1.1.Цели и задачи дисциплины:
Цель курса – познакомить студентов со структурой и содержанием управленческой деятельности, очертить круг основных проблем, с которыми приходится сталкиваться руководителю, показав психологические компоненты ее оптимизации, помочь выявить собственные задатки к управленческой деятельности.
Задачами изучения курса являются:
1. Знакомство с основными категориями и понятиями психологии управления.
2. Анализ основных подходов к изучению структуры и содержания управленческой деятельности.
3. Освоение студентами классических и современных методов работы организационного психолога в решении проблем управленческой деятельности и управления трудовым коллективом.
4. Формирование основ профессионального мышления психолога – консультанта в управлении.
1.2. Место дисциплины в учебном процессе: «Психология управления» является дисциплиной по выбору, входящей в учебный план специальности 030300.62 «Психология».
Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить представление о структуре деятельности, в т.ч. особенности деятельности руководителя («Общая психология», «Психология труда и инженерная психология»); о сущности групповых процессов и методах работы ними («Социальная психология», «Психология групп»). А также иметь навыки проф.общения и знать методы психодиагностики («Психология общения», «Основы проф.деятельности психолога», «Основы психологического консультирования», «Писходиагностика»).
|
|
Освоение дисциплины является основой для последующих курсов: «Организационная психология».
1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата
| восприятие личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей |
| нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них |
| понимание и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности |
| просветительская деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества |
| Организационно-управленческая деятельность: способность и готовность к: анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах |
| проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса |
| реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп |
В результате изучения курса “Психология управления ” студент должен:
|
|
· Знать: основные понятия психологии управления, историю становления предмета, знать психологические особенности и характеристику управленческой деятельности, иметь четкое представление об основах авторитета руководителя и психологических механизмах власти, этапах и методах принятий управленческих решений, а также ключевых вопросах управления трудовым коллективом, урегулирования организационных конфликтов.
· Уметь: давать характеристику управленческой деятельности, определять индивидуальные способности к ней, диагностировать отношения внутри коллектива, индивидуальный стиль поведения в конфликте, авторитет руководителя, мотивацию сотрудников, социально-психологический климат.
· Владеть: на основании изученного материала студенты должны владеть набором коммуникативных средств и методических приемов, позволяющих изучать характер управленческой деятельности и оптимизировать как непосредственно работу самого руководителя, так и его взаимодействие с трудовым коллективом.
Программа предусматривает проработку учебного материала на трех взаимодополняющих друг друга уровнях: лекционном, семинарском, практическом. Успешное освоение данной дисциплины предполагает изучение учебной и собственно научной литературы, подготовку докладов по отдельным темам, проведение самостоятельных исследований.
Итоговые формы контроля – экзамен. Формы промежуточного (текущего) контроля: решение проблемных задач, программированный опрос, устный опрос на семинарских занятиях, письменные контрольные работы, сдача коллоквиумов.
Программа содержит обширный список литературы, охватывающей все разделы курса.