000 руб.

К основным средствам относятся: рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

2. Нематериальные активы – учетные объекты, не обладающие материально – вещественной формой, но позволяющие организации в течение длительного времени получать экономические выгоды посредством их использования.

Среди нематериальных активов выделяют:

- объекты интеллектуальной собственности;

- деловую репутацию организации (good will).

3. Незавершенные капитальные вложения – это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного использования (свыше одного года), не предназначенных для продажи.

К ним относят затраты на строительно – монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).

Указанные затраты числятся в составе вложений во внеоборотные активы до момента оформления актов приемки-передачи основных средств либо НМА.

4. Доходные вложения в материальные ценности включают имущество, предназначенное для получения доходов от сдачи его (имущества) в аренду, прокат или в лизинг.

5. Финансовые вложения, к которым относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

Финансовые вложения в целях бухгалтерского учета классифицируются на долгосрочные и краткосрочные.

6. Отложенные налоговые активы.

Оборотные активы включают:

1. Материально – производственные запасы – это активы:

- используемые в качестве сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п. при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;

- готовая продукция и товары, предназначенные для перепродажи;

2. Незавершенное производство, к которому относят предметы труда, находящиеся в обработке;

3. Расходы будущих периодов – к которым относят затраты, произведенные в текущем периоде, поступление экономических выгод по которым ожидается в будущих периодах. Например, затраты на подписку на периодическую литературу, доступ к телефонной сети, лицензии, на осуществление определенных видов деятельности, лицензии на право использования компьютерных программ и т.д.

4. Дебиторская задолженность – долги других юридических и физических лиц данной организации (задолженность покупателей, авансы выданные поставщикам, задолженность подотчетных лиц и т.д.)

5. Краткосрочные финансовые вложения;

6. Денежные средства, находящиеся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах организации.

Активы организации формируются в результате привлечения их из различных источников.

Источники образования имущества (пассивы) классифицируются на собственные источники (собственный капитал) и заемные (привлеченные), которые также называют обязательствами. Обязательства в свою очередь подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.

Собственный капитал организации представлен:

1. Уставным капиталом – стоимость имущества, внесенного владельцами и акционерами (участниками) на момент создания организации;

2. Добавочным капиталом – это собственный капитал организации, образовавшийся в результате дополнительного внесения собственниками средств сверх зарегистрированного уставного капитала, а также за счет изменения стоимости имущества в результате его переоценки;

3. Резервный капитал – формируемый за счет прибыли организации и используемый для покрытия потерь, возникающих в результате чрезвычайных обстоятельств и выплаты дивидендов и доходов при недостаточности прибыли.

4. Нераспределенная прибыль – часть прибыли, оставшаяся в распоряжении организации в качестве источника финансирования;

Обязательствами организации являются долгосрочные (более одного года) и краткосрочные (менее одного года) кредиты банка, кредиторская задолженность и обязательства по распределению.

1. Кредиты и займы – полученные от сторонних юридических и физических лиц средства, подлежащие возврату. Основные отличия кредитов от займов заключаются в следующем:

- кредит может быть выдан только финансово – кредитным учреждением, имеющим соответствующую лицензию (банком), а заем – любым юридическим и физическим лицом;

- кредит всегда предоставляется в денежной форме, а заем может быть предоставлен и в натуральной форме;

- кредит всегда возмездный, а заем может быть и безвозмездный (беспроцентный).

2. Отложенные налоговые обязательства;

3. Кредиторская задолженность – это долги данной (нашей) организации перед сторонними юридическими и физическими лицами. Кредиторская задолженность классифицируется по видам кредиторов на:

- задолженность перед поставщиками и подрядчиками;

- задолженность перед персоналом организации;

- задолженность по налогам и сборам;

- задолженность перед государственными внебюджетными фондами;

- прочая кредиторская задолженность (перед учредителями по выплате дохода, перед подотчетными лицами и т.д.)

4. Доходы будущих периодов – суммы, полученные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, стоимость безвозмездно полученного имущества, а также иные аналогичные доходы.

5. Резервы предстоящих расходов. Они создаются организацией с целью равномерного включения в расходы отчетного периода затрат на оплату отпусков, на дорогостоящий ремонт основных средства и т.д.

Основными хозяйственными процессами экономического субъекта являются:

1. Процесс создания и приобретения средств производства – комплекс хозяйственных операций, связанных с обеспечением организации средствами труда для процесса производства;

2. Процесс заготовления (снабжения) – комплекс хозяйственных операций, связанных с обеспечением организации предметами труда для процесса производства;

3. Процесс производства – комплекс хозяйственных операций, связанных с превращением предметов труда в готовую продукцию;

4. Процесс реализации – комплекс хозяйственных операций по сбыту продукции и доведению ее до потребителя.

Для отражения в бухгалтерском учете, имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности подлежат оценке в денежном выражении.

Законодательством о бухгалтерском учете установлены общие правила оценки имущества при различных способах их поступления.

Различные виды активов (за исключением денежных средств) могут поступать в организацию следующими способами:

1. Приобретаться за плату (по договорам купли-продажи, поставки и другим договорам);

2. Производиться, изготавливаться, создаваться самой организацией;

3. Поступать в счет вклада в уставный, складочный капитал от учредителей;

4. Поступать безвозмездно, т.е. по договору дарения;

5. Поступать по бартерным договорам и иным договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами;

6. Обнаруживаться в результате инвентаризации;

7. Поступать в рамках государственной помощи из бюджета, в порядке целевого финансирования и т.д.

В зависимости от способа поступления формируется стоимость актива, по которой он подлежит отражению в бухгалтерском учете.

1. При приобретении актива за плату его оценка осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку, которыми могут быть:

- затраты на приобретение самого объекта имущества (договорная стоимость объекта);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов;

- уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту;

- наценки (надбавки);

- комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций;

- невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением актива.

2. Активы, создаваемые самой организацией, оцениваются по стоимости их изготовления. Под стоимостью изготовления понимается сумма фактически произведенных затрат, связанных с использованием в процессе изготовления актива основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.

Затраты на производство (создание) актива классифицируются по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

3. Активы, поступающие в счет вклада в уставный, складочный капитал от учредителей оцениваются по согласованной учредителями стоимости. При этом, если согласованная учредителями стоимость имущества превышает 200 кратный минимальный размер оплаты труда, она должна быть подтверждена независимым экспертом. Согласованная учредителями стоимость не может превышать стоимости данного имущества по результатам независимой оценки, выполняемой специализированными оценщиками.

4. Поступающие безвозмездно, т.е. по договору дарения, активы оцениваются по рыночной стоимости на дату оприходования. Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

5. Активы, поступающие по бартерным и иным договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, оцениваются по стоимости передаваемых организацией ценностей. При этом стоимость передаваемых ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей (т.е. обычная цена продажи).

6. Выявленные при инвентаризации излишки имущества (неучтенные активы) приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.

7. Активы, поступающие в рамках государственной помощи из бюджета, в порядке целевого финансирования и т.д. принимаются к учету по стоимости, сформированной исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

Сформированная при поступлении оценка актива может изменяться, однако бухгалтерское законодательство не устанавливает общих для всех активов правил изменения указанной оценки. Соответственно правила изменения стоимости активов в учете будет рассматриваться в следующих темах для каждого вида актива в отдельности.

Документирование хозяйственных операций

Все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа (формы), код формы;

- дату составления;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм, утверждаемых Госкомстатом РФ. По документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, организация сама ее утверждает с соблюдением основных реквизитов и правил составления первичного документа.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

Бухгалтерский баланс

Понятие и содержание бухгалтерского баланса

Взаимосвязь объектов бухгалтерского учета (имущества обязательств и капитала) выражается в основном уравнении бухгалтерского учета:

Имущество (активы)   = Собственный капитал + Обязательства (Пассивы)

Из уравнения следует что имущество (активы) образуется за счет источников (капитала и обязательств), то есть имущество организации формируется за счет взносов ее собственников и сторонних лиц (кредиторов, заимодавцев).

На указанном капитальном уравнении строится бухгалтерский баланс.

Термин «баланс» происходит от латинского «равновесие».

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества (ресурсов, принадлежащих организации), и источников их формирования на определенную дату.

Бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей, сгруппированных в двустороннюю таблицу, в левой части которой (активе) находит отражение информация об имуществе организации в денежном выражении, а в правой части (пассиве) – информация об источниках формирования имущества.

Бухгалтерский баланс – это важнейший источник информации о финансовом положении организации за отчетный период. Баланс раскрывает структуру средств и источников в разрезе их видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость их между собой.

