Ты можешь быть самим собой

Позвольте мне попытаться резюмировать, что означает для меня выражение «искать свое подлинное Я». Прежде всего, это есть процесс, направление движения, а не некото­рое устойчивое достижение. По моему мнению, никто еще не добился полного успеха в обнаружении всего своего подлин­ного (и постоянно меняющегося) Я. Существуют, однако, оп­ределенные характеристики этого процесса. Люди уходят от того, чтобы прятаться за фасадами, притворством и обма­ном, поддерживаемыми как на сознательном уровне, так и неосознанно. Они идут ко все большей близости к своему внутреннему опыту, ко все большей его осознанности. Они находят такое развитие чрезвычайно сложным и изменчи­вым, варьирующимся от диких и ненормальных пережива­ний до позитивных, социально приемлемых. Они идут к при­нятию всего этого опыта как своего собственного; они обна­руживают, что являются людьми, обладающими огромным разнообразием реакций. И чем больше они присваивают и принимают свои внутренние реакции (и чем меньше боятся их), тем больше они чувствуют их смысл. Чем больше все это внутреннее богатство принадлежит им, тем, соответственно, в большей степени они могут быть своим собственным опы­том. Женщина может осознать детскую потребность зависеть от кого-нибудь, потребность в заботе и защите. В соответ­ствующих ситуациях она сможет позволить себе быть этим детским, зависимым Я. Она может обнаружить, что некото­рые ситуации вызывают в ней гнев. Она сможет более легко выражать этот гнев по мере его возникновения в тех ситуа­циях, которые актуализируют его, вместо того, чтобы подав­лять его до тех пор, пока он не обрушится на некую невин­ную жертву. Мужчина может открыть мягкие, нежные, пол­ные любви чувства (которые особенно трудно присваивать мужчинам) и выразить их с удовлетворением, а не с чувством стыда. Эти люди вовлекаются в более широкий спектр своих чувств, установок и потенциала. Они выстраивают добрые отношения с тем, что происходит в них самих. Они начина-


ют уважать и любить весь свой опыт, а не испытывать к нему ненависть или недоверие. Таким образом, они приближают­ся к тому, чтобы обнаружить и быть всем, чем они сами яв­ляются в каждый конкретный момент времени. Для меня это путь, по которому человек движется к ответу на вопрос: «Кто я?»

Мне бы хотелось завершить эту главу еще одной иллюст­рацией из моего курса, включавшего две «группы встреч» по воскресным дням. Эти слова принадлежат отнюдь не юноше, а человеку, поработавшему учителем и директором средней школы, человеку, который нес на своих плечах большую ад­министративную ответственность. Ясно, что он сделал лишь первые шаги к тому, чтобы найти себя и быть самим собой. Трагично, что более тридцати лет он жил без поиска самого себя, и, тем не менее, сквозь эти его заметки просвечивает его гордость за предпринятые шаги и волнение от знакомства с самим собой.

• Когда я сидел за своим столом, готовясь приступить к этой статье, у меня возникло подлинное чувство внутреннего волнения. Ничего подобного я никогда не переживал. Когда я писал, у меня не было никакой схемы, которой я мог бы при­держиваться, и я был вынужден записывать мысли в том виде, в котором они появлялись. Это почти как чувство свободной подвешенности, возникающее у пловца, поскольку мне не ка­жется сколько-нибудь важным, как вы или кто-либо еще от­реагирует на мои мысли. В то же время я чувствую, что вы примете их в качестве моих вне зависимости от недостатков стиля, формы или академического изложения... Моя действи­тельная забота состоит в том, чтобы попытаться установить общение с самим собой, чтобы я смог лучше понимать себя. Я полагаю, что, действительно говоря все это, я пишу не для вас, не ради отметки и не для класса, а для самого себя. И в связи с этим я чувствую себя особенно хорошо, поскольку это то, что я не осмеливался не только делать, но даже помыс­лить в прошлом. Вы знаете, я полагал, что буду испытывать беспокойство, если другие не будут думать обо мне хорошо....Но теперь я понял, что на самом деле хочу нравиться лю­дям таким, каков я есть, тем, что я действительно собой представляю, а не просто тем, кем претендую быть.





Часть 1. Трудности и возможности


Глава 3. Может ли учитель в классе быть самим собой?



Вызов

Я надеюсь, что эта глава как бы приоткрывает дверь и дает вам возможность взглянуть на то, что за ней. А за ней учитель — такой, какой есть, живой человек в классе. Неко­торые из вас захотят закрыть эту дверь, потому что то, что за ней, покажется им слишком рискованным, слишком эмоциональным, слишком ответственным, неопределенным и неизвестным, а потому — пугающим. Другие, возможно, осторожно просунут голову внутрь и попытаются сделать не­сколько пробных шагов. Третьи же сразу почувствуют: «Это.мой путь».

Литература

Boggess В. It's Never Too Late. Unpublished manuscript, 1992.

Lisle L. Portrait of an Artist: A Biography of Georgia O'Keeffe.

N.Y.: Washington Square Press, 1980.

Merrifield T. A Quiet Celebration. Unpublished manuscript, 1992. Nease J. Change Takes Time. Unpublished manuscript, 1992. RitenourD. Lessons a Student Taught Me. Unpublished manuscript,

1992.

Rogers C.R. On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin, 1961. Smith B.W. The Beauty Is Here. Unpublished manuscript, 1992.

126 Часть 1. Трудности и возможности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: