Конституционные принципы духовно-культурной жизни общества. 15 страница

Стратегия противодействия преступности, в том числе и коррупции, в Республике Беларусь имеет научную и правовую основу. Долгосрочные поэтапные меры находят отражение в Конституции, нормативных право-вых актах (законах, Декретах и Указах Президента, Постановлениях пра-вительства), конкретизируются в Государственных программах борьбы с преступностью.


План семинарского занятия

1. Понятие коррупции: социально-экономические и правовые аспекты.

2. Истоки и причины коррупции.

3. Предупреждение коррупции и борьба с ней в современном мире.

4. О возрастании роли государства в деле борьбы с коррупцией в условиях перехода к рыночной экономике.

5. Формы, методы и механизмы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под коррупцией?

2. Назовите причины появления коррупции.

3. Какие отличительные черты современной преступности вы могли бы назвать?

4. Что понимается под коррупционной преступностью?

5. В чём отличие коррупционных правонарушений от иных право-нарушений?

6. Приведите примеры коррупционных правонарушений.

7. Дайте определение организованной преступности.

8. Что понимается под организованной преступной группой?

9. Кто такие участники организованной преступной группы?

10.Чем отличается преступная организация от организованной преступной группы?

11.Перечислите виды лиц, уполномоченных на выполнение государ-ственных функций.

12.Что понимается под преступным доходом?

13.Назовите Государственные органы, ведущие борьбу с организо-ванной преступностью и коррупцией.

14.Какие специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией вам известны?

15.Назовите особенности осуществления оперативно-розыскной дея-тельности специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

16.Каков порядок взаимодействия органов внутренних дел, государ-ственной безопасности и прокуратуры, иных государственных органов в борьбе с организованной преступностью и коррупцией?


17.Что вам известно об информационном, финансовом и материаль-но-техническом обеспечение специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью и коррупцией?

18.Назовите меры по предупреждению коррупции.

19.Какие меры ответственности руководителей министерств, органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций предусмотрены за неисполнение Закона Республики Беларусь от 26 июня 1997 г. № 47-з «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией»?

20.Кто осуществляет контроль и надзор за исполнением законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией?

Литература

1. Армичев А.В., Попов Т.В. К вопросу об истоках коррупции в Рос-сии // Сборник статей адъюнктов и соискателей. Вып. 3. Ч. 2. – Калинин-град, 1993.

2. Аслаханов А., Максимов С. Организационная преступность и коррупция в сфере экономики: состояние и прогноз развития // Вестник «Суздаль-клуба». – 1995. – № 6 – 8.

3. Баранов А.М., Галимов О.Х. Проблемы законодательного регули-рования защиты общества от организованной преступности // Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. – М., 1995.

4. Божелко О.А. Главное – Закон о коррупции должен работать // Прокурорская и следственная практика. – 1997. – № 3.

5. Бопоев Н.Б. Экономическая преступность и коррупция // Проку-рорская и следственная практика. – 1997. – №1.

6. Бюрократия и коррупция в государственных органах // Мир безо-пасности. – 1998. – № 1.

7. Ванюшкин С.В. Методологические вопросы борьбы с коррупцией и организованной преступностью // Преступность и законодательство. – М.: Криминологическая ассоциация, 1997.

8. Волженкин Б.В. Коррупция и уголовный закон // Известия вузов. – Сер. «Правоведение». – Л. – 1991. – №6.

9. Галкин Е.Б., Ныриков С.А., Шайдаев Ш.Г. Лидеры организован-ных преступных сообществ // Проблемы борьбы с организованной пре-ступностью и коррупцией: Сб. науч. Тр. – М.: ВНИИ МВД России, 1995.


10.Гальперин И. М. Организованная преступность, коррупция и уго-ловный закон // Соц. Законность. – 1989. – № 4.

11.Глушков А.И., Колосов Б.В. Применение экономических санкций против организованной преступности и коррупции // Территориальные различия преступности. – М., 1995.

12. Грачёва Е.Ю. Правовые проблемы борьбы с организованной преступ-ностью в сфере гражданских и финансовых отношений // Актуальные пробле-мы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики: Материалы науч.-практ. конф. (18 – 19 апр. 1995 г.). – М., 1995. – Вып. 1.

13.Дамаскин О. Экономическая преступность и коррупция // Закон-ность. – 1996. – № 6.

14.Дырда С.Г. О некоторых тенденциях распространения коррупции и результатах борьбы с ней в Республике Беларусь (по материалам уголов-ной статистики и опроса предпринимателей) // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. – Мн.: НИИ ПКК и СЭ МЮ Республики Беларусь, 1998. – Вып. 13.

15.Жбанков В.А. О свойствах личности членов организованных пре-ступных структур в сфере экономики // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики: Мате-риалы науч.-практ. Конф. (18 – 19 апр. 1995 г.). – М., 1995. – Вып. 2.

16.Зобов В.Е., Колосов Б.В. Тенденции и характерные черты органи-зованных преступных групп на современном этапе // Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. – М., 1995.

17.Ильин О.С. Коррупция и борьба с ней // Преступность и реформы в России. – М.: Криминологическая ассоциация, 1998.

18.Кабанов П.А. Борьба со взяточничеством и иными формами кор-рупции в условиях реформирования государственного аппарата и перехода к рынку: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 // Нижегород. ВШ МВД РФ. – Н. Новгород, 1994.

19.Кабанов П.А. Понятие и криминологическая характеристика по-литической коррупции // Следователь. – М. – 1998. – № 8.

20.Калачев Б.Ф. Использование глобального подхода в борьбе с ор-ганизованной транснациональной преступностью (На примере незаконного распространения наркотиков) // Проблемы борьбы с организованной пре-ступностью и коррупцией. – М., 1995.

21.Квашис В.Е., Борисов Г.Л. Экономическая преступность и кор-рупция в Российской Федерации (анализ, прогнозы, меры борьбы) // Юри-дический мир. – № 9 – 10.


22.Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. – СПб.: Изд-во «Альфа», 1997.

23.Комиссаров В.С. Обсуждение проблем борьбы с коррупцией // Государство и право. – М., 1994. – № 2.

24.Коррупция и борьба с ней. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2000.

25.Коррупция: хроника региональной борьбы / Сост. Г.С. Водолеев. – СПб., 1995.

26.Коряков В. П. Исторические формы организованной преступно-сти // Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. – Тверь: ТФ МИ МВД РФ, 1995.

27.Лунеев В.В. Коррупция, учтенная и фактическая // Государство и право. – 1996. – № 8.

28.Мерникова Н. Некоторые исторические параллели в процессе борьбы с коррупцией // Хозяйственное право. – 1997. – № 6.

29.Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения: Лекция. – М.: Академия МВД СССР, 1991.

30.Научно-практические проблемы борьбы с коррупцией: Круглый стол // Вестник Моск. ун-та. – Сер. 11, Право. – 1993. – № 1.

31.Новый закон о борьбе с организованной преступностью и кор-рупцией в Республике Беларусь // Прокурорская и следственная практика. – М., 1997. – № 2.

32.О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Закон Республики Беларусь от 26 июня 1997 г. № 47-з // Ведомости На-ционального собрания Республики Беларусь. – 1997. – № 24. – Ст. 460.

33.Обсуждение проблем борьбы с коррупцией // Государство и пра-во. – 1993. – № 2.

34.Осин В.В. Правовые возможности оперативных подразделений в борьбе с организованной преступностью // Проблемы борьбы с организо-ванной преступностью и коррупцией. – М., 1995.

35.Осин В.В., Вершинин В.М. Правовые и организационные вопро-сы борьбы с организованной преступностью в России // Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. – М., 1995.

36.Пешко Д.А., Дадалко В.А. Механизм формирования коррумпиро-ванных структур. – Мн., 1994.

37.Пискарева Н.В., Хмель А.П. Характеристика преступных деяний, совершаемых организованными формированиями в финансовой сфере // Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. – М.: ВНИИ МВД России, 1995.


38.Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупци-ей: Сб. науч. тр. / М-во внутр. дел. Российской Федерации. НИИ; Редкол.: Гриб В. Г. (отв. ред.) и др. – М., 1993.

39.Сатаров Г.А., Левин М.И., Цирик М.Л. Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета. – 1998. – 19 февраля.

40.Скобликов П.А. Юридическая ответственность должников и ор-ганизованная преступность // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики: Материалы науч.-практ. Конф. (18 – 19 апр. 1995 г.). – М., 1995. – Вып. 1.

41.Титов С. В. Новое в законодательстве о борьбе с коррупций // Главный бухгалтер. – 1997. – № 24.

42.Уголовный кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999.

43.Шардаков А. Борьба с коррупцией: о чем говорят цифры? // Судо-вы веснiк. – 1995. – № 4.

44.Шардаков А.А. Проблемы борьбы с коррупцией в Республике Бе-ларусь // Вопрсы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. – Мн.: НИИ ПКК и СЭ МЮ Республики Беларусь, 1997. – Вып. 12.

45.Яни П. Уголовное право, экономическая и коррупционная пре-ступность // Предприниматель. Инноватор. – 1997. – № 6.

46.Яни П. Уголовное право, экономическая и коррупционная пре-ступность // Уголовное право. – 1997.


ТЕМА 22. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Право социального обеспечения адресовано всему населению. Оно сопровождает каждого человека с момента его рождения до самой смерти, потому что в основу возникновения правоотношений по социальному обеспечению положены такие события, как рождение человека, его смерть, болезнь, старость, безработица, нуждаемость в социальной поддержке во всех случаях, когда она необходима человеку в силу обстоятельств, не за-висящих от него.

Изучение норм данной отрасли позволит своевременно и в полной мере воспользоваться социальной защитой, адресованной человеку, а в случае необходимости – юридически грамотно защитить свои права.

Во многих случаях право на те или иные виды социального обеспе-чения обусловлено трудовой деятельностью человека и реализуется непо-средственно по месту его работы, причем не зависимо от организационно-правовой формы предприятия или учреждения и от формы собственности (например, право на пособие в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам, отпуском по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста и т. д.).

Трудовой (страховой) стаж. С установлением индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования законодатель ввел понятие страхового стажа. Страховой стаж это суммарная продолжительность периодов только трудовой деятельно-сти застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы. С данным понятием стажа связан постепенный переход пенсионной системы Республики Беларусь на принципы пенсионного страхования, закрепленный законом «Об индивидуальном (персонифици-рованном) учете в системе государственного социального страхования», вступившим в действие на территории всей страны с 2003г.

Понятие страховой стаж применяется при назначении пенсии по воз-расту при неполном стаже.

Виды трудового стажа:

1) общий;

2) непрерывный;

3) специальный (выслуга лет).


Под трудовым стажем понимают не только трудовую, но и общест-венно полезную деятельность, не зависимо от имеющихся перерывов, с ко-торой законодатель связывает определенные правовые последствия.

Пенсии по возрасту. Пенсии по возрасту являются наиболее рас-пространенным видом социального обеспечения. При изучении этого вида трудовой пенсии следует обратить внимание на ее связь с трудовой и иной общественно полезной деятельностью человека.

Раскрывая круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по возрас-ту следует учесть, что закон «О пенсионном обеспечении в Республике Бе-ларусь» 1992 г., не дает перечня лиц, имеющих право на данный вид пен-сии. Он исходит из того, что право на такую пенсию имеет каждый граж-данин, у которого есть условия для ее получения не зависимо от социаль-ного положения.

По условиям назначения пенсии по возрасту ее можно классифици-ровать на назначаемые на общих основаниях (мужчинам – по достижении 60 лет и при общем стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем стаже не менее 20 лет) и на льготных условиях.

Следует различать льготные пенсии по возрасту:

1) в зависимости от состояния здоровья (инвалиды войны, лица, больные гипофизарным нанизмом, инвалиды с детства);

2) в связи с семейным положением (многодетным матерям, родите-лям инвалидов с детства, матерям погибших военнослужащих);

3) в зависимости от условий труда (категории граждан имеющих пра-во на пенсию за работу с особыми условиями труда, перечислены в ст. 12 «О пенсионном обеспечении в Республике Беларусь»).

Статья 24 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Бела-русь» предусматривает назначение пенсии по возрасту при неполном ста-же работы.

Досрочное назначение (на 1 год) пенсии по возрасту безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных не-дель, предусматривает п. 6 ст. 18 Закона «О занятости населения Респуб-лики Беларусь» 1991 г.

Пенсии за выслугу лет. Данный вид пенсий близок к пенсиям по возрасту. Они также назначаются пожизненно при наличии определенной продолжительности трудового стажа.

Важно знать, что для обеспечения пенсиями за выслугу лет законода-тель придает значение продолжительности специального трудового стажа – выслуге лет. Этот стаж определяют по специальным правилам, не учитыва-


ются перерывы в работе и основания увольнения с предыдущего места ра-боты. Следует обратить внимание на то, что содержание специального тру-дового стажа (выслуге лет), а также порядок его исчисления существенно различается в зависимости от специфики профессиональной деятельности.

Виды трудовой деятельности, засчитываемые в выслугу лет, содер-жатся в особых перечнях. Только работа по тем должностям, которые пре-дусмотрены перечнем, засчитываются в выслугу лет.

Основанием для возникновения права на данную пенсию, в соответст-вии со ст. 46 Закона «О пенсионном обеспечении», является занятие на рабо-тах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособно-сти или пригодности до наступления возраста, дающего право на эту пенсию.

Круг лиц имеющих право на пенсию за выслугу лет, предусмотрен так-же стст. 47 – 49-2 Закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и под-разделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследова-ний» и Законом «Об основах службы в государственном аппарате» 1993 г.

Это отдельные категории работников авиации и летно-испытательного состава; некоторые категории медицинских и педагогиче-ских работников, отдельные категории артистов, работники следственного аппарата прокуратуры, отдельные категории спортсменов, военнослужа-щие и служащие государственного аппарата. Условия назначения им пен-сии за выслугу лет неодинаковы. Правила назначения и размеров пенсий зависят от специального стажа, имеющегося у работника.

При рассмотрении вопроса о пенсиях за выслугу лет работникам гражданской авиации следует обратить внимание на то, что установлены различные основания и условия их пенсионного обеспечения в зависимо-сти от того, какой именно профессиональной деятельностью в граждан-ской авиации был занят работник.

Пенсии по инвалидности. Изучая данный вид пенсий необходимо уяснить понятие инвалидности и юридические последствия, связанные с признанием гражданина инвалидом.

В зависимости от степени расстройства функций организма и огра-ничения жизнедеятельности устанавливаются группы инвалидности. Не-обходимо уяснить, что основным критерием для установления инвалидно-сти и первой, второй и третьей групп инвалидности является степень на-рушения профессиональной трудоспособности и ограничения жизнедея-тельности лица.


В целях динамического наблюдения за течением патологического процесса и за состоянием трудоспособности гражданина проводится сис-тематическое переосвидетельствование инвалидов. Переосвидетельствова-ние осуществляет МРЭК, а законодатель придает юридическое значение причине пропуска срока переосвидетельствования.

Признание гражданина инвалидом является основанием для назна-чения пенсии по инвалидности. При установлении инвалидности впервые, одновременно с определением группы инвалидности фиксируется и при-чина инвалидности.

Законодательство выделяет следующее причины инвалидности: об-щее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма и заболевание, полученное в период прохождения военной службы. Следует иметь в виду, что при установлении такой причины инвалидности как «профессиональное заболевание» руководствуются списком профес-сиональных заболеваний утвержденный приказом министра здравоохране-ния Республики Беларусь № 215 от 1 декабря 1995 г. Список содержит ис-черпывающий перечень профессиональных заболеваний, вызываемых ис-ключительно воздействием неблагоприятных производственно-профес-сиональных факторов, а также заболеваний, в развитии которых установ-лена причинная связь с воздействием определенного неблагоприятного производственно-профессионального фактора.

Причина инвалидности также является важным юридическим фак-том, влияющим на условия назначения пенсии.

Пенсия по инвалидности относится к трудовым пенсиям. Поэтому важно уяснять, в каком случае одним из обязательных условий ее назначения является требование общего трудового стажа, и как решается вопрос о праве не данную пенсию, если такого стажа недостаточно либо он отсутствует пол-ностью (ст. 30 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Беларусь»).

Размер пенсии по инвалидности зависит от группы и причины инва-лидности.

Пенсии по случаю потери кормильца. Необходимо обратить вни-мание на то, что пенсии по случаю потери кормильца являются ежемесяч-ными денежными выплатами, назначаемыми нетрудоспособным членам семьи в случае смерти кормильца либо признания его безвестно отсутст-вующим, в установленном законом порядке.

Необходимо знать сроки, по истечении которых лицо признается безвестно отсутствующим.


В юридическом составе, влекущем возникновение правоотношений в связи с назначением этой пенсии, выделяют юридические факты, относящиеся к самому кормильцу и к членам его семьи. Необходимо помнить, что сам кормилец должен иметь право, на получение одного из видов пенсий предусмотренных Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Беларусь».

Рассмотрение вопроса о юридических фактах, относящихся к членам семьи кормильца, следует начать с детального анализа круга лиц, которые имеют право на пенсию по случаю потери кормильца (ст. 35 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Беларусь»); дать анализ таких юридических фактов, как нетрудоспособность члена семьи, нахождение его на иждивении кормильца. Следует обратить внимание на критерии «нетрудоспособности члена семьи» (ст. 35 Закона «О пенсионном обеспе-чении в Республике Беларусь»); раскрыть понятие «иждивения».

Размер данной пенсии зависит от причины смерти кормильца, факта потери обоих родителей или смерти одинокой матери (ст. 38 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Беларусь»).

Социальные пенсии. Социальная пенсия адресована тем, кто по ка-ким-либо причинам не трудился и не может получить трудовую пенсию.

Круг лиц имеющих право на данную пенсию установлен Законом РБ «О пенсионном обеспечении» в ст. 72. Важно разобраться, какие требуют-ся юридические факты для назначения социальной пенсии.

Характерной особенностью социальной пенсии является то, что ее размер не исчисляется из заработка, а устанавливается дифференцирован-но в твердой сумме для различных категорий нетрудоспособных граждан.

Пособия. Давая понятие пособия, необходимо выделить те признаки, которые отличают данную выплату от пенсий и иных видов социального обеспечения. Следует обратить внимание, что пособия могут быть ежеме-сячными, единовременными и периодическими выплатами.

Необходимо дать детальный анализ правовых норм, регулирующих обеспечение граждан каждым из видов пособий, указав соответствующий нормативно-правовой акт.

Следует различать пособия по цели их выплаты:

1) восполнить утраченный заработок в связи с временным освобож-дением от выполнения трудовой функции по причине болезни, беременно-сти и родов;

2) покрыть, восполнить дополнительные расходы семье, вызванные та-кими событиями и обстоятельствами, как рождение ребенка, многодетность;

3) компенсировать гражданам утраченные ими источники средств к существованию.


Пособие по временной нетрудоспособности. Раскрывая круг лиц, обеспечиваемых данным пособием, следует учесть, что это те граждане, которые трудятся наемными работниками. Юридическим фактом, влеку-щим возникновение правоотношения, будет являться не только сама не-трудоспособность, но и факт ее наступления именно в период работы.

Необходимо знать, что является основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Случаи выплаты данного посо-бия раскрываются в ст. 3 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. Следует уяснить, с какого срока пособие вы-плачивается в размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка, в каких – в 50 % размере пособия, а в каких случаях пособие не выплачивается.

Необходимо помнить, что право на обеспечение пособием по вре-менной нетрудоспособности работающих по трудовому договору у одного или нескольких нанимателей наступает по каждому месту работы в от-дельности со дня заключения трудового договора.

Пособия по безработице. В Законе «О занятости населения Респуб-лики Беларусь», закреплено кто признается безработным, в каком размере может назначаться пособие по безработице; в каких случаях оно определя-ется на основе среднемесячного заработка. Кроме этого предусмотрены сроки, в течение которых выплачивается данное пособие, и когда выплата пособия может быть прекращена, приостановлена либо снижен его размер.

Правила назначения пособия по безработице и случаи, когда в на-значении пособия может быть отказано, содержаться в ст. 18 Закона «О занятости населения Республики Беларусь».

Кроме этого следует изучить Положение «О порядке организации и ус-ловиях проведения общественных работ в Республике Беларусь». Не выпол-нение без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах может повлечь приостановление выплаты пособия.

Пособия семьям, воспитывающим детей. Условия назначения и выплаты данных видов пособия регулируется законом «О государственных пособиях семьям воспитывающих детей» 1993 г.

В соответствии со ст. 2 данного закона пособия назначаются:

- по беременности и родам;

- в связи с рождением ребенка;

- матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности;

- по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет;

- на детей в возрасте от 3-х до 16 лет;

- по уходу за больным ребенком;


- по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет и ребенком инвалидом в возрасте до 16 лет в случае болезни матери;

- по уходу за ребенком инвалидом в возрасте до 16 лет;

- при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;

- на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных вирусом иммуно-дефицита человека или больных СПИДом;

- одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 лет.
Порядок назначения и выплаты пособий определяется ст. 23 Закона

«О государственных пособиях семьям воспитывающих детей». Следует знать, что ст. 25 устанавливает особый порядок выплаты пособий и надба-вок к ним. Данные пособия назначаются и выплачиваются, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения права на пособие. Следует знать, что в отпуске по уходу за ребенком, может нахо-диться как мать, так и отец ребенка.

Существуют правила определения размера пособия на ребенка и ос-нования его выплаты.

План семинарского занятия

1. Понятие социального обеспечения в Республике Беларусь.

2. Трудовой (страховой) стаж.

3. Понятие и виды трудовых пенсий.

4. Виды государственных пособий выплачиваемых в Республике
Беларусь.

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды социального обеспечения предоставляются гражданам Республики Беларусь? Какими нормативными актами они регулируются?

2. Между какими субъектами возникают правоотношения по поводу реализации гражданами права на тот или иной вид социального обеспечения?

3. Назовите виды трудового (страхового) стажа.

4. На основании, каких документов подтверждается трудовой (стра-ховой) стаж? Каков порядок подтверждения трудового стажа свидетель-скими показаниями?

5. Раскройте общие основания назначения пенсии по возрасту на общих основаниях?


6. Перечислите условия назначения пенсии по возрасту на льготных условиях.

7. Как определяется размер пенсии по возрасту? Какие надбавки предусмотрены законом к этой пенсии?

8. Что понимают под инвалидностью и какое юридическое значение придают причинам инвалидности?

9. Какие условия необходимые для назначения пенсии по случаю потери кормильца вы знаете?

10.Раскройте общие правила исчисления пенсий.

11.В какие органы, и в каком порядке нужно обращаться за назначе-нием пенсии?

12.Какие документы нужно предоставить для назначения: пенсии по возрасту, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии?

13.Какие удержания можно производить из пенсии?

14.Что понимается под пособием?

15.Укажите виды пособий: ежемесячных; периодических; единовре-менных.

16.Кто имеет право на пособие по беременности и родам?

17.В каком размере выдается единовременное пособие на ребенка?

18.В течение, каких сроков выплачивается пособие по безработице?

Задачи

1. Отработав 9 лет на предприятии, Иванов уволился по собственно-
му желанию и вновь смог найти работу только через 1,5 месяца. Работая
в акционерном обществе, он заболел. Ко дню начала временной нетрудо-
способности, длившейся 2 месяца, Иванов имел стаж работы в АО 4 года
11 месяцев.

Каков непрерывный стаж работы у Иванова?

2. Петров 23-х лет обратился за назначением пенсии по инвалидности.
В мае 2004 г. Петров был уволен из армии после окончания службы

по призыву. В июле того же года на свадьбе у друга Петров подрался и по-лучил тяжелую травму позвоночника. В феврале2005 г. его признали инва-лидом II группы.

Определите причину инвалидности. В каком размере должна быть назначена пенсии Петрову, если средний заработок за период работы по-сле увольнения с военной службы и до установления инвалидности соста-вил 156 тыс. руб.?


3. Студент IV курса, 24 лет, в период каникул получил травму и был
признан инвалидом III группы.

Имеет ли он право на пенсию по инвалидности? Как будет определяться ее размер?

4. Мать троих детей обратилась за назначением пенсии за умершего
мужа. Возраст детей: 10, 8 и 5 лет. Двое детей – от ее первого брака, не
усыновлены, но находились на воспитании отчима более 6 лет.

Трудовой стаж кормильца 10 лет.

Умер кормилец в возрасте 42 лет от общего заболевания. На кого из членов семьи может быть назначена пенсия, и в каком размере?

5. За назначением пособия по безработице обратился Гусев в возрас-
те 48 лет. Его общий стаж составил 25 лет.

В каком размере должно быть назначено Гусеву пособие по безработице (средний заработок за последние три месяца работы составил 175 тыс. руб.)?

Может ли Гусев вместо пособия по безработице получить пенсию по возрасту?

6. За назначением единовременного пособия при рождении ребенка
обратились:

1) одинокая мать, которая не работает и не учится, а живет на ижди-вении родителей;

2) женщина молодой специалист, получившая направление на работу и не приступившая к работе в связи с рождением ребенка;

3) школьница 10 класса;

4) мать, уволившаяся с работы в период получения пособия по бере-менности и родам.

Кто из перечисленных женщин имеет право на получение единовре-менного пособия по рождению ребенка?


Литература

1. Гущин И.В. Право социального обеспечения Республики Бела-русь. – Новополоцк, 2000.

2. Гущин И.В. Право социального обеспечения Республики Бела-русь: Учеб. пособие. В 2ч. – Гродно: ГрГУ, 1993.

3. Конституция Республики Беларусь. – Мн., 1997.

4. «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Закон Республики Беларусь // Звязда. – 2002 г. 26 марта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: