double arrow

Способности души в обществе

НОЭЗИС Разумная Правители

ДИАНОЙЯ Аффективная Воины

ПИСТИС Вожделеющая Работники

Модель государства Платон строит в строгом соответствии с раз и навсегда принятыми теоретическими предпосылками, с принципами, положенными в основу его системы, в частностях эта модель граничит с цинизмом (отсутствие частной собственности, невозможность создания семей, «евгеника» в деторождении, раздельное воспитание и т. д.). Однако следует помнить, что модель Платона идеальна, она не требует обязательного и строгого воплощения в жизнь. Идеал нужен человеку, как звезда, указывающая путнику дорогу в темную ночь, но не заменяющая ему фонаря в руке.

Философ понимал, что даже при удачной попытке построения идеального государства в форме «аристократии» (правления лучших) рано или поздно правители совершат ошибку в подборе женихов и невест, и тогда новое поколение будет явно уступать предшествующим по своим умственным и физическим задаткам. Правителям окажется не под силу блюсти прежний порядок, возникнут раздоры, которые разрешатся мирным компромиссом – установлением частной собственности, что послужит началом истории эволюции государственных форм, рассматривающихся Платоном в качестве последовательного искажения и деградации идеального государственного устройства.

Вначале в целях поддержания порядка в условиях частной собственности правление будет передано благородным воинам, этот тип государственного устройства Платон назвал «тимократией». Активная завоевательная деятельность воинов неизбежно приведет к накоплению трофейных богатств в руках отдельных лиц, и растущее имущественное расслоение общества приведет к захвату власти наиболее богатыми гражданами – к « олигархии », к обществу непрерывных социальных конфликтов, возрастающих по мере количественного роста лишенного собственности населения. Неизбежный итог этих процессов – восстание народа и установление следующей формы правления – «демократии». И подобно всем предшествующим формам, демократия гибнет не в силу случайных стечений обстоятельств, она оказывается обреченной уже в момент своего рождения, ибо ее губят не внешние факторы, а составляющий ее сущность принцип свободы. Развитие последней приводит к состоянию всеобщего хаоса и беспорядка, и естественным выходом в этой ситуации оказывается «тирания», рассматриваемая мыслителем в качестве последней и наиболее искаженной формы государственности.

В проведенном анализе развития государственных форм Платон впервые в истории мировой науки осуществил теоретическое исследование законов социальной динамики – законов, хотя и действующих в обществе, но при этом не зависящих от произвола человека. К. Поппер назвал Платона первым социологом в истории человечества.

Философия Платона сыграла огромную и мало с чем сопоставимую роль в истории человеческой мысли. Его учение о самостоятельном, объективном существовании идей, независимых от человеческой воли и произвола и предшествующих мышлению человека, стало источником одного из основных направлений в мировой философии, получившего название объективного идеализма. С позиций этого мировоззрения, окружающий человека мир, хотя и существует самостоятельно и объективно, однако в своем бытии является чем-то вторичным и производным от сотворившей его, предшествовавшей ему и по времени, и по существу идеальной деятельности Бога (у Платона – Демиурга).

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – ученик Платона, по ряду принципиальных позиций расходившийся со своим учителем, но, по сути, продолживший его учение. Будучи конкретнее, эмпиричнее Платона, Аристотель призывал перейти от оперирования «вторыми сущностями», общими идеями, к единичному бытию вещей, преодолеть разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. По мнению философа, материя объективна, она несотворима и неуничтожима, не возникает из ничего, не уменьшается и не увеличивается количественно. Однако материя сама по себе пассивна, она есть лишь возможность возникновения вещей, чтобы превратить эту возможность в действительность, материя должна быть «оформлена». В чувственном мире нет материи без формы, равно как и формы без материи. Всякая вещь необходимо должна иметь 4 причины:

· Материя, или субстрат;

· Форма, или сущность;

· Действующая причина;

· Целевая причина (причем и действующая, и целевая причины определяются формой, эйдосом).

Весь мир, по Аристотелю, представляет собой иерархию уровней сущего: материя как чистая потенция, возможность бытия, далее – единичное бытие вещей, являющихся единством формы и содержания (от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку и обществу). На вершине иерархической лестницы – Эйдос эйдосов, Первоум, Перводвигатель, Демиург – чистая форма, актуальность без примеси потенциальности.

Аристотель известен как систематизатор и классификатор древнегреческой науки, создатель формальной логики. Аристотелем были выделены и проанализированы основные философские категории (фундаментальные понятия), такие, как сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие и страдание.

В своем социально-философском учении Аристотель описывает три типа государств, в зависимости от количества правящих: если в целом деятельность государства направлена к достижению общей пользы, то это – монархия, аристократия и полития, правильные формы правления; если же деятельность государства направлена к достижению блага немногими, то формы правления становятся неправильными – тирания, олигархия и демократия.

По мнению Аристотеля, каждая вещь непременно должна иметь как материальную причину (вещество, из которого она сделана или рождена), и формальную (план, структуру, количество и порядок частей, которые становятся границами для материального вещества). Милетцы в своих поисках натолкнулись на материальную причину, пифагорейцы – на формальную. Традиции этих школ развились, соответственно, в атомизм и платонизм. Аристотель поставил своей целью примирение двух явно противоположных друг другу школ, материалистической и формалистической.

Вспомним учение Платона об идеях и зададимся вопросом – а так ли уж сильно расходились позиции учителя и ученика? У Платона идеи – это «парадигмос», образцы, вызывающие к жизни вещи, то есть они являются одновременно и порождающими, и формообразующими причинами (по Аристотелю). Но идеи у Платона являются также пределом становления всех вещей, конечной целью становления вещи. Таким образом, у Платона мы находим все четыре аристотелевские причины вещей. И действующая, и целевая причины у Аристотеля, как и у его учителя, определяются формой, эйдосом. Существенное различие с учением Платона проявляется у Аристотеля в приближении идей к единичным вещам, эйдосы у него спускаются с небес и становятся сущностями каждой конкретной вещи.

Аристотель явился величайшим систематизатором идей древнегреческой философии, его обобщения применялись к пониманию действительности на протяжении более чем двух тысячелетий, во многих аспектах не теряют они своей актуальности и сегодня. Попробуем применить принцип четырех причин Аристотеля к искусственным, естественным и социальным вещам:

1. Искусственная вещь, например, стол. Субстратом в нем является материал, допустим, древесина. Форма, проект стола – его образ на чертеже или в голове мастера, который является и действующей причиной, исполнителем, придерживающимся определенной цели:

Формальная причина

(структура, задаваемая планом – чертежом)

 
 


Действующая причина Целевая причина

(мастер, создатель вещи) (для чего создается вещь)

Материальная причина

(вещество, из которого сделана вещь)

2. Естественная вещь, скажем, биологическая особь:

Формальная причина

(виды, т. е. разновидности животных в природе)

Действующая причина Целевая причина

(родители, производящие (виды как цели,

на свет новую особь своего которые направляют

вида) и влекут к себе процесс

роста)

Материальная причина

(части и силы, т. е. органы и природные свойства,

в которых конкретно воплощается определенная идея)

3. «Социальная вещь», например, государство:

Формальная причина

(правила, законы, конституции и т. п.)

 
 


Действующая причина Целевая причина

(политические силы, партии, (идеологии, планы

общественные организации и т. п.) реформирования и т. п.)

Материальная причина

(экономические базисы, формы контроля над ресурсами,

исторически детерминированные общественные отношения и т. п.)

Как видим, «правильность» государства (сбалансированность причин), зависит от множества субъективных факторов, быть может, поэтому Аристотель не строил идеальных государственных моделей, а занимался анализом возможных государственных моделей и классифицировал их относительную «правильность» и «неправильность».

Учение Аристотеля о причинах вещей с неизбежностью ставило его перед вопросом – а что же в самом начале предшествует всем причинам, являющимся лишь звеньями цепи причинно-следственных связей, или, иначе, что является первопричиной? Статусом перводвигателя в его философии наделяется Бог – существо, не скованное никакими пределами, налагаемыми на конечные вещи законами бытия. Решившись прервать бесконечный причинно-следственный ряд, создающий лишь видимость объяснения мировых явлений, а также поставив вопрос о начале движения, философ обнаружил неизбежность наделения такого начала свойствами, запрещенными для всех остальных видимых предметов. Бог не имеет тела, а значит, и органов чувств, он не может познавать конкретные материальные единичные вещи нашего мира, что, по Аристотелю, является признаком высшего совершенства: временные и случайные вещи не стоят того, чтобы Бог их познавал. Божественная мысль – это «мысль, мыслящая сама себя», т. е. созерцающая вечные идеи в их прекрасной системной взаимосвязанности. (Аристотель считал, что, если речь идет о нематериальных вещах, то «мысль и вещь, о которой мыслят – одно и то же». В этой связи вспомните об идеях элеатов, которые, по мнению Аристотеля, понимали бытие правильно, но лишь в одном из его аспектов). Хотя Аристотель и называл часто первичный двигатель Богом, мы видим, что это не тот Бог, которого почитают верующие, это скорее закон сохранения актуальности («все вещи желают Бога»), чем Бог религии.

В своем учении о Боге – Перводвигателе Аристотель впервые в строго логической форме зафиксировал фундаментальное онтологическое противоречие законов функционирования и законов возникновения каких-либо процессов или систем. То, что порождает систему, оказывается не просто необъяснимым с точки зрения законов, описывающих ее наличное функционирование, но наделяется парадоксальными, запрещенными и, с позиций этих законов, даже сверхъестественными свойствами.

Философия Аристотеля была вершиной древнегреческой философии, ее высочайшим, но завершающим аккордом. Символично, что Аристотель был учителем Александра Македонского, завоевания которого сделали доступной греческую культуру для множества средиземноморских и восточных народов. Впоследствии римское завоевание еще более расширило ареал воздействия культуры эллинов. Начался новый период в истории античной философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: