Авиценна

Авиценна (Ибн Сина) (980— 1037 гг.) — крупней­ший ученый своего времени, философ, врач, естество­испытатель и поэт народов Средней Азии. Он оставил многочисленные труды по разнообразным отраслям знаний: философии, математике, языку, астрономии, химии, медицине, психологии, логике, геологии. Во­преки Корану Ибн Сина утверждал, что мир вечен, а не сотворен. По его мнению, мир материален и вечен. Он возник не по воле Бога, а в силу непреложной не­обходимости. Движение присуще материи. В мире ца­рит естественная закономерность.

Ибн Сина (Авиценна) родился недалеко от Бухары. По сведениям его биографов, он в десятилетнем возра­сте как губка впитывал преподаваемые ему предметы, удивлял всех своим дарованием. Он знал наизусть весь Коран, усвоил в основном все словесные дисциплины: грамматику, стилистику, поэтику и др. В этом возрасте он не только умел читать и писать, сочинять стихи, но и жадно прислушивался к происходившим в его при­сутствии ученым разговорам. Самостоятельно усвоив элементарную логику и начало геометрии, он присту­пил к изучению естественных наук, в том числе и меди­цины. С необычайной легкостью одолевал он книги по медицине, которая, по его мнению, не принадлежит к числу трудных наук. Он писал о себе: «Медицина не относится к числу трудных наук, и поэтому я в короткое время овладел ею в значительной степени».

Уже в 18-летнем возрасте Ибн Сина пользовался большим авторитетом среди медиков тогдашней Буха­ры, принимал больных и весьма успешно лечил их.

В дальнейшем его талант в области медицины проявил­ся настолько ярко, что имя его справедливо стоит в одном ряду с великими врачами Античности.

Задолго до того, как передовая философская мысль Европы поставила на первое место наблюдения и опы­ты, Ибн Сина применял наблюдение и опыт в решении вопросов медицины. Он писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». Он отверг демонологические представ­ления о причине нервных и психических болезней, описал менингит как особую болезнь, указывал, что при острых лихорадочных заболеваниях может развиваться психоз, что самое вредное для больного — это страх, и рекомендовал музыку в качестве терапевтического сред­ства. Он призывал врачей изучать факты, относящиеся как к болезни, так и к здоровью человека.

Вопросам медицины Ибн Сина посвятил более 20 произведений. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» («Тиб Канун-лари», 1020 г.) — эн­циклопедический свод медицинских знаний Древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римс­ких, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн-Сина не ограничился пересказом прошлого: он подвел кри­тический итог развитию медицины к XI в. Его труд способствовал поэтому быстрому расцвету медицины. В XII в. (в Толедо) он был переведен с арабского языка на латинский, разошелся в многочисленных арабских, еврейских и латинских копиях по всей Европе, был напечатан в Европе около 30 раз.

В течение нескольких столетий в университетах Западной Европы будущие врачи учились медицине по «Канону». Сочинение Ибн Сины формировало меди­цинское мышление многих поколений.

«Канон» состоит из 5 книг. Первая содержит оп­ределение медицины, сведения по анатомии, общие сведения о болезнях, о сохранении здоровья, о лечении вообще. Во второй излагается учение о простых лекар­ствах и способах их действия. Третья содержит частную патологию и терапию, описание отдельных болез­ней и способов их лечения. Четвертая посвящена хи­рургии и общему учению о лихорадке. В пятой описаны сложные лекарственные вещества, яды и противоядия.

Особые главы «Канона» посвящены воспитанию здорового и больного ребенка.

В «Каноне» имеются сведения о расстройствах речи и о способах их лечения. Здесь Ибн Сина пишет о значении различных органов артикуляции в акте речи, о возможной патологии в их строении и функци­ях, и в связи с этим — о возможных речевых расстрой­ствах. Усматривая зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции, он тем самым разви­вает и дополняет мысль Аристотеля. Причину непра­вильного строения или функционирования органов артикуляции Ибн Сина усматривает в переполнении их влагой (гуморальная точка зрения) или спазма.

«Чрезмерная величина языка бывает от преоблада­ния крови, а иногда от обилия слизистой влаги...». «Рас­слабление языка иногда доходит до того, что речь либо затрудняется, либо искажается. Сюда относится карта­вость и косноязычие. Есть дети, у которых затягивается период неспособности к речи. У некоторых косноязыч­ных язык развязывается, так как растворяется влага, задержанная в корнях нерва языка и заставляющая язык запинаться. По той же причине ребенок картавит, а когда он становится юношей и влага в языке уравнове­шивается, начинает говорить чисто» (с. 253)1.

Наряду с нарушениями периферической части речевого аппарата Ибн Сина, однако, усматривает возможность поражения и его центральной части, что тоже приводит к различным расстройствам речи.

«Иногда немота и другие повреждения речи про­исходят от повреждения в мозгу и в месте выхода нерва, который идет к языку и двигает его... Посколь­ку нерв языка связан со множеством других нервов, то эти нервы должны либо способствовать языку в его движении...— так обстоит дело у людей со здоровой речью-либо препятствовать движению... тогда наблю­дается косноязычие и т. п.» (с. 353).

Исходя из таких воззрений на причины речевых расстройств, Ибн Сина рекомендует и соответствующее их лечение: пускать из сосудов языка кровь, двигатель­ные упражнения для языка, тереть язык нашатырем с сушеным кислым молоком, полоскать горло перцем, горчицей, натирать язык вяжущими лекарствами и т. д. — все это с целью вызвать обильное слюнотечение.

Своеобразен его взгляд на причину и устранение заикания. Он пишет: «Иногда расстройство речи про­исходит по причине, заложенной в мышце гортани, когда в ней имеет место натяжение или расслабление. Случается, что человеку сначала трудно издавать зву­ки, т. к. он усиленно старается привести в движение мышцы груди и гортани, а эти мышцы не следуют усилиям и не подчиняются им. Когда же он вдохнет, начиная говорить и произносить слова, то язык после этого развяжется. Такому человеку следует, собираясь начать говорить, сделать глубокий вдох и широко рас­править грудь, причем он должен говорить не спеша. Когда он привыкнет к этому, ему будет легко говорить, и легкость речи станет для него обычной».

Таким образом, Ибн Сина, твердо придерживаясь гуморальной точки зрения, рассматривает центральные и периферические причины возникновения различных речевых расстройств и соответственно этому предлага­ет и разные средства их преодоления, направленные на уменьшение количества жидкости в речевом аппарате.

Можно полагать, что точка зрения Ибн Сины на речевые расстройства соответствовала взглядам вра­чей Европы XI —XVIII вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: