Шок и замешательство
• Мое первое впечатление от ЕХР было такое, будто я попала на карнавал; все было не так, как должно быть. Оценок не было; учителя почти ничего не приказывали, к ученикам обращались так же уважительно, как к взрослым.
Мне показалось, что нет никакого смысла работать и участвовать в этом при отсутствии внешних стандартов. Даже в ходе наших обсуждений казалось, что нет ни правильных, ни
неправильных ответов. Похоже, большинство учеников ощущали то же, что и я, и наши дискуссии начинались скучно, с коротких замечаний и долгих пауз.
Но даже тогда учителя не вмешивались. Мне начало казаться, что что-то здесь не так, и никого это не заботит. Я уже начала беспокоиться, когда вдруг поняла: поскольку нет никакого внешнего одобрения или наказания (никто из знающих и авторитетных взрослых не указывает мне, что «правильно»), постольку мне самой придется догадаться, что «правильно», что же я хочу извлечь из этого опыта. Если кому-то и хотелось найти во всем этом интерес, смысл или развлечение, так это мне самой.
|
|
Именно осознание этого позволило мне распахнуть дотоле плотно закрытую дверь и впустить в нее свет, воздух, движение. Первым компонентом программы, привлекшим мое внимание, были кинофильмы. Я вышла из семьи с очень определенно установленными мужскими и женскими ролями: есть правильные и неправильные способы поведения в каждой ситуации, и любое отклонение от стандартных способов поведения вызывает ужас.
Серия фильмов «Бытие и становление» (помню, какая интересная дискуссия разгорелась вокруг того, что означают эти слова и как они связаны) представляла необычные профессии и не всегда указывала «правильную» (снова это слово!) половую принадлежность к этим ролям. Возможности выбора, прежде бывшие для меня очень узкими, неожиданно расширились. Я стала обретать чувство независимости, энтузиазма и самоуважения.
Учение и самопознание
• Вскоре после этого я прочитала один параграф в «Живом учебнике», в котором высказывалось предположение, что у дельфинов есть свой собственный язык, и говорилось, что человек по имени Джон Лилли изучает этот язык. Мысль том, что люди могут расшифровать дельфиний язык и с его помощью понять, каково млекопитающему жить в воде, понять его историю, так захватила меня, что я принялась изучать всю информацию по этому вопросу, не руководствуясь ничем, кроме моего собственного интереса. Я написала Джону Лилли, нашла книги и статьи в библиотеке, стала рассказывать людям о моих изысканиях и впервые почувствовала энтузиазм от открытий, сделанных в школе. В конце концов я оформила свои изыскания в виде работы по биологии и получила выс-
|
|
Часть II. Ответственная свобода
Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы
шую отметку. Особенность, однако, состояла в том, что эту работу я выполняла для себя. Отметка была побочным результатом.
Постепенно я перестала что-то делать ради учительского одобрения и принялась делать то, что хотелось мне самой. Как это произошло? По-моему, одним из важнейших факторов было то, что учителя, похоже, принимали все, что я говорила. Они не подтверждали и не отвергали; казалось, оценке вообще не было места. Они просто казались заинтересованными. Так что выполнение чего-либо ради чьей-то реакции совсем потеряло смысл.
Перестав работать для кого-то, я начала понимать, что же интересно мне самой, чему я хочу научиться, что для меня важно, и самое главное — кто же я такая. Я стала выбираться из раковины ожиданий, в которую меня заперли мои родители и учителя, начала становиться собой.
Свобода или ригидность
• Сегодня, годы спустя, наиболее яркий для меня образ — это путь с занятий по ЕХР на урок латыни. Сам по себе этот путь занимал минуты две, но за это время мне надо было приспособиться к тому, что в мои четырнадцать лет казалось мне противопоставлением жизни и смерти.
Жизнь воспринимается как перемены, активность, противоречия, цвета, чувства, риск, рост, выбор. Смерть: стагнация, замирание, никаких противоречий, серость, подконтрольные эмоции, определенность, и никакого выбора, — убежденность в том, что есть только один способ что-либо делать, думать, чувствовать. Вспоминаются слова Майи Анжелу: «Детская выносливость определяется незнанием иных вариантов». На ЕХР меня просили думать, исследовать, чувствовать, развиваться и быть собой. Учебником у нас был «Живой учебник». В классе было выделено место, чтобы отвлечься на занятия с материалами, на обсуждение, на общение, на внеклассный мир. Это было введение в общение с миром и с людьми.
В классе, где преподавалась латынь, мне было указано сидеть на том месте, которое соответствовало моей фамилии; содержание тетради составляло переписанное с доски. Задание состояло в переводе писаний Юлия Цезаря. Учитель прохаживался вдоль рядов, чтобы убедиться, что мы переписываем аккуратно и точно. Каждый день проводилась проверка материала, который нам надлежало запомнить предыдущим
вечером. Домашняя работа — это работа в самом мертвом смысле этого слова. После двух лет изучения латыни я не помню практически ничего. Неудивительно, что на эти уроки я часто опаздывала, и они являлись мне в ночных кошмарах.
Я сегодня
• Сегодня я учитель, работаю с детьми, страдающими эмоциональными и неврологическими нарушениями. Разрабатывая мой собственный стиль обучения, я вспоминала свой путь из экспериментального в латинский класс и ощущение тьмы, которое я испытывала на этом пути. Мои особенные ученики в огромной степени нуждаются в упорядочении их занятий и работы, поскольку их внутренний мир и познавательные процессы зачастую нарушены болезнью. Тем не менее, я поняла, что если способы обучения могут быть разделены на определенные группы (визуальное, слуховое, кинестетическое), то стилей обучения существует столько же, сколько детей. Один ребенок должен изучать математику посредством понимания и экспериментирования с понятиями. Другому надо научиться рутинной операции, повторить ее пятьдесят раз, и лишь потом он начнет усваивать понятие. Если ребенок каждый день швыряет на пол учебник, то, может быть, это происходит оттого, что значки на страницах пляшут перед его глазами. Другой ребенок увлечен динозаврами (мне вспоминаются мои дельфины) и стал экспертом в этом вопросе, а деление освоил только после того, как я стала писать задачи на спине динозавра. Каждый ребенок для меня уникален, и открытие этих его особенностей — один из самых воодушевляющих меня аспектов учения.
|
|
Самое важное для меня — сделать учение осмысленным и личным, поощряя детей думать, а не просто усваивать информацию. Я хочу бросить вызов одностороннему подходу и предложить альтернативные способы мироощущения. В этом смысле, я надеюсь, каждый ребенок может почувствовать свою ответственность за собственное учение.
Иногда это создает впечатление, что мой класс чуть более шумный, менее дисциплинированный и организованный, чем традиционно управляемые классы. На самом же деле необходимо капитальное планирование и тщательно организованная программа, чтобы дать возможность аномальному ребенку (или любому ребенку) делать открытия и приходить к выводам на основе собственного опыта.
Часть II. Ответственная свобода
Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы
Думаю, самое важное открытие для моих детей — это понимание того, что могут существовать иные ответы и точки зрения, нежели их собственные. Как кричал один ребенок, когда я разнимала его драку с другим: «Тут все ясно! Он сделал это нарочно. Почему вы мне не верите? Я прав, а он не прав!!!» На самом деле другой ребенок стукнул его мячом нечаянно, поскольку у него были серьезные нарушения зрительно-моторной координации. Первому ребенку лишь показалось, что его ударили нарочно.
Когда я это услышала, я испугалась. Мне вспомнилась нацистская Германия, где евреи, гомосексуалисты, практически все, кто не соответствовал официальному стандарту, были лишены права на свободу и даже на жизнь. Новые страхи породило «Моральное большинство», которое только себя считает правым и предлагает Билль о защите семьи, запрещающий федеральному правительству вмешиваться в случаи насилия над женщинами и детьми, расходовать средства на дела, касающиеся абортов, разводов, прав гомосексуалистов и расовой десегрегации, и еще свыше тридцати предложений, которые способны разрушить многолетние завоевания американского народа. Снова проснулись страхи об усилении Ку-клукс-клана, об убийце чернокожих детей в Атланте. Если я отреагирую на утверждение этого ребенка или стану обращаться с моим классом в такой непримиримой манере, то, по-моему, я усугублю его патологию, помогу воспитанию человека, неспособного к змпатии, здравому смыслу, изменению.
|
|
Предельно упрощая, я считаю: чтобы сформировать правильный выбор, я должна научить ребенка слушать, учитывать услышанное, формировать свое мнение на основе новой информации, а не только прошлого опыта и индивидуальных особенностей, а также выражать свое мнение. Обычно я посвящаю немалую часть занятий развитию этих навыков посредством точного копирования букв и слов по образцу, выражения своих ощущений в трех полных предложениях, написания творческих рассказов на особые темы, обсуждения мыслей и чувств, а также ценностей.
Я могу связать свое мировоззрение с процессами учения и развития в экспериментальном классе. Само название «экспериментальный» означает, что все может случиться, если ты распахнешь свои глаза, уши, разум и чувства. Надеюсь, мне удается принести это воодушевление в класс, чтобы дети почувствовали его силу и энергию.
Внедрение радикально свободной образовательной среды в обычную школу (пусть и на факультативной основе) потребовало понимания глубокой важности человека — как учителя, так и ученика. Почему это сработало? Имела место поддержка со стороны директора. Были включены многие обычные учителя и советники, тем самым рассеивался критицизм, который неизбежно возник бы, если бы программа была привнесена со стороны. Никого — ни учителя, ни ученика — не принуждали что-либо делать. Просто предоставили возможность. Ученики использовали эту возможность настолько конструктивно, что сумели убедить в ее ценности родителей и всех тех, кто поначалу испытывал скептицизм.
Когда я читал эти два отчета, я поражался многим ценным открытиям. Явно возросли способность брать на себя инициативу, воодушевление от учения, независимость мысли, способность делать выбор, организовывать проект и защищать его, креативность, открытость, честность, самопознание. Все это имело место в атмосфере безоценочной заботы, стимулирующих ресурсов, доверия к ученику.
В суждениях Джинни Гинсберг ярко выделяются три момента. Первый — контраст между радостью самоуправляемого обучения и мертвящим кошмаром традиционного класса. Второй — свидетельство долговременного эффекта ЕХР. Несомненно, программа повлияла на нее как на учителя. Она не пытается воспроизвести ЕХР в своем классе, потому что ее ученики имеют особые проблемы и порядок им необходим; однако ее отношение порождено ЕХР. Наконец, программа отчасти помогла ей стать сознательным независимым гражданином, стремящимся иметь и высказывать собственные осознанные суждения по личным, нравственным и политическим вопросам. И она помогает своим ученикам стать такими же гражданами. В заключение могу лишь сказать, что опыт свободного учения, длящийся хотя бы несколько часов в неделю, может иметь позитивный эффект, длящийся годами.
Часть II. Ответственная свобода
Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы
Заключительные замечания
Я очень обязан шести людям, которые позволили проникнуть в их личные миры, описав свой опыт. Я также признателен всем ученикам, которые так выразительно предстают во всех этих историях. Я верю, что структура образования радикально меняется, когда отвечающий за нее человек придерживается гуманистического, человекоцентрированного подхода. Тогда происходят революции — большие или маленькие.
Литература
Allender JA. Fourth Grade Fantasy // J. of Humanistic Education. 1982. Vol. 6. P. 37—38.
Barkham J.P. Environmental Sciences 365: Ecosysytem Management. Unpublished evaluation of the course, 1980-81.
Curie A. Education for Liberation. London: Tavistock Publications, 1979.
Ginsberg J. Looking Back. Unpublished personal document, 1981.
Rogers C.R. Freedom to Learn. 1st ed. N.Y.: Macmillan/Merrill, 1969.
Romey W. Radical Innovation in a Conventional Framework: Problems and Prospects // J. of Higher Education. 1977. Vol. 48 (November/December). P. 680—696.
San ford R. Eight Years of an Experimental Program. Unpublished personal document, 1981.
Sugnet C.J. Metamorphosis of a Geology Department // Change. 1977. (July).
Tobias S. Overcoming Math Anxiety. N.Y.: Norton, 1978.
White AM. Humanistic Mathematics: An Experiment // Education. 1974. (Winter).
White AM. Process and Environment in Teaching and Learning // New Directions for Teaching and Learning: Interdisciplinary Teaching / Ed. by Alvin M. White. № 8. San-Francisco: Jossey-Bass, 1981.
Часть II. Ответственная свобода