Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Глава 4 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. V-XVI вв




После распада Римской империи в истории Цен­тральной, Западной и Южной Европы начался новый период, условно называемый средневековым. Для это­го периода было характерным преобладание феодаль­ных общественных отношений.

Феодальный строй в Западной Европе прошел 3 стадии. Первая стадия феодализма (с V по X — XI вв.) — раннее Средневековье. Переход от античного мира к Средневековью был связан на первых порах с глубо­ким экономическим и культурным упадком. Преобла­дало натуральное хозяйство. В течение ряда веков от­мечался упадок науки.

Во второй стадии феодализма (XI — XV вв.) — раз­витого Средневековья — с ростом производительных сил росли города — центры ремесла и торговли. Ре­месленники в городах объединялись в цехи, развитие которых характерно для данной стадии. Наряду с на­туральным хозяйством получило развитие меновое хозяйство. Крепли товарно-денежные отношения. Развивалась и росла торговля внутри отдельных стран и между ними.

Третья стадия феодализма (XVI —XVII вв.) — была периодом его упадка и разложения. Этот период ха­рактеризуется сравнительно быстрым развитием то­варно-денежного хозяйства и затем зарождением в недрах феодализма капиталистических отношений и буржуазного общества, представляя, таким образом, переход к следующей общественно экономической формации —капитализму.

Эпоха феодализма унаследовала от Римской им­перии христианскую религию в ее западной разно­видности, известной с 1054 г. под названием католи­цизма.

Христианская церковь стала главной идеологичес­кой силой европейского феодализма, и все развитие культуры и науки в период Средневековья протекало в русле религиозной идеологии.

Доминирующей формой философии этого периода стала схоластика. Схоластика исходила из того поло­жения, что все возможные знания уже даны либо в Священном Писании, либо в творениях отцов церкви. Античная культура, философия, литература, педагоги­ческое и медицинское наследие подвергались гонению и предавались забвению.

Реалистическим представлениям противопоставля­лись религиозные, мистические фантазии о человеке как носителе «первородного» греха. Естественные по­требности человека рассматривались как проявление греховного начала.

Нормы семейных отношений, семейной педагоги­ки нашли отражение в памятниках церковной литера­туры — Правилах апостолов, в Писаниях отцов церк­ви, таких как сочинение Иоанна Златоуста «О воспи­тании детей», Блаженного Иеронима «Письмо к Лете», где воспевается аскетический идеал, который достига­ется постоянными молитвами, постами, воздержанием, смирением, покорностью.

Средневековая церковь категорически отрицала почти все наследие античного мира в области культу­ры, но необходимость пользоваться богослужебными книгами на латинском языке заставляла заботиться об обучении будущего духовенства хотя бы элементарной грамоте. Латинский язык сделался языком европейской об­разованности того времени, на нем были написаны ос­новные произведения церковной литературы. Связь средневековой культуры с христианской религией и латинским языком обусловили возникновение своеоб­разного типа школы, содержание обучения в которой 54 черпалось из религии, а языком обучения стал латинский язык, чуждый для большинства европейских на­родов.




Эти школы содержались церковью. Они были не­скольких типов: монастырские (при монастырях), ка­федральные (при кафедре епископа), приходские (при приходских церквях). В большинстве из них образова­ние детей ограничивалось преподаванием граммати­ки, риторики и диалектики (тривиум). В крупных шко­лах еще обучали арифметике, геометрии, астрономии и музыке (квадриум). Совокупность этих двух циклов предметов была известна под названием «семи свобод­ных искусств».

Обучение в средневековых школах строилось пре­имущественно на запоминании текстов Священного Писания и комментариев к ним. Метод обучения был схоластическим. Учащиеся обычно заучивали готовые определения в схоластической вопросно-ответной форме.

В качестве примера приводим фрагмент из учеб­ника Алкуина1, написанного для Пипина — сына Кар­ла Великого. Пипин задает вопросы, Алкуин отвечает.

П.Что такое письмо? А. Страж истории

П. Что такое речь? А. Толкователь души

П. Что создает речь? А. Язык

П. Что такое язык? А. Воздушный бич



П. Что такое человек? А. Раб смерти, переходящий с места на место путешественник,

гость в своем жилище

П. На что похож человек? А. На плодовое дерево

А. Подобно фонарю,

П. Как помещен человек? выставленному на ветер

Другой пример: «Беседа между учителем и учени­ками». Из учебника Эльфрика (X — XI вв.) — одного из монахов-учителей.

M. (мальчики). Наставник, мы, дети, просим вас учить нас говорить правильно, ибо мы необразованны и говорим испорченным языком.

Н. (Наставник). Что вы хотите сказать? М. Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильна и чтобы мы говорили то, что полезно, и чтобы мы не говорили по-старушечьи или неправильно.

Характерным для Средневековья является рас­пространение «богоугодных заведений» — благотво­рительных закрытых учреждений для призрения де­тей. Они возникли еще в Римской империи в связи с усилением обнищания населения и повальными эпи­демиями. Общественное обслуживание детей нищен­ствующих родителей, сирот, подкидышей в период раннего феодализма взяла на себя христианская цер­ковь. Так, в IV в. в Италии появляются дома для под­кидышей и сирот при монастырях, сиротские дома при домах пилигримов и госпиталях. Позже, в VIII — IX вв. появились дома призрения внебрачных детей в крупных городах при епископских кафедрах; в IX — XIV вв.— дома призрения внебрачных детей, учреж­даемые сельскими и городскими приходами, воспита­тельные дома, организуемые гильдиями, цехами и бла­готворительными обществами в городах Центральной Европы.

В XV—XVI вв. в ряде стран Западной и Цент­ральной Европы начали складываться буржуазная идеология и культура, обусловленные зарождением капиталистического способа производства. (Началась эпоха, известная в истории под названием «Возрож­дения».)

Появление первых признаков новых социальных отношений имело своим следствием возникновение нового взгляда на мир и человека в противовес сред­невековому религиозно-догмагическому мировоззре­нию. Средневековый аскетизм с его отрицанием радо­стей земной жизни и проповедью подготовки к загроб­ному, вечному существованию постепенно вытесняется идеями гуманизма, противопоставившего теологии светскую науку, выдвинувшего идеал жизнерадостно-00 го, сильного духом и телом человека. Передовые мыслители этого периода особое внимание стали уделять изучению богатой литературы Древнего мира, забытой в предыдущие столетия.

Идеи гуманизма нашли свое отражение во взгля­дах передовых мыслителей на воспитание. Гуманисты выступили с требованием изучать в школах культур­ное наследие античного мира, а также реальные пред­меты окружающего мира; настаивали на использова­нии активных методов обучения, развивающих мыш­ление детей.

Острой критике подвергаются феодальное семей­ное воспитание, средневековая школа, схоластические методы обучения.

В работах французских, английских, немецких гу­манистов по-новому ставятся вопросы физического воспитания, развития речи; в противовес средневеко­вой муштре, выдвигается требование использования игр, забав, развития наблюдательности. Уважение к личности ребенка, наглядный метод обучения, реаль­ное содержание образования стали ведущими пробле­мами времени.

Педагогические идеи эпохи гуманизма представ­лены высказываниями целого ряда выдающихся мыс­лителей. Среди них: Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор и др.





Дата добавления: 2015-03-20; просмотров: 472; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10295 - | 7838 - или читать все...

Читайте также:

 

3.231.228.109 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.