Конституционные принципы духовно-культурной жизни общества. 14 страница

Установлено, что основными задачами Комитета по организованной преступности и коррупции при МВД являются:

- выявление, предупреждение и пресечение деятельности организо-ванных преступных формирований, коррупции;

- раскрытие тяжких и иных опасных преступлений;

- предотвращение и пресечение террористических актов, незакон-ного оборота оружия и наркобизнеса;

- взаимодействие с оперативными и следственными подразделе-ниями правоохранительных органов республики и других государств, ве-дущими борьбу с организованной преступностью.

26 июня 1997 г. Национальным собранием принят Закон Республики Беларусь № 47-3 «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», направленный на защиту прав и свобод граждан, обществен-


ных и государственных интересов от организованной преступности и кор-рупции и определяющий государственную политику борьбы с этими пра-вонарушениями.

Основной задачей Закона явилось создание организационных и пра-вовых основ борьбы с организованной преступностью и коррупцией и обеспечение при этом гарантий защиты «законных интересов физических и юридических лиц».

В ст. 1 данного документа приводятся основные понятия, используе-мые в Законе.

Организованная преступность – наиболее опасная форма преступ-ности, выражающаяся в создании и деятельности организованных пре-ступных групп и преступных организаций.

Организованная преступная группа – объединение двух и более лиц в устойчивую управляемую группу для совершения преступлений.

Участник организованной преступной группы – лицо, умышлен-но принимающее участие в совершении преступлений в составе или по за-данию организованной преступной группы.

Преступная организация – объединение организованных преступ-ных групп либо их организаторов (руководителей), иных участников для разработки или реализации мер по осуществлению преступной деятельно-сти либо созданию условий для ее поддержания и развития.

Участник преступной организации – лицо, умышленно прини-мающее участие в деятельности преступной организации или оказываю-щее содействие в разработке или реализации мер по осуществлению такой деятельности либо созданию условий для ее поддержания и развития.

Коррупция – умышленное использование лицами, уполномоченны-ми на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физиче-скими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ.

К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функ-ций, относятся представители власти, в том числе – работники правоохра-нительных органов, судьи; депутаты Палаты представителей и члены Со-вета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов; служащие государственного аппарата; лица, определяемые законодательством как должностные, в том числе в Воору-


женных Силах Республики Беларусь и иных воинских формированиях; должностные лица субъектов хозяйствования, в имуществе которых доля государственной собственности является преобладающей.

Преступный доход – денежные средства, иностранная валюта, цен-ные бумаги, движимое и недвижимое имущество, другие материальные или интеллектуальные ценности, имущественные права либо иная эконо-мическая выгода, полученные в результате преступной деятельности.

Легализация преступных доходов – придание в любых формах правомерного вида преступным доходам.

Законодательство о борьбе с организованной преступностью и кор-рупцией основывается на Конституции Республики Беларусь и включает настоящий Закон, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Рес-публики Беларусь, другие акты законодательства Республики Беларусь, а также международно-правовые договоры, участницей которых является Республика Беларусь.

Виды и признаки преступных деяний, связанных с организованной пре-ступностью и коррупцией, а также уголовно-правовые меры наказания лиц, их совершивших, устанавливаются Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере борьбы с ор-ганизованной преступностью и коррупцией, не могут устанавливать пол-номочия государственных органов или обязанности физических и юриди-ческих лиц, не вытекающие из законов Республики Беларусь.

Государственными органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией, являются органы внутренних дел, государ-ственной безопасности и прокуратуры, а с коррупцией – также органы Ко-митета государственного контроля, государственные налоговые органы, действующие в пределах своей компетенции.

Государственным координирующим органом по борьбе с организо-ванной преступностью и коррупцией является Межведомственная комис-сия по борьбе с преступностью и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.

В органах внутренних дел, государственной безопасности и прокура-туры образуются специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

Порядок создания этих подразделений в органах внутренних дел и госу-дарственной безопасности определяется Президентом Республики Беларусь, в органах прокуратуры – Генеральным прокурором Республики Беларусь.


Права и обязанности сотрудников специальных подразделений в за-висимости от их ведомственной принадлежности определяются законами Республики Беларусь «О милиции», «О Прокуратуре Республики Бела-русь», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О мерах борьбы с орга-низованной преступностью и коррупцией» и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Специальные подразделения органов внутренних дел и государст-венной безопасности по борьбе с организованной преступностью и кор-рупцией осуществляют оперативно-розыскную деятельность и в качестве органов дознания принимают предусмотренные Уголовно-процес-суальным кодексом Республики Беларусь и настоящим Законом меры для выявления организованных преступных групп и преступных организаций и пресечения их деятельности.

Оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие права и закон-ные интересы граждан, по проверке сведений об организованных преступ-ных группах или преступных организациях и их деятельности, а также фактов коррупции осуществляются в срок не более одного года.

Указанный срок может быть продлен по причине особой необходи-мости Министром внутренних дел или Председателем Комитета государ-ственной безопасности Республики Беларусь с санкции Генерального про-курора Республики Беларусь до полутора лет.

В органах внутренних дел, государственной безопасности и прокура-туры определяются лица, в функциональные обязанности которых входит осуществление взаимодействия в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Координация деятельности специальных подразделений возлагается на Прокуратуру Республики Беларусь.

Территориальные и другие органы внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры обязаны передавать соответствующим специаль-ным подразделениям оперативную информацию и другие материалы, связан-ные с организованной преступностью и коррупцией, и оказывать содействие в выполнении поставленных перед специальными подразделениями задач.

Национальный банк Республики Беларусь и иные государственные органы, действующие в пределах своей компетенции, оказывают помощь органам внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры в выявлении фактов организованной преступности и коррупции, в необхо-димых случаях участвуют в проведении проверок и ревизий.

С целью сбора и сохранения информации о фактах, свидетельст-вующих об организованной преступности и коррупции, и лицах, имеющих к ним отношение, в специальных подразделениях Министерства внутрен-


них дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Прокуратуры Республики Беларусь создаются со-ответствующие централизованные банки данных.

Информационные службы специальных подразделений взаимодейст-вуют с информационными службами соответствующих органов государст-венного управления и служб по борьбе с преступностью других государств и могут обмениваться с ними необходимой информацией о проявлениях организованной преступности и коррупции.

Финансовое и материально-техническое обеспечение специальных подразделений является приоритетным и осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Конкретные размеры необходимых для этого средств, в том числе и валютных, ежегодно устанавливаются при утвер-ждении государственного бюджета на содержание органов внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры и используются ими для материально-технического обеспечения специальных подразделений.

С целью недопущения коррупции лицам, уполномоченным на вы-полнение государственных функций, запрещается:

- вмешательство в деятельность других государственных и негосу-дарственных органов, предприятий, учреждений и организаций, если это не входит в круг их обязанностей;

- использование своего служебного положения при решении во-просов, затрагивающих их личные интересы или интересы членов их се-мьи и близких родственников;

- предоставление необоснованных льгот и привилегий физическим или юридическим лицам или оказание содействия в их предоставлении;

- участие в качестве поверенных физических или юридических лиц по делам, относящимся к компетенции органа, в котором они находятся на службе (работе) или который им подчинен либо деятельность которого они контролируют;

- использование в личных интересах или в интересах физических или юридических лиц информации, полученной при исполнении служеб-ных обязанностей, если она не подлежит официальному распространению;

- отказ в даче информации физическим или юридическим лицам, представление которой предусмотрено правовыми актами, необоснованная задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;

- неправомерная передача предприятиям, учреждениям, организа-циям независимо от форм собственности и физическим лицам государст-венных финансовых и материальных ресурсов;

- искусственное создание препятствий физическим или юридиче-ским лицам в реализации их прав и законных интересов;


- выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совмес-тительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой дея-тельности;

- получение подарков в связи с исполнением служебных обязанно-стей, за исключением символических знаков внимания и символических су-вениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

Кроме того, должностные лица, занимающие ответственное положе-ние, обязаны в срок не более одного месяца после вступления в должность передать на время исполнения своих обязанностей, принадлежащие им ценные бумаги и имущество, от владения, использования и распоряжения которыми они получают доходы, в доверительное управление другим ли-цам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Требования настоящей статьи относятся как к лицам, принимаемым на службу (работу), так и к уже принятым, и отражаются в соответствую-щих письменных обязательствах, согласие с которыми заверяется личными подписями этих лиц.

Если такие обязательства не были подписаны, то это может служить основанием для отказа лицам в приеме на службу (работу) либо для уволь-нения их со службы (работы) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Нарушение требований, предусмотренных настоящей статьей, слу-жит основанием для увольнения лиц со службы (работы) в порядке, уста-новленном законодательством Республики Беларусь.

Должностные лица при принятии на службу (работу) представляют в установленном порядке декларации о доходах и имуществе, в том числе и за рубежом, в отношении себя и членов своей семьи, совместно с ними проживающих и ведущих совместное хозяйство, в соответствии с законо-дательством Республики Беларусь.

Поступающие сведения о доходах и имуществе составляют служеб-ную тайну. Их разглашение, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, влечет привлечение виновного лица к ответ-ственности вплоть до увольнения. Данные сведения представляются толь-ко по запросам органов, ведущих борьбу с организованной преступностью и коррупцией.

При наличии достаточных данных, указывающих на причастность лица к организованной преступной группе или преступной организации, коррупции или легализации преступных доходов, сотрудниками специаль-ных подразделений до возбуждения уголовного дела может быть начата предварительная проверка финансово-экономической деятельности, иму-


щественного и финансового положения не только данного лица, но и дру-гих физических и юридических лиц, имуществом, средствами или именами которых это лицо распоряжалось или пользовалось.

Сотрудники специальных подразделений вправе привлекать к прове-дению предварительных проверок специалистов министерств, других ор-ганов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

При проведении предварительных проверок руководители специаль-ных подразделений имеют право по письменному требованию получать от министерств, других органов государственного управления, а также от пред-приятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не-обходимые информацию, документы и материалы. Такое требование должно выполняться незамедлительно, а если это невозможно – в течение трех суток.

Сотрудникам специальных подразделений также предоставляется право до возбуждения уголовного дела с санкции прокурора опечатывать и брать под охрану на срок до десяти суток помещения (за исключением жи-лых) с документами, денежными и материальными средствами, находя-щимися в них, а также изымать предметы и документы с составлением и вручением соответствующего протокола.

В безотлагательных случаях (при угрозе уничтожения, сокрытия или потери предметов либо документов, которые могут быть использованы в раскрытии и расследовании преступной деятельности) те же меры могут приниматься и без санкции прокурора, но с обязательным сообщением ему об этом в течение суток.

По материалам проверки прокурор вправе обращаться с иском в суд об отмене регистрации или прекращении деятельности субъектов хозяйст-вования, о признании недействительными сделок или договоров.

Сделки, направленные на легализацию преступных доходов, при-знаются судом недействительными в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Преступные доходы, в чем бы они ни выражались, а также все дохо-ды, полученные от увеличения заведомо преступных доходов, по решению суда подлежат конфискации в доход государства.

Юридические акты и действия, совершенные с нарушением установ-ленного законодательством Республики Беларусь порядка, могут быть ан-нулированы органом, уполномоченным на принятие либо отмену соответ-ствующих актов и действий, или признаны незаконными судом по иску за-интересованных физических или юридических лиц, а также прокурора.


Запрещается использовать сотрудников и материально-технические средства специальных подразделений для выполнения задач, не отнесен-ных законами Республики Беларусь к их компетенции и не связанных с осуществлением борьбы с преступностью.

Полученная специальными подразделениями информация, не свя-занная с совершением преступлений или иных правонарушений, не может быть разглашена и использована во вред правам и законным интересам физических и юридических лиц. Документы и другие материалы, содер-жащие такую информацию, уничтожаются не позднее чем через три меся-ца с момента их получения.

Физические и юридические лица вправе обжаловать действия специ-альных подразделений в суд или в ином порядке, предусмотренном зако-нодательством Республики Беларусь. Ущерб, нанесенный неправомерны-ми действиями специальных подразделений, взыскивается с государствен-ных органов, ведущих борьбу с организованной преступностью и корруп-цией, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Руководители министерств и органов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм соб-ственности, не исполняющие настоящий Закон в пределах своей компе-тенции, несут ответственность в соответствии с законодательством Рес-публики Беларусь.

Президент, Национальное собрание, Совет Министров Республики Беларусь в пределах своих полномочий осуществляют контроль за испол-нением законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

Контроль за соблюдением законности в деятельности специальных подразделений осуществляют соответственно Министр внутренних дел Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасно-сти Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь.

Надзор за исполнением законов о борьбе с организованной преступ-ностью и коррупцией осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Исходя из понимания коррупции, закреплённого в Законе, можно сделать вывод: несмотря на то, что коррупционные деяния многоплановы, основной их вид – взяточничество.

Высокая латентность коррупционных преступлений объясняется факторами объективного и субъективного характера. В большинстве слу-чаев совершения таких преступлений нет потерпевших в физическом смысле слова, заинтересованных в сообщении об этом преступлении и его


раскрытии. Как правило, все участники коррупционной сделки получают от неё выгоду, и потому же все они (например, при даче-получении взятки) в соответствии с законом подлежат уголовной ответственности. Именно обоюдосторонняя выгодность коррупции и является одной из основных причин неискоренимости данного явления. Преступления совершаются скрыто, нередко в специфических и конфиденциальных видах государст-венной деятельности.

Кроме всего сказанного, причиной положительной динамики кор-рупционной преступности является бытующее общественное сознание: рост недоверия к власти, снижение авторитета правоохранительных орга-нов. Боязнь граждан ставших жертвой коррумпированных чиновников яв-ляется серьёзным препятствием к вскрытию фактов должностных преступ-лений, привлечению к ответственности виновных лиц.

Излишняя бюрократизация, сложная процедура совершения юриди-чески значимых действий влечёт заинтересованность в противозаконном поведении должностных лиц у самих граждан, которые, таким образом, упрощают заложенный законом проблемный процесс. И так будет продол-жаться до тех пор, пока людям не будет проще соблюсти установленную за-коном процедуру, чем прибегать к сомнительной помощи чиновников.

Коррупция образуется довольно простым способом – в результате систематических получений взяток и выполнения за них каких-либо дей-ствий. Так как коррупция – это вид преступления, то соответственно он имеет свои специфические особенности, которые можно продемонстриро-вать в виде модели криминалистической структуры взяточничества. Кор-рупция – это продажность государственной власти. Так как коррупция свя-зана с деятельностью чиновников в ущерб общественным и государствен-ным интересам, то мотивы её разнообразны. Криминологи установили три формы коррупции.

Первая форма – политическая коррупция (получила своё название в средствах массовой информации). Это вступление работников государст-венной власти в противоречие с нормами морали и закона в основном не в целях получения взяток, а из-за сложившихся клановых отношений, в ко-торых главным принципом является «рука руку моет», то есть родствен-ные связи, кумовство и т. д.

Вторая форма коррупции связана исключительно с уголовной дея-тельностью и основана на подкупе должностных лиц, которые за возна-граждение оказывают преступникам те или иные услуги. Причём обе сто-роны преследуют здесь корыстные цели и стремятся друг к другу.


Третья форма коррупции – это установление незаконных отношений, которые предполагают целенаправленное втягивание в преступную дея-тельность соответствующих категорий должностных лиц для создания особо благоприятного режима одной из сторон.

Сегодня коррупция вылилась в нелегальное перераспределение на-циональных богатств в пользу коррумпированных кланов. Систематиче-ское нарушение закона преследует главную цель – обогащение.

В то же время коррупция в Беларуси, хотя и имеет довольно широкое распространение, проявляется в основном на бытовом уровне, как правило, в стремлении получить незаконное вознаграждение. Невысокий социаль-ный статус большинства государственных служащих, низкие должностные оклады порождают искушение использовать служебное положение в лич-ных целях, вымогать и брать взятки. А существующая практика привлече-ния к уголовной ответственности и назначение наказаний не соответствует масштабам и общественной опасности этого социального явления.

Нередко как даче, так и получению взятки способствуют сложность и запутанность налогового, хозяйственного законодательства, его неста-бильность, большое количество подзаконных актов, которые постоянно изменяются, зачастую противоречат друг другу.

На сегодняшний день коррупцию в нашей стране искоренить полно-стью практически не представляется возможным из-за отсутствия эффек-тивного противодействия, системы специальных мер экономического ха-рактера, с помощью которых можно нейтрализовать и блокировать эконо-мическую преступность с вытеснением её из легального экономического пространства. Уничтожить коррупцию нельзя, но противостоять ей можно. Здесь необходима бескомпромиссная воля государства и воздействие на общественное сознание. И эта борьба должна быть явлением постоянным. Только воплощение в комплексе научно-практических рекомендаций и меро-приятий помогут повернуть кривую роста коррупционной преступности вниз.

Статистические данные Министерства внутренних дел и Министер-ства юстиции свидетельствуют о том, что по сравнению с 1992 г. рост ко-личества выявленных фактов взяточничества в 2000 г. составил 314 %. В 2001 – 2003 гг., после вступления в действие нового Уголовного кодекса Республики Беларусь, тенденции не изменились. В 2001 г. зарегистрирован 971 случай взяточничества (ст. 430 – 432 УК), в 2002 г. – 1180, в 2003 г. – 1337.

С учётом латентного характера его проявлений можно предполо-жить, что официальная статистика отражает не столько динамику этого вида преступности в целом, сколько усилия правоохранительных органов по борьбе с ней. Вместе с тем тенденция роста обнаруженных криминальных деяний может быть экстраполирована на всё социальное явление в целом.


Основания для подобного заключения дают и результаты проведён-ных Научно-исследовательским институтом проблем криминологии, кри-миналистики и судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Беларусь социологических исследований.

Оценивая масштабы коррупции, 51,2 % участвовавших в анкетиро-вании сотрудников правоохранительных органов отметили большую сте-пень её распространённости, 35,4 % – среднюю. Таким образом, 86,5 % оп-рошенных отмечают масштабы распространения коррупции от средних до очень больших.

У респондентов, представляющих судейский корпус, оценки такие: 18,7 % отметили высокую степень распространённости коррупции, 22,3 % – среднюю, 24,3 % считают, что коррупция в Беларуси распространена не-значительно.

В наибольшей степени коррумпированы те государственные струк-туры, которые наделены полномочиями решать вопросы в сфере экономи-ческих и финансовых отношений либо связаны с обслуживанием. Опро-шенные отмечают также высокую степень коррумпированности работни-ков правоохранительных и контролирующих органов, то есть тех катего-рий служащих, которые наделены властными полномочиями в сфере борь-бы с правонарушениями. Менее коррумпированы, на их взгляд, органы го-сударственной безопасности, социального обеспечения, парламент.

Симптоматично, что почти треть указали на высокую степень кор-румпированности работников здравоохранения, 25,1 % – административ-но-управленческого персонала предприятий, учреждений и организаций, 18 % – сотрудников сферы просвещения, высшего и среднего специально-го образования. Такое мнение во многом совпадает с оценками представи-телей субъектов хозяйствования и данными, полученными при изучении уголовных дел.

В анкетировании приняло участие 325 сотрудников органов проку-ратуры, государственной безопасности и внутренних дел республики, из них 59,8 % составили оперативные работники подразделений, ведущих борьбу с коррупцией, 20,9 % – следователи, 3,3 % – прокуроры, 13,2 % – руководители подразделений.

Подобные сведения подтверждаются и результатами опроса, прове-дённого национальным координатором UNICRI и исследовательским предприятием «Новак». По мнению жителей г. Минска, наиболее вероятно вымогательство незаконного вознаграждения со стороны медицинских ра-ботников, сотрудников милиции, налоговых служб, учителей и преподава-телей вузов, служащих таможни.


Также был проведён опрос среди предпринимателей. И вот что он показал: 90 % опрошенных предпринимателей считают невозможным «со-хранить дело», не давая взяток в различных государственных органах. При этом 63 % давали взятки работникам исполкомов, 48 % – служащим таможни и внешнеторговых организаций; 58 % – работникам финансово-контрольных органов; 45 % – депутатам разных уровней; 35 % – работни-кам милиции; 25 % – работникам суда и прокуратуры.

В приведённой выше статистике видно, что до суда доходит менее 1/3 уголовных дел, а, следовательно, значительная часть коррупционеров уходит от наказания. При этом положении дел преступить закон – это уже не значит рисковать карьерой, репутацией и свободой, это значит просто совершать обыденные действия, не задумываясь о наносимом обществу и государству ущербе.

11 мая 1999 г. Указом Президента Беларуси № 264 утверждена Госу-дарственная программа по усилению борьбы с преступностью 1999 – 2000 гг. В целях информационного и научного обеспечения было запланировано проведение научных исследований по актуальным проблемам борьбы с ор-ганизованной преступностью и коррупцией в целях совершенствования правовой базы и практической деятельности правоохранительных органов.

Государственная программа по усилению борьбы с преступностью на 2001 – 2003 гг. разработана в соответствии с решением Межведомст-венной комиссии по борьбе с преступностью и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь № 21-10/-МП-32 от 6 сентября 2000 г. и распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь № 332р от 9 ок-тября 2000 г.

За время работы комиссии выяснилось, что круг решаемых ею задач значительно шире названия этого координирующего органа. В этой связи Указом Президента Беларуси № 695 от 21 декабря 2000 г. она получила новое название – Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Бела-русь. Подчёркнуто, что Комиссия создана для координации деятельности министерств, государственных комитетов, других республиканских орга-нов государственного управления, местных исполнительных и распоряди-тельных органов, организаций и общественных объединений по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией.

Комплекс мер, предусмотренных Государственной программой, ос-новывался на анализе криминогенной ситуации и прогнозе развития пре-ступности в Республике Беларусь, результатах научных исследований, практике борьбы с преступностью, в том числе с её наиболее опасными,


организованными формами, опыте выполнения мероприятий, предусмот-ренных Государственной программой по усилению борьбы с преступно-стью на 1999 – 2000 гг., и учитывала положения принятой государствами-участниками Содружества Независимых Государств Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 г. до 2003 г., а также разработанной в рамках Программы действий Респуб-лики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Дого-вора о создании Союзного государства программы «Борьба с преступно-стью на территории государств-участников Союзного государства на пе-риод с 2001 по 2003 гг.» от 8 декабря 1999 г.

Коррупция – общественно опасное явление, выражающееся в умыш-ленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно и подкуп этих лиц. Это симбиоз монополии власти, отсутствие жёсткой правовой подотчётности и подконтрольности чинов-ников. Необходимо учитывать сущность коррупции – она постоянно видо-изменяется, приспосабливается к любым ограничениям. Для активного её противодействия был издан Указ Президента Республики Беларусь от 02.10.2002 г. «О государственной программе по усилению борьбы с кор-рупцией на 2002 – 2006 гг.».

Правоохранительная система накопила опыт работы в новых соци-ально-экономических условиях. Развиваются единая система информаци-онного обеспечения правоохранительных органов, межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество.

Вместе с тем требуется комплексный подход и координация дейст-вий в борьбе с преступностью, в том числе с коррупцией, особенно в эко-номической и социальной сферах.

Решение этой и других задач, направленных на достижение даль-нейших качественных сдвигов в результатах правоохранительной деятель-ности, невозможно без серьёзной государственной поддержки, объедине-ния усилий органов власти и управления, широкого привлечения негосу-дарственных структур, общественных объединений и граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: