Переговоры по поводу прекращения этнических конфликтов в случае их успешного осуществления, как правило, еще не приносят окончательного желаемого результата. Можно считать ошибочной стратегию некоторых посреднических субъектов, прерывающих свою деятельность на стадии успешного окончания переговоров. Причем, чем больше опосредования содержится в идеологиях этнического конфликта, тем сложнее в реальности конфликт нейтрализовать. Опосредование в данном случае означает количество метаморфоз, использованных для создания тезисных оснований конфликтов по отношению к их реальной причине.
В постконфликтный период наблюдается рост числа посреднически урегулируемых этнических конфликтов. Одни из них отличаются устойчивостью переговорного урегулирования этнических споров, другие — неустойчивостью мирных соглашений о прекращении гражданской войны и возобновлением насилия. Стабильность переговорного урегулирования конфликтов по-разному объясняется представителями утилитарного и либерального понимания политической толерантности.
|
|
Согласно утилитаризму, посредничество формирует номинальную толерантность, отмеченную межэтническим недоверием и отношениями конфиденции между участниками мирного договора и общей властью. Поэтому длительность мирных соглашений зависит от доверия конфликтных сторон к общей власти как гаранту выполнения условий договора. Сторонники утилитаризма обращаются к изучению внутригосударственных гарантий мирных соглашений и к изучению международных гарантов, миротворцев ООН и региональных организаций. Применяется сравнительно-исторический анализ влияния отношений конкуренции великих держав на стабильность переговорного урегулирования конфликтов в холодный и постхолодный периоды.
В утилитарном аспекте нарушение мирных соглашений является девиантным (отклоняющимся) поведением, против которого применяются санкции и стратегии правительственного контроля. Его можно именовать силовым или карающим контролем, поскольку правительство использует свое монопольное право на применение или угрозу применения силы. Правительственный контроль направлен на разоружение боевиков, роспуск незаконных вооруженных формирований, наказание военных преступников и лиц, занимающихся грабежом и мародерством. Признаками преступления будут виновно совершенные опасные деяния, запрещенные уголовным кодексом государства под угрозой наказания. Если в период мирных соглашений отсутствует сильное правительство, функции силового контроля выполняют миротворческие силы мирового сообщества. При утилитарном подходе стабильность переговорного урегулирования конфликтов находится в зависимости от номинальной толерантности, поддерживаемой силовым контролем условий мирных соглашений.
|
|
В отличие от утилитаризма, сторонники либерального подхода рассматривают мирные соглашения началом восстановления нормативной политической толерантности. По словам Р. Рисилиано, речь идет о способности сторон решать проблемы постконфликтной реконструкции в соответствии с базовыми договоренностями. Восстановление толерантных отношений между этническими группами создается за счет контроля, который способствует приспособлению (аккомодации) сторон друг к другу на основе условий договора. Контроль предусматривает согласование интересов сторон в политической и экономической сферах.
В аккомодационном контроле применяются несиловые средства интеграции этногрупп в нормативную систему общества. Политологи и социологи обращаются к структурным стратегиям контроля, ориентированного на восстановление и перестройку институтов мирной жизни: открытое и ответственное правление, правовое решение этнических споров, экономическая помощь и уменьшение безработицы, создание институтов политического участия. Исследуются коммуникативные стратегии восстановления прерванных отношений кооперации и межэтнической дружбы, организуется деятельность комиссий доверия, а также формируются и реализуются миростроительные инициативы. Кроме указанных мер создаются социальные стратегии кооптации этнических элит в правительственные институты, возвращения беженцев и восстановления гетерогенной этнической структуры. При реализации либерального подхода стабильность переговорного урегулирования конфликтов зависит от восстановления нормативной толерантности посредством аккомодационного контроля условий мирного договора.
Утилитарный и либеральный подходы могут использоваться совместно, поскольку наличие достаточных ресурсов облегчает задачу преодоления множества барьеров, затрудняющих формирование межэтнического доверия. Хорошо известно, что конфликты уничтожают доверие между его участниками, особенно при военном противовстоянии. Барьеры свидетельствуют, что трансформация номинальной в нормативную толерантность нуждается в обеспечении безопасности участников мирных соглашений. Она достигается силовыми и аккомодационными стратегиями контроля условий соглашений. При интегральном подходе исходным пунктом определения стратегий постконфликтной реконструкции избирается дилемма безопасности.
Понятие дилеммы безопасности первоначально применялось в теории международных отношений в объяснении неблагоприятных альтернатив, связанных с обеспечением безопасности конкурирующих держав в условиях холодной войны. Сущность дилеммы безопасности выражает, например, Б. Позен, утверждающий, что действия по усилению собственной безопасности вызывают реакции, приводящие к меньшей безопасности. Понятие дилеммы безопасности подразумевает непреднамеренные последствия реакции участников международных отношений. В постхолодный период данное понятие стало применяться в объяснении внутригосударственных этнических конфликтов. Однако остается малоизученной дилемма безопасности участников мирных соглашений.
Рассмотрим общие компоненты дилеммы безопасности (с использованием теории международных отношений) и виды дилеммы безопасности в этническом конфликте. Понимание дилеммы безопасности поможет нам определить типы правительственных стратегий, обеспечивающих смягчение дилеммы безопасности и формирование нормативной толерантности в период постконфликтной реконструкции.
|
|
П. Роэ, исследуя данную проблему, называет несколько общих компонентов дилеммы безопасности участников межгосударственных и внутригосударственных конфликтов:
1) неразличимость намерений нападения или защиты для участников конфликта;
2) склонность участников конфликта допускать худший сценарий
развития событий;
3) предпочтение неопределенности конфликтной ситуации преимуществам внезапных наступательных действий;
4) допущение худшего сценария развития событий, отрицательно влияющего на динамику акций и реакций;
5) появление парадоксальных последствий действий участников конфликта, оказавшихся в безопасности.
В международных отношениях дилемма безопасности объясняет поведение государств мерами самопомощи, используемой ради безопасности и процветания в анархической интернациональной системе. При отсутствии центральной власти, способной контролировать соблюдение норм международных договоров, государства стремятся к присвоению большей власти и повышению уровня безопасности. Дилемма безопасности возникает потому, что государство воспринимает меры защиты другого государства как угрозу своей безопасности и реагирует соответствующим образом. Дилемма безопасности, утверждает Ю.П. Давыдов, предполагает, что спираль «действие — противодействие» может раскручиваться двумя или несколькими странами таким образом, что каждая из них, затрачивая все больше усилий и суммы на оборону, не повышает уровень своей безопасности, а, возможно, снижает его. Все вертится быстрее, но защищенность остается прежней, либо даже уменьшается. Логика дилеммы безопасности заключается в том, что в намерения государств, стремящихся к безопасности, не входило создание для себя внешних угроз. Эти внешние угрозы возникают как реакция участников конфликта на односторонние попытки той или иной стороны усилить локальную безопасность.
Более обобщенную характеристику дилеммы безопасности как порочного круга предлагает Д. Гирц. Он приходит к выводу, что повсюду, где существует общественная анархия, которая в большинстве периодов человеческой истории имеет место на каком-либо уровне социальности, возникает «дилемма безопасности» индивидов или групп и их лидеров. Группы или индивиды, находящиеся в подобной ситуации, вынуждены заботиться о безопасности и защищать себя от нападения, подчинения или уничтожения со стороны внешних групп и индивидов. Стремление обезопасить себя от внешнего нападения побуждает людей к присвоению большей власти, чтобы избежать власти других. Эти действия, в свою очередь, делают других уязвимыми и побуждают готовиться к худшему. В результате никто не чувствует себя в абсолютной безопасности в конкурентном мире. Возникает порочный круг накопления безопасности и власти. Участники межгосударственных и гражданских войн вынуждены решать дилемму безопасности.
|
|
По данным К. Хартцеля, за последние 50 лет более половины межгосударственных войн завершились успешными переговорами сторон, тогда как за тот же период переговорным урегулированием окончились 25% гражданских этнических войн. Данный факт свидетельствует, что дилемма безопасности является более сложной проблемой для участников внутригосударственного конфликта, нежели для государств в международных делах.
Государства практикуют межгосударственные мирные соглашения, предусматривают мониторинг и проверку взаимных действий, отводя главную роль системам безопасности, альянсам и полагаются на санкции международного сообщества. Государства располагают сетью аналитических институтов, организующих деятельность многочисленных экспертов, занятых оценкой внешней политики. Обладающие суверенитетом государства сохраняют широкую свободу выбора решения дилеммы безопасности на международной арене. Этой свободы не имеют участники этнического конфликта. После переговорного урегулирования конфликта они не могут действовать как государства в анархическом срезе.
Применительно к этническому конфликту понятие дилеммы безопасности впервые применил Б. Позен. Дилемма безопасности означает ситуацию, в которой группы опасаются друг друга, опираясь на убеждение в отсутствии надежной защиты своего существования. Позен отмечает, что дилемма безопасности всегда существовала в обществе со слабым центральным правительством, например, в традиционных монархиях Ближнего Востока и Африки доколониального периода. Периферийные этногруппы не могли доверить свою безопасность правительству и полагались на вооруженную самопомощь. Однако Позен не проводит различий между допереговорной и постпереговорной дилеммами безопасности.
Понятие допереговорной дилеммы безопасности участников этнического конфликта обозначает ситуацию перехода от мирной к насильственной фазе борьбы. Данный вид дилеммы безопасности означает выбор между вероятной помощью слабого правительства и самопомощью посредством вооружения. Существует межэтническая интолерантность и отсутствует конфиденциальное отношение этногрупп к правительству. Допереговорная дилемма безопасности чаще возникает в результате быстрой и неконтролируемой модернизации общества, приводящей к обострению этнической конкуренции за материальные и символические ресурсы.
Д. Вальтер называет пять структурных условий обострения этнической конкуренции:
♦ правительственный кризис;
♦ изоляция национального меньшинства внутри широкой этногруппы;
♦ нарушение традиционного порядка распределения ресурсов, сдвиги в политическом балансе сил этногрупп;
♦ этнический раскол армии.
В этих условиях возникает страх этногрупп за свое выживание.
Источниками страха могут быть историческая память о прошлых разногласиях и насилии; возможность статусной депривации (ограничение прав) этногруппы; манипулирование этническим сознанием со стороны элит, внушающих ложную внешнюю угрозу; распространенность бандитизма. При наличии структурных факторов допереговорной дилеммы безопасности страх за выживание членов этногруппы становится мотивом выбора вооруженной самопомощи. Активность уголовников и демагогов служит поводом инициирования деструктивного цикла межэтнической борьбы. По данным С. Л. Столицкого, в Ливане накануне гражданских войн 1975—1976,1986 и 1989 гг. этнические общины маронитов, друзов, суннитов, шиитов использовали вооруженную самопомощь в обеспечении своей безопасности. Этому способствовали теневые рынки торговли оружием и внешняя финансовая помощь боевикам.
В условиях анархии этногруппа, находящаяся в состоянии неопределенности относительно намерений других групп, склонна предполагать недобрые замыслы. Вы можете, писал П. Роэ, испытывать страх, внушаемый другим человеком, и осознавать, что не в состоянии держать его в страхе. Когда люди начинают внушать взаимный страх, они не в способны понять, в чем источник сильного беспокойства другого лица, но могут лишь предполагать чужую враждебность и безрассудность.
В ситуации допереговорной дилеммы безопасности более организованные группы нападают первыми. Они опасаются ответной мобилизации другой группы и пытаются ее предотвратить. Насилие, причиненное внешней группе, ведет к распространению насилия и беззакония. Фактор неразличимости оборонительного и наступательного оружия уменьшает способность группы сигнализировать о своих защитных намерениях. В условиях преобладания тактики первого удара мирные переговоры маловероятны и компромиссы труднодостижимы. Малейшие уступки сторон могут привести к нарушению вооруженного равновесия. Противники стремятся предотвратить ответную мобилизацию за счет расширения этнически гомогенной территории. У. Альтерматт отмечает, что в бывшей Югославии, испытавшей этнические конфликты, во всех регионах соперничающие банд-группы проводили этнические чистки, убивали или изгоняли молодых людей иной национальности, способных пользоваться оружием. Следовательно, допереговорная дилемма безопасности возникает в условиях правительственной неспособности контролировать внутренний порядок и характеризуется вооруженной самопомощью участников этнического конфликта в анархической среде. Самопомощь посредством вооружения приводит к росту межэтнической интолерантности и насилию.
Постпереговорная дилемма безопасности имеет иное содержание. Она заключается том, что стремление к безопасности одной этногруппы за счет присвоения большей государственной власти может побуждать другую этногруппу к аналогичным действиям, увеличивающим политическую конкуренцию и вероятность возобновления гражданской войны.
Постпереговорная дилемма безопасности возникает после достижения участниками этнического конфликта мирных соглашений. Она обусловлена переходом от этнического насилия к мирной жизни, от анархии гражданской войны к строительству государства, способного контролировать правопорядок модернизируемого общества. В период затяжных этнических конфликтов правоотношения граждан становятся фрагментированными. Правопорядок государства, испытывающего этнический конфликт, характеризуется неустойчивостью, многочисленными правонарушениями, на которые государство не способно адекватно реагировать. Мирные соглашения побуждают конфликтные стороны к восстановлению правительственной власти, способной защищать права и интересы граждан, этнических групп. До полного восстановления сильной правительственной власти в государстве сохраняется анархическая среда, обусловливающая дилемму безопасности.
Еще одну черту постпереговорной дилеммы безопасности называет К. Хартцель. Он считает, что неприемлемость вооруженной самопомощи после мирных соглашений вызывает беспокойство участников конфликта. Они начинают опасаться того, что государственная власть может быть захвачена оппозиционной группой. В соответствии с мирными соглашениями участники этнического конфликта не могут полагаться на вооруженную самопомощь. Восстановление монопольного права государства на применение силы означает демилитаризацию боевиков, разоружение и роспуск незаконных вооруженных формирований. Мирные соглашения предусматривают, что боевики отказываются от права самообеспечения безопасности и экономического существования посредством своего оружия в обмен на возможности овладения мирными профессиями. Однако перспектива разоружения не снижает беспокойства участников конфликта за свою безопасность. Они опасаются, что государственная власть может быть захвачена оппозиционной группой, которая в интересах своей безопасности будет использовать власть в ущерб другой группе.
Таким образом, постпереговорная дилемма безопасности представляет собой ситуацию в отношениях участников этнического конфликта, возникающую после гражданской войны и заключения мирных соглашений. В условиях перехода от анархии этнического насилия к восстановлению государственной власти вооруженную самопомощь в решении этнических проблем признают незаконной. В этих условиях конфликтные стороны опасаются, что государственная власть может быть присвоена оппозиционной этногруппой, которая в интересах своей безопасности будет использовать власть в ущерб другой группе.
Постпереговорная дилемма безопасности — многопараметровая ситуация, обусловленная функциональными компонентами государства в регулировании отношений этногруппы и общества. После мирных соглашений государство, а не соперничающие группы, заново наделяется монопольным правом применения силы. Государство устанавливает правила распределения политической власти и порядок распределения экономических ресурсов в обществе. Три компонента государственной власти: правовой, политический и экономический — определяют три параметра постпереговорной дилеммы безопасности. Приученные затяжным конфликтом полагаться на вооруженную самопомощь, этногруппы теперь озабочены влиянием на свою безопасность государственного использования силы, распределения политической власти и жизненных средств.
Этнические группы особенно заинтересованы в гарантиях своей физической безопасности после разоружения боевиков и роспуска незаконных вооруженных формирований. Так, Б. Вальтер, С. Стедман, Ф. Хампсон обращают внимание на проблемы проектирования принудительной силы на переговорах по урегулированию этнических конфликтов. Исследователи отмечают опасения групп в связи с военной демобилизацией и важность создания конфиденциальных отношений на переговорах с уверением о взаимовыгодности разоружения и невозможности достижения военной победы одной из сторон.
Участники урегулирования конфликта стремятся к созданию конфиденциальных отношений, которые охватывают проблемы размещения миротворческих сил и их отношения к конфликтным сторонам, а также гарантий пресечения действий нарушителей перемирия. Следовательно, в постпереговорный период заинтересованность в безопасности участников этнического конфликта мотивируется опасением возможного контроля оппонентом средств принуждения в модернизируемом обществе.
В постпереговорный период этнические группы обеспокоены неустойчивостью демократической системы правления, возможностью прихода к власти оппозиционной группы, способной навязать свое политическое и культурное преобладание обществу. Характеризуя защитный параметр распределения власти в ситуации дилеммы безопасности, Т. Сиск утверждал, что во многих разделенных обществах электоральная конкуренция является спором по поводу государственной власти. Меньшинства отождествляют демократию не со свободой или участием, но со структурным доминированием противоположной группы большинства. Этнические меньшинства опасаются последствий электоральной конкуренции, когда ожидаемая победа большинства обернется дискриминацией этнического меньшинства. После затяжного конфликта для групп меньшинств проигрыш на выборах представляется не только лишением государственных должностей, но и средств защиты своего выживания.
После мирных, соглашений заинтересованность в безопасности участников этнического конфликта мотивирована опасением преимуществ оппонента в присвоении власти государства.
Постпереговорная дилемма безопасности обусловливает заинтересованность этногрупп в гарантиях справедливого распределения экономических ресурсов, исключающих этническую дискриминацию. Р. Холлиер, А. Хоффлер, М. Содербом обращают внимание на социально-экономическую причину затяжных этнических конфликтов — диспропорции в распределении жизненных средств и необходимость их перераспределения после заключения мирных соглашений.
К. Хартцель отмечает, что при обсуждении условий мирного соглашения (в период, когда война остается первичной системой распределения ресурсов), антагонистов беспокоит контроль распределения материальных средств — источника финансирования вооруженного конфликта. Хартцель приводит пример войны в Анголе 1980-1990-х гг. В ходе войны контроль нефтедобывающих районов боевиками МПЛА и алмазодобычи боевиками УНИТА был причиной затяжных сражений. Когда обе стороны попытались мирно урегулировать конфликт, нежелание УНИТА идти на уступки в контроле алмазодобычи стало главным препятствием установления мирных отношений. Проявляя беспокойство о своей безопасности, конфликтные стороны заинтересованы в гарантиях неиспользования экономических ресурсов в ущерб своему благополучию.
Следовательно, постпереговорная дилемма безопасности обуславливает заинтересованность участников этнического конфликта в уменьшении угрозы своему существованию. Заинтересованность в безопасности мотивируется тремя причинами: 1) опасением возможного контроля оппонента средств принуждения в модернизируемом государстве; 2) опасением возможных преимуществ оппонента в присвоении политической власти; 3) опасением возможного экономического преобладания оппонента в рыночной экономике.
Возникает вопрос: почему вышеназванные угрозы безопасности объявляются предметом повышенной озабоченности этногругш в период постконфликтной реконструкции? Первый довод заключается в том, что именно и государственные силы безопасности, и органы определения государственной политики, и экономические ресурсы могут быть использованы конфликтными группами для увеличения своей способности к доминированию в обществе. Другие компоненты власти, например, забота о своей легитимности и репутации, представляют важное значение для государства, но их влияние на смягчение постпереговорной дилеммы безопасности имеет опосредованный характер. Второй довод связан с тем обстоятельством, что в отличие от легитимности и репутации три выше названных компонента государственной власти являются делимыми. Эта делимость позволяет участникам мирных переговоров определять правила, затрудняющие конфликтным этногруппам использовать государственную власть в ущерб обществу.
В ситуации постпереговорной дилеммы безопасности участники мирных соглашений имеют выбор из двух способов действия. Во-первых, можно полагаться на будущие гарантии своей безопасности за счет присвоения большей государственной власти, что, однако, будет побуждать оппозиционную группу к ответному доминированию ради собственной безопасности. Данный путь приводит к отрицанию мирных соглашений. В этом случае стороны изберут принцип номинальной толерантности и будут оценивать мирные соглашения как временное средство подготовки к новой конфронтации. Во-вторых, можно полагаться на будущие государственные гарантии своей безопасности посредством институтов, служащих равновесию власти участников этнического конфликта и препятствующих их одностороннему доминированию. Этот путь обеспечения безопасности побуждает стороны следовать принципу нормативной толерантности, решать общие проблемы постконфликтной реконструкции в соответствии с базовыми мирными соглашениями.
Институты играют решающую роль в переходе от номинальной к нормативной толерантности, ведущей к стабильному миру в модернизируемом обществе. Наример, X. Вотерман отмечает, что гражданские войны часто оканчиваются сделкой по поводу политических институтов. Политические институты как нормативные комплексы определяют правила политической конкуренции и предписывают общеобязательные способы поведения. Институты регулируют отношения граждан государства и уменьшают неопределенность человеческого поведения, включая этногруппы. Государства, возникающие после гражданской войны в результате победы одной из сторон, вероятнее будут представлять интересы группы-победителя, создающей институты своей безопасности и своего преобладания в обществе. В случаях, когда оппозиционные стороны желают окончания этнического конфликта посредством переговоров, будущие институты являются предметом компромисса. Элиты, стремящиеся к сохранению своей карьеры, предпочитают институты физической, политической и экономической безопасности референтных групп.
Постпереговорная дилемма безопасности участников этнического конфликта позволяет теоретически определить типы институтов, проектируемые участниками мирных соглашений. Трем параметрам дилеммы безопасности (физическая, политическая и экономическая безопасность) соответствуют три типа институтов: использование принудительной силы государства, распределение политической власти и распределение экономических ресурсов. Только те мирные соглашения отличаются стабильностью, которые широко институционализированы, т.е. предусматривают государственные гарантии физической, политической и экономической безопасности участников соглашений.
Посредством институциональных гарантий безопасности уменьшается чувство уязвимости бывших участников конфликта и формируется нормативная толерантность, делающая мирное урегулирование споров стабильным в долгосрочной перспективе.
Институционализация мирных соглашений участников этнического конфликта относится к стратегическим задачам правительства в период потсконфликтной реконструкции. Трем параметрам дилеммы безопасности соответствуют три типа стратегий правительственного контроля мирных соглашений. Стратегия силового контроля предусматривает нормативные меры государственного принуждения к нарушителям мирных соглашений, демилитаризацию бывших ком-батантов (участников военных действий), восстановление государственных сил безопасности, полицейских и судебных органов.
Стратегия распределения политической власти устанавливает правила электорального, административного представительства этног-рупп, а также вертикальное разделение властных полномочий на основе федерализма или региональной автономии.
Дистрибутивная стратегия гарантирует перераспределение ресурсов в пользу депривированных групп, использование льготной политики в сферах занятости, обучения, кредитования, предпринимательства и торговли.
Ни одна из стратегий в отдельности не гарантирует снижения этнического чувства уязвимости. Сочетание правительственных стратегий способно формировать нормативную толерантность и устойчивый этнический мир.
Итак, стабильность переговорного урегулирования этнических конфликтов по-разному объясняется представителями утилитарного и либерального понимания толерантности. В рамках утилитарного подхода стабильность мирных соглашений находится в зависимости от номинальной толерантности, поддерживаемой правительственным контролем правопорядка. Либеральный подход ставит эту стабильность в зависимость от восстановления нормативной толерантности посредством правительственных стратегий аккомодационного контроля условий мирного договора. Оба теоретических подхода могут совмещаться, если исходным пунктом определения стратегий формирования нормативной толерантности избирается дилемма безопасности.
После посреднического урегулирования вооруженного этнического конфликта участники мирных соглашений находятся в ситуации дилеммы безопасности, обусловленной переходом от анархии гражданской войны к строительству демократических структур государства, способного контролировать правопорядок. Заинтересованность конфликтных сторон в безопасности мотивируется тремя причинами: 1) опасением контроля оппонентов средств принуждения в модернизируемом государстве; 2) опасением возможных преимуществ оппонента в распределении политической власти; 3) опасением возможного экономического преобладания оппонента в рыночной экономике. Только те мирные соглашения отличаются стабильностью, которые институционализированы, предусматривают государственные гарантии физической, политической и экономической безопасности этногрупп. В период постконфликтной реконструкции стратегическими задачами правительства является институционализация мирных соглашений. Трем параметрам дилеммы безопасности соответствуют три стратегии правительственного контроля мирных соглашений: силовой контроль, распределение политической власти и распределение экономических ресурсов. Ни одна из стратегий в отдельности не гарантирует снижения этнического чувства уязвимости. Сочетание правительственных стратегий способно формировать нормативную толерантность и устойчивый межэтнический мир.
Примечания к главе III
[1] Himes J. Conflict and Conflict Management. The University of Georgia Press, Athens. 1980, p. 238.
[2] Lissak R.L. and Sheppard B.H. Beyond Fairness: The Criterion Problem in Research on Dispute Intervention || Journal of Applied Social Psychology. 1983, 13(2). P. 45-63.
[3] Bercovich J. Social Conflicts and Third Parties. Strategies of Conflict Resolution. Colorado. 1984. P. 133.
[4] Himes J. Conflict and Conflict Management. The University of Georgia Press, Athens. 1980. P. 239-240.
[5] Потиха В.П. Стабильность и динамика общественного мнения на события в Чечне // Человек и общество. Международная научно-практическая конференция. Санкт-Петербург, 1997. С. 149.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение посредничества. В чем состоит отличие посредничества от нормативно-властного управления этнонациональным конфликтом?
2. Назовите структуру посреднического переговорного процесса. Какие стратегии применяет посредник на этапах определения и диагностики конфликта? Какова цель рефлексивных стратегий посредничества?
3. На каких этапах переговорного процесса посредник применяет проблемно-поисковые и результирующие стратегии?
4. Охарактеризуйте проблему «тупика переговоров»? Какова посредническая тактика выхода из тупика переговоров?
5. Назовите объективные и субъективные критерии оценки посреднического успеха. Какими деловыми и личными качествами должен обладать посредник?
6. Почему мирные соглашения, достигнутые с помощью посредничества, могут оказаться неустойчивыми? Каковы отличительные черты постпереговорной дилеммы безопасности?
7. Каковы задачи посредничества в период постконфликтной реконструкции?
Задания для самостоятельной работы
На основе дополнительной литературы и других справочных материалов подготовьте сообщение или доклад о посредническом управлении этнонациональными конфликтами в постсоветском пространстве. Предложите описание конкретного случая. Оцените деятельность посредника в понятиях успеха или неуспеха в зависимости от следующих факторов: 1) желание сторон совместно с посредником найти решение конфликтной проблемы; 2) стадия этнонационального конфликта; 3) активность посредника; 4) состояние системы конфликтного менеджмента; 5) внешнее пособничество конфликту.
Рекомендуемая литература
1. Грузины и абхазы / Общ. ред. Б. Коппитерс и др. М., 1998.
2. Макеев В.А., Гулиев М.А. Политическая толерантность в межэтнических конфликтах. Ростов-на-Дону, 2003. С. 103-134.
3. Каламанов В.В. Осетино-ингушский конфликт: деятельность федеральных органов власти по его преодолению. Владикавказ-Назрань, 1998.
4. Кесслер И.И. Роль посредников и гарантов переговорного процесса на пути легитимации Приднестровья // Международное право и реалии современного мира. Приднестровская Молдавская Республика как состоявшееся государство. – Тирасполь, 2006.
5. Регионоведение. Учеб. пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов-на-Дону, 2004. С. 190-194, 308-324.
6. Рябцев В.Н. Особенности международного посредничества в урегулировании замороженных сецессионистских конфликтов: Нагорный Карабах. Ростов-на-Дону, 2007.