Структурными составляющими бухгалтерского баланса являются статьи и разделы бухгалтерского баланса.

Статья бухгалтерского баланса – это показатель, характеризующий отдельные виды имущества, обязательств организации и составляющие части собственного капитала.

Балансовые статьи объединяются в группы (разделы) баланса.

Объединение балансовых статей в разделы осуществляется исходя из их экономического содержания.

Актив баланса включает статьи, которые в зависимости от их экономического содержания выделяются в:

Раздел I – «Внеоборотные активы»;

Раздел II – «Оборотные активы».

Разделы в активе баланса расположены по возрастанию ликвидности.

Пассив баланса включает статьи, отражающие собственный капитал организации, а также различного рода обязательства. Пассив баланса состоит из следующих разделов:

III – «Капитал и резервы»;

IV – «Долгосрочные обязательства»;

V – «Краткосрочные обязательства».

Разделы пассива баланса расположены по степени закрепления источников.

Итоги актива и пассива бухгалтерского баланса называются валютой баланса.

Основная особенность баланса – это равенство итогов актива и пассива. То есть в организации не может быть имущества, взятого из ниоткуда.

В Российской Федерации принята нетто-оценка статей баланса. Это означает, что основные статьи баланса отражаются за минусом регулирующих. Например, основная статья – «Основные средства», а регулирующая – «Амортизация основных средств», то есть основные средства отражаются в балансе по остаточной стоимости (за минусом амортизации); Статья «Финансовые вложения» отражается за минусом «Резерва под обесценение финансовых вложений» и т.д.

Для примера рассмотрим баланс ОАО «Издательско-полиграфического предприятия «Уральский рабочий».

Влияние хозяйственных операций на бухгалтерский баланс

Хозяйственные операции, которые осуществляет организация за отчетные период, вызывают изменения в балансе. Эти операции в зависимости от характера их влияния на величину актива и пассива бухгалтерского баланса подразделяются на четыре типа.

Операции первого типа вызывают изменения только в активе баланса, так как одна статья увеличивается при одновременном уменьшении другой статьи. При этом валюта баланса не изменяется. Например, зачислены на расчетный счет денежные средства от покупателей. Данная хозяйственная операция затрагивает статьи «Расчетный счет» (увеличение», а также статью «Дебиторская задолженность» (уменьшение).

Операции второго типа вызывают изменения только в пассиве баланса, так как одна статья пассива баланса увеличивается за счет уменьшения другой статьи пассива баланса. При этом валюта баланса также не изменяется. Например, направлена нераспределенная прибыль на формирование резервного капитала, или произведено удержание налога на доходы физических лиц из заработной платы сотрудников.

Операции третьего типа вызывают увеличение одной статьи актива и соответственно одной статьи пассива. При этом на равную величину увеличивается актив и пассив баланса. Например, поступили от поставщика товары, или оприходованы от подотчетного лица материалы.

Операции четвертого типа вызывают одновременное уменьшение статьи актива и соответственно статьи пассива баланса. При этом валюта баланса по активу и пассиву баланса уменьшается на равную величину. Например, выдана из кассы заработная плата сотрудникам, или перечислены с расчетного счета платежи в бюджет.

Счета бухгалтерского учета и двойная запись

Понятие бухгалтерских счетов и двойной записи

Непрерывное текущее наблюдение и контроль за хозяйственными операциями и за изменениями в составе имущества и источников его формирования осуществляется с помощью системы счетов бухгалтерского учета.

Счет бухгалтерского учета – основной элемент системы бухгалтерского учета, представляющий собой способ экономической группировки средств организации, их источников и хозяйственных процессов, используемый для текущего отражения и контроля. Каждому счету присваивается свой номер. Например: 01 – Основные средства, 04 – нематериальные активы и т.д. (см. план счетов)

При классификации счетов по назначению они подразделяются на активные и пассивные.

Активные – предназначенные для учета различных видов имущества (например: 01-Основные средства, 10 – Материалы, 20 – Основное производство, 50 – Касса, 51 – Расчетный счет);

Пассивные счета предназначены для учета собственного капитала и обязательств организации (например: 80 – Уставный капитал, 84 – Нераспределенная прибыль, 66 – Краткосрочные кредиты, 70 – Расчеты с персоналом по оплате труда)

Активно-пассивные счета предназначены для учета расчетов с дебиторами и кредиторами (например: 71 – расчеты с подотчетными лицами, 60 – расчеты с поставщиками, 76 – расчеты с разными дебиторами и кредиторами).

Структура любого счета бухгалтерского учета включает:

Дебет – левая сторона счета (в переводе с латинского «должен»)

Кредит – правая сторона счета (в переводе с латинского означает «иметь, получать»)

Обе составляющие отражают либо увеличение, либо уменьшение средств и источников.

Запись на счетах начинают с указания начального остатка (начального сальдо). При этом на активных счетах начальный остаток отражается по дебету, а на пассивных – по кредиту.

На активных счетах увеличение хозяйственных средств отражается по дебету, а уменьшение по кредиту, остаток всегда дебетовый.

Схема активного счета:

Дебет Кредит
Начальное сальдо  
Увеличение (+) Уменьшение (-)
Конечное сальдо  

На пассивных счетах увеличение капитала или обязательств отражается по кредиту, а уменьшение по дебету, остаток всегда кредитовый. Схема пассивного счета:

Дебет Кредит
  Начальное сальдо
Уменьшение (-) Увеличение (+)
  Конечное сальдо

На активно-пассивных счетах остаток может быть и дебетовым и кредитовым.

Хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете путем отражения их на бухгалтерских счетах. При совершении хозяйственных операций между двумя счетами возникает взаимосвязь, называемая корреспонденцией, а взаимосвязанные счета – корреспондирующими.

Корреспонденция счетов с указанием суммы называется бухгалтерской проводкой.

Например,

- операция по получению денежных средств с расчетного счета в кассу в сумме 130 000 руб. отражается проводкой:

Дебет счета 50 «Касса» Кредит счета 51 «Расчетный счет» на сумму 130 000 руб.;

- операция по отпуску материалов со склада в цех на сумму 110 000 руб. отражается проводкой:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 10 «Материалы» на сумму 110 000 руб. и т.д.

Синтетический и аналитический учет

Рассмотренные счета бухгалтерского учета, как правило, соответствовали статьям баланса. В них отражались обобщенные (синтетические) данные об имуществе и обязательствах организации. Счета, на которых имущество организации, ее обязательства и хозяйственные процессы отражаются в обобщенном виде, называются синтетическими. Они служат для укрупненной группировки однородных объектов. К ним относятся счета «Основные средства», «Материалы», «Уставный капитал», «Расчеты по оплате труда» и др.

Учет, осуществляемый на синтетических счетах, называется синтетическим. Он ведется только в денежном выражении.

Для оперативного руководства хозяйственной деятельностью, а также для контроля за сохранностью собственности обобщающих данных, представленных на синтетических счетах, недостаточно. Например, помимо данных об общей сумме задолженности перед рабочими и служащими, нужны сведения о задолженности каждому работнику в отдельности, помимо данных об общей сумме складских остатков в денежном выражении необходима информация о номенклатуре и количестве товарно – материальных ценностей.

Для получения детальных, подробных, аналитических данных об объектах бухгалтерского учета применяют аналитические счета.

Счета, на которых отражаются детальные данные по каждому отдельному виду имущества, обязательств организации и процессов, называются аналитическими, а учет, осуществляемый на аналитических счетах – аналитическим.

Взаимосвязь между синтетическим и аналитическим учетом отражается в следующем:

- аналитические счета ведутся для детализации синтетических счетов;

- операция, записанная по синтетическому счету, должна быть обязательно отражена на соответствующих аналитических счетах – частными суммами, дающими в итоге ту же общую сумму;

- запись в аналитическом счете производится по той же стороне (дебету или кредиту), что и по синтетическому, то есть их строение одинаково.

Начальные и конечные остатки, а также обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны общим суммам соответствующих остатков и оборотов его аналитических счетов.

При подведении итога за отчетный период данные синтетического и аналитических счетов необходимо сверять. Совпадение их свидетельствует о правильности ведения учета.

Например: Магазину «Хозтовары» от поставщика ОАО «Стройарсенал» поступили метизы в количестве 50 килограммов на сумму 5000 руб., а от поставщика ОАО «Сантехстрой» поступили смесители в количестве 20 штук по цене 1000 руб.

В синтетическом учете операция будет записана:

Дебет 41 Кредит 60 на сумму 25 000 руб.

А в аналитическом учете:

Дебет 41 «Метизы» Кредит 60 «Стройарсенал» 5 000 руб.;

Дебет 41 «Смесители» Кредит 60 «Сантехстрой» 20 000 руб.

Промежуточное место между синтетическими и аналитическими счетами занимают субсчета. Субсчет – это способ экономической группировки данных аналитических счетов. Иногда субсчета называют счетами второго порядка, а синтетические счета = счетами первого порядка.

Например счет 10 «Материалы» имеет субсчета:

1. Сырье и материалы;

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;

3. Топливо;

4. Тара и тарные материалы;

5. Запасные части;

6. Прочие материалы;

7. Материалы, переданные в переработку на сторону;

8. Строительные материалы;

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе

11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.

План счетов бухгалтерского учета – это схема регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

В РФ План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000г.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, включая субсчета.

Для учета специфических операций организации могут вводить при необходимости в план счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять их.

В плане счетов присутствует группа так называемых забалансовых счетов, которые предназначены для учета информации о наличии и движении средств, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, ее условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.

Забалансовые счета материальных ценностей отражают стоимость ценностей, временно находящихся в пользовании организацией или принятых на ответственное хранение (001 - арендованные основные средства, 004 - товары, принятые на комиссию и т.д.);

Контрольные счета предназначены для наблюдения за операциями, требующими внебалансового контроля (007 - списанная в убыток дебиторская задолженность);

Забалансовые счета условных прав и обязательств предназначены для контроля за наличием и движением полученных и выданных гарантий в обеспечение обязательств и платежей (008 – Обеспечение обязательств и платежей полученные, 009 – Обеспечение обязательств и платежей выданные).

Оборотно-сальдовая ведомость

Данные синтетических и аналитических счетов обобщаются в конце отчетного периода с целью получения сводной информации. Одним из способов обобщения данных текущего бухгалтерского учета являются оборотные ведомости.

Оборотная ведомость представляет собой сводку оборотов и остатков по счетам за отчетный период времени.

Данная ведомость имеет три пары равных итогов:

Первая пара – общий итог начальных остатков по дебету всех счетов равен общему итогу начальных остатков по кредиту всех счетов;

Вторая пара – общий итог оборотов всех счетов по дебету равен общему итогу оборотов всех счетов по кредиту;

Третья пара – общий итог конечных остатков по дебету всех счетов равен общему итогу конечных остатков по кредиту всех счетов.

Пример оборотно-сальдовой ведомости
               
№ счета Наименование Начальное сальдо Обороты Конечное сальдо
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
  Товары            
  Расчетный счет            
  Расчеты с покупателями и заказчиками            
  Уставный капитал            
  Расчеты по долгосрочным кредитам и займам            
  Расчеты с поставщиками и подрядчиками            
               
               
№ п/п Содержание операции Сумма Дебет Кредит
  Получена на расчетный счет задолженность от покупателей      
  Погашена с расчетного счета задолженность перед поставщиком      
  Возвращена банку часть долгосрочного кредита      
  Поступили от поставщика товары      

Регистры бухгалтерского учета

Зарегистрированные на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции группируются в регистры. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.

Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации, должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.

Система бухгалтерских регистров получила название формы бухгалтерского учета.

В настоящее время наиболее распространенными являются:

- мемориально – ордерная форма бухгалтерского учета;

- журнально – ордерная форма бухгалтерского учета;

- автоматизированная форма бухгалтерского учета.

Различия между ними определяются следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, последовательностью связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них.

В случае, если в учетных регистрах найдены ошибки, они подлежат исправлению.

Исправление ошибок осуществляется следующими способами:

1. Корректурный способ. Он применяется в случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденцию счетов. Его сущность заключается в том, что ошибочный текст или сумму зачеркивают и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму.

2. Способ дополнительных проводок применяется в случаях, когда в регистре указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и преуменьшенной суммой составляют дополнительную бухгалтерскую проводку.

3. Способ «Красное сторно» применяется для исправления неправильной корреспонденции счетов. При этом составляютс две бухгалтерские записи. Неправильная запись выполняется красными чернилами, что означает вычитание, аннулирование ранее сделанной записи. Затем делается дополнительная запись с правильной корреспонденцией счетов.

Учетная политика организации, как инструмент бухгалтерского учета.

К числу рабочих документов по бухгалтерскому учету самой организации (четвертый уровень нормативно – правового регулирования) относится учетная политика –

- это совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности;

- это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.)

Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации, при этом утверждается:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: