Бурдьё Пьер (1930-2002) - выдающийся современный французский социолог и философ, создатель теории социального поля, представитель постструктуралистского направления соц. теории и теории габитуса.
Рассматривая концепцию П. Бурдье становится ясно, что он ставил практическую социологию в противовес теоретической, считая что теория не представляет как таковая никакой значимости, если её невозможно применить в эмпирических исследованиях. Бурдье желает не просто познать и объяснить общество, но влиять на него, изменяя его при помощи «интеллектуальных орудий», которые, по его мнению, дает настоящий социологический анализ.
В его исследованиях сочетаются приемы, а также различные подходы из области антропологии, лингвистики, истории, наук политического характера, эстетики и философии. Сам Бурдье считал свои работы направленными не разработку нового категориального аппарата и не на анализ существующих понятий, а на исследование действительных соц. явлений при помощи определенных социологических «инструментов». Он поставил задачу преодолеть ложные, по его мнению, противопоставления эмпирии и теории объективизма и субъективизма, микроанализа и макроанализа, имеющие место быть в социальных науках. Его работы насквозь пропитаны эмпирикой. Судить о значении, которое П. Бурдье придает конструированию предмета, а также методам о нем сбора данных, можно уже потому, что в большинстве его книг содержатся в качестве приложений методический инструментарий, выборки, описание и т. п.
|
|
Своеобразный синтез теорий глобализации и информационного общества осуществлен в работах М. Кастельса - испанского социолога, работающего в США.
В своих работах Кастельс рассматривает социальную структуру “сетевого общества”, которое характеризуется одновременной трансформацией экономики, политики и культуры. С его точки зрения, новые информационные технологии, являющиеся необходимым инструментом такой всесторонней трансформации, не могут считаться ее причиной. Как утверждает Кастельс, становление сетевого общества, начавшееся в 1970-е годы, было в значительной степени обусловлено тремя параллельными, но независимыми друг от друга процессами. К их числу он относит, во-первых, информационно-технологическую революцию; во-вторых, возникновение новых социальных движений 1960-1970-х годов; в-третьих, кризис, с которым столкнулись две существовавшие в тот период социально-экономические системы (капитализма и реального социализма, который Кастельс предпочитает именовать “этатизмом”). Одна из этих противостоявших друг другу систем оказалась неспособной адаптироваться к требованиям информационной эпохи и распалась, тогда как система капитализма пережила масштабную внутреннюю трансформацию, но продолжила свое развитие.
|
|
Согласно Кастельсу, социальная структура сетевого общества основана на новой экономике. Хотя эта экономика является капиталистической, она представляет собой новую разновидность информационного и глобального капитализма. Важнейшими источниками производительности и конкурентоспособности в такой экономике становятся знания и информация. Процесс производства зависит от доступа к информационным технологиям, а также от качества человеческих ресурсов и их способности управлять новыми информационными системами. Все центры экономической активности оказываются тесно взаимосвязанными и зависят от глобальных финансовых рынков и международной торговли. В целом новая экономика организована вокруг информационных сетей, не имеющих единого центра, и опирается на постоянное взаимодействие между узлами этих сетей.
В целом Кастельс характеризует сетевое общество как расширяющуюся систему, проникающую различными путями и с разной интенсивностью во все регионы мира. Он рассматривает различные формы взаимодействия сетевых структур с ранее существовавшими социальными структурами. В этой связи особое внимание Кастельс уделяет анализу вхождения постсоветской России в информационную эпоху.