Позвольте мне попытаться резюмировать, что означает для меня выражение «искать свое подлинное Я». Прежде всего, это есть процесс, направление движения, а не некоторое устойчивое достижение. По моему мнению, никто еще не добился полного успеха в обнаружении всего своего подлинного (и постоянно меняющегося) Я. Существуют, однако, определенные характеристики этого процесса. Люди уходят от того, чтобы прятаться за фасадами, притворством и обманом, поддерживаемыми как на сознательном уровне, так и неосознанно. Они идут ко все большей близости к своему внутреннему опыту, ко все большей его осознанности. Они находят такое развитие чрезвычайно сложным и изменчивым, варьирующимся от диких и ненормальных переживаний до позитивных, социально приемлемых. Они идут к принятию всего этого опыта как своего собственного; они обнаруживают, что являются людьми, обладающими огромным разнообразием реакций. И чем больше они присваивают и принимают свои внутренние реакции (и чем меньше боятся их), тем больше они чувствуют их смысл. Чем больше все это внутреннее богатство принадлежит им, тем, соответственно, в большей степени они могут быть своим собственным опытом. Женщина может осознать детскую потребность зависеть от кого-нибудь, потребность в заботе и защите. В соответствующих ситуациях она сможет позволить себе быть этим детским, зависимым Я. Она может обнаружить, что некоторые ситуации вызывают в ней гнев. Она сможет более легко выражать этот гнев по мере его возникновения в тех ситуациях, которые актуализируют его, вместо того, чтобы подавлять его до тех пор, пока он не обрушится на некую невинную жертву. Мужчина может открыть мягкие, нежные, полные любви чувства (которые особенно трудно присваивать мужчинам) и выразить их с удовлетворением, а не с чувством стыда. Эти люди вовлекаются в более широкий спектр своих чувств, установок и потенциала. Они выстраивают добрые отношения с тем, что происходит в них самих. Они начина-
|
|
ют уважать и любить весь свой опыт, а не испытывать к нему ненависть или недоверие. Таким образом, они приближаются к тому, чтобы обнаружить и быть всем, чем они сами являются в каждый конкретный момент времени. Для меня это путь, по которому человек движется к ответу на вопрос: «Кто я?»
Мне бы хотелось завершить эту главу еще одной иллюстрацией из моего курса, включавшего две «группы встреч» по воскресным дням. Эти слова принадлежат отнюдь не юноше, а человеку, поработавшему учителем и директором средней школы, человеку, который нес на своих плечах большую административную ответственность. Ясно, что он сделал лишь первые шаги к тому, чтобы найти себя и быть самим собой. Трагично, что более тридцати лет он жил без поиска самого себя, и, тем не менее, сквозь эти его заметки просвечивает его гордость за предпринятые шаги и волнение от знакомства с самим собой.
|
|
• Когда я сидел за своим столом, готовясь приступить к этой статье, у меня возникло подлинное чувство внутреннего волнения. Ничего подобного я никогда не переживал. Когда я писал, у меня не было никакой схемы, которой я мог бы придерживаться, и я был вынужден записывать мысли в том виде, в котором они появлялись. Это почти как чувство свободной подвешенности, возникающее у пловца, поскольку мне не кажется сколько-нибудь важным, как вы или кто-либо еще отреагирует на мои мысли. В то же время я чувствую, что вы примете их в качестве моих вне зависимости от недостатков стиля, формы или академического изложения... Моя действительная забота состоит в том, чтобы попытаться установить общение с самим собой, чтобы я смог лучше понимать себя. Я полагаю, что, действительно говоря все это, я пишу не для вас, не ради отметки и не для класса, а для самого себя. И в связи с этим я чувствую себя особенно хорошо, поскольку это то, что я не осмеливался не только делать, но даже помыслить в прошлом. Вы знаете, я полагал, что буду испытывать беспокойство, если другие не будут думать обо мне хорошо....Но теперь я понял, что на самом деле хочу нравиться людям таким, каков я есть, тем, что я действительно собой представляю, а не просто тем, кем претендую быть.
Часть 1. Трудности и возможности
Глава 3. Может ли учитель в классе быть самим собой?
Вызов
Я надеюсь, что эта глава как бы приоткрывает дверь и дает вам возможность взглянуть на то, что за ней. А за ней учитель — такой, какой есть, живой человек в классе. Некоторые из вас захотят закрыть эту дверь, потому что то, что за ней, покажется им слишком рискованным, слишком эмоциональным, слишком ответственным, неопределенным и неизвестным, а потому — пугающим. Другие, возможно, осторожно просунут голову внутрь и попытаются сделать несколько пробных шагов. Третьи же сразу почувствуют: «Это.мой путь».
Литература
Boggess В. It's Never Too Late. Unpublished manuscript, 1992.
Lisle L. Portrait of an Artist: A Biography of Georgia O'Keeffe.
N.Y.: Washington Square Press, 1980.
Merrifield T. A Quiet Celebration. Unpublished manuscript, 1992. Nease J. Change Takes Time. Unpublished manuscript, 1992. RitenourD. Lessons a Student Taught Me. Unpublished manuscript,
1992.
Rogers C.R. On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin, 1961. Smith B.W. The Beauty Is Here. Unpublished manuscript, 1992.
126 Часть 1. Трудности и возможности