В VI – V вв. до н. э. из лона стихии архаических культов и неупорядоченных религиозных и космологических представлений в Древнем Китае появляется даосизм, национальная религия, наряду с этико-политическим учением конфуцианства и пришедшим из Индии буддизмом составившая так называемую триаду учений («сань цзяо»), которые и стали на протяжении тысячелетий основой духовной культуры Китая.
|
Религиозная проблематика не входила в сферу интересов конфуцианства, посвященного по преимуществу этико-политическим вопросам. В основе этого учения лежит, прежде всего, идея гармонии принципов личного нравственного самосовершенст-вования и деятельности по упорядочиванию государства в целях создания соответствующего древним образцам идеального общества. Конфуцианство, во многом воспринявшее традиционный для Китая культ предков, рассматривало государство как большую патриархальную семью, в которой монарх должен занимать место полновластного главы рода. Немаловажную роль в социальной утопии Конфуция и его последователей играло учение о «благородном муже» – «цзюнь-цзы», способном проявлять в Поднебесной пять качеств – гуманность («жэнь»), долг-справедливость (и), ритуальное благоговение (ли), мудрость (чжи) и искренность (синь). Важной формой проявления гуманности конфуцианская традиция считала сыновнюю почтительность (сяо), лежащую в основе семейных, а значит, и государственных отношений.
Чтобы понять учение древних китайских философов, надо войти в иную, неевропейскую культуру с ее своеобразным мировоззрением и собственной системой ценности. В Китае, например, нет и не было представлений о Боге-творце, создающем мир, о боге как личности, Отце, к которому можно обращаться. Вместо этого в Китае издревле сложился культ Неба («Тянь»), который просуществовал почти до нашего времени. В китайской традиции не было развитых представлений о загробном мире, о бессмертии души, внимание, как правило, было сосредоточено на земных делах, жизненных проблемах, управлении обществом и государством. Поэтому китайскую культуру часто называют «рационалистической», мир в ней рассматривается как естественный процесс «самоизменений». Удивительно то, что эта «рационалистическая» культура не создала развитой науки и технической цивилизации. Может быть, это произошло как раз потому, что она была «разумной»?
Мудрость китайской философии в том, чтобы познать целое, не затемнять суетностью, умничаньем, насилием, искусственностью движение бытия, слиться с ним, подчинить свое сердце его гармонии, обрести полноту бытия через «самоустранение». Отсюда – идея «недеяния», столь необычная для европейской культуры.
Направленность на изменение себя, своего внутреннего состояния, а не внешнего мира, который изменяется «самопроизвольно», естественно, роднит китайскую и индийскую культуры, а в целом отличает «восточную» культуру от «западной».
Древневосточная религиозно-философская мысль, несмотря на разнообразие идей и мнений, в целом представляет собой уникальный феномен, и сегодня во многом определяющий менталитет и образ жизни народов Востока. Однако необходимо признать, что современная техногенная цивилизация основана на рационалистической парадигме мышления, зародившейся в Древней Греции и трансформировавшейся в современное научное мировоззрение.