Философия Древнего Китая

В VI – V вв. до н. э. из лона стихии архаических культов и неупорядоченных религиозных и космологических представлений в Древнем Китае появляется даосизм, национальная религия, наряду с этико-политическим учением конфуцианства и пришедшим из Индии буддизмом составившая так называемую триаду учений («сань цзяо»), которые и стали на протяжении тысячелетий основой духовной культуры Китая.

Лао-Цзы
Первым даосским мыслителем традиционно считается Лао-цзы («Престарелый мудрец»), полумифический создатель «Дао-Дэ цзина», «Канона Пути и Благодати», ставшего первоисточником даосизма. Центральным понятием учения Лао-Цзы является Дао – единое первоначало всего сущего и одновременно Закон изменения вещей. Если в конфуцианстве (учении Кун Фу-цзы, возникшем практически одновременно с даосизмом) Дао представляет собой Путь нравственного совершенствования и правления на основе нравственных норм, то у Лао-цзы это понятие, сохраняя и названное значение, расширяется, космологизируется. Весь мир есть развертывание Дао, Пути, и каждая вещь, доходя до предела своего созревания под действием Дэ («Благодати», «Благой Силы Пути»), снова возвращается в глубину первопринципа Дао. По Лао-цзы главной целью мудрого человека является задача не сходить с Пути, не нарушать первозданной красоты естественности своего бытия и бытия Вселенной, ему следует чувствовать Дао и подчиняться ему. При этом мудрецу необходимо придерживаться принципа «недеяния» («у вэй»), под которым, впрочем, не понимается бездействие или пассивный покой, а имеется в виду отказ от нарушения собственной природы и природы сущего, отказ от субъективной целеполагающей деятельности во имя включенности в единый поток бытия.

Религиозная проблематика не входила в сферу интересов конфуцианства, посвященного по преимуществу этико-политическим вопросам. В основе этого учения лежит, прежде всего, идея гармонии принципов личного нравственного самосовершенст-вования и деятельности по упорядочиванию государства в целях создания соответствующего древним образцам идеального общества. Конфуцианство, во многом воспринявшее традиционный для Китая культ предков, рассматривало государство как большую патриархальную семью, в которой монарх должен занимать место полновластного главы рода. Немаловажную роль в социальной утопии Конфуция и его последователей играло учение о «благородном муже» – «цзюнь-цзы», способном проявлять в Поднебесной пять качеств – гуманность («жэнь»), долг-справедливость (и), ритуальное благоговение (ли), мудрость (чжи) и искренность (синь). Важной формой проявления гуманности конфуцианская традиция считала сыновнюю почтительность (сяо), лежащую в основе семейных, а значит, и государственных отношений.

Чтобы понять учение древних китайских философов, надо войти в иную, неевропейскую культуру с ее своеобразным мировоззрением и собственной системой ценности. В Китае, например, нет и не было представлений о Боге-творце, создающем мир, о боге как личности, Отце, к которому можно обращаться. Вместо этого в Китае издревле сложился культ Неба («Тянь»), который просуществовал почти до нашего времени. В китайской традиции не было развитых представлений о загробном мире, о бессмертии души, внимание, как правило, было сосредоточено на земных делах, жизненных проблемах, управлении обществом и государством. Поэтому китайскую культуру часто называют «рационалистической», мир в ней рассматривается как естественный процесс «самоизменений». Удивительно то, что эта «рационалистическая» культура не создала развитой науки и технической цивилизации. Может быть, это произошло как раз потому, что она была «разумной»?

Мудрость китайской философии в том, чтобы познать целое, не затемнять суетностью, умничаньем, насилием, искусственностью движение бытия, слиться с ним, подчинить свое сердце его гармонии, обрести полноту бытия через «самоустранение». Отсюда – идея «недеяния», столь необычная для европейской культуры.

Направленность на изменение себя, своего внутреннего состояния, а не внешнего мира, который изменяется «самопроизвольно», естественно, роднит китайскую и индийскую культуры, а в целом отличает «восточную» культуру от «западной».

Древневосточная религиозно-философская мысль, несмотря на разнообразие идей и мнений, в целом представляет собой уникальный феномен, и сегодня во многом определяющий менталитет и образ жизни народов Востока. Однако необходимо признать, что современная техногенная цивилизация основана на рационалистической парадигме мышления, зародившейся в Древней Греции и трансформировавшейся в современное научное мировоззрение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: