В настоящее время стало ясно следующее: чтобы та или иная страна могла занять достойное место в мире в XXI в. и на равных участвовать в экономическом соревновании с другими странами, она должна перестраивать и приспосабливать свои структуры, приори теты, ценности, институты к требованиям индустриальной ИТ. Эко номические позиции той или иной страны в начале — середине XXI в. будут определяться такими новаторскими технологиями, как термо ядерный синтез, биотехнология, плазменные процессы, космическая связь и др. Но их развитие, в свою очередь, зависит от информатики. Нельзя представить себе эффективное и надежное функ ционирование, например, атомных станций или космической связи без высокотехнологического, т.е. компьютерного информационно-организационного, обеспечения.
Страны Запада и Япония уже два десятилетия разрабатывают проблемы информатизации общества. В последние годы там развер нуты соответствующие общенациональные программы, поддержи-
4-514
ваемые огромными государственными субсидиями. Информатизация считается прорывом в будущее. На это пошли все развитые страны, придав информатизации высшие приоритеты, подчинив этой цели основные ресурсы и усилия. Из объекта теоретического анализа ин форматизация превратилась в критерий оценки могущества и фактор выживания той или иной страны в борьбе за экономическое и политическое превосходство, стала важнейшим ориентиром для выработки внутренней и внешней стратегии государства.
В настоящее время объем расходов США на информатизацию (создание, производство, монтаж, использование ЭВМ, информа ционных сетей и систем разного уровня, БД и т.д.) достиг нескольких сот миллиардов долларов в год и превышает объем военных рас ходов. Американские системы компьютерной оборонной инициативы (КОН) и особенно стратегической оборонной инициативы (СОИ) базируются на развитых ИТ, которые, в свою очередь, предполагают информатизацию управления, науки, проектных разработок, всех систем выработки, принятия и поддержки решений.
Известно наше отставание от США в количестве и качестве парка ЭВМ, особенно суперЭВМ и ПЭВМ, и в развитии коммуника ционных систем. Такое положение опасно, особенно если учесть обо ронные аспекты информатизации.
Очень часто в литературе по информатике отмечается только наше отставание от Запада и США, совершенно замалчивается опыт СССР и советских ученых и специалистов в области информа тизации. Этот опыт должен быть осмыслен, проанализирован, и из него необходимо сделать правильные выводы для условий сегод няшней действительности.
В конце 60-х годов в СССР под руководством В.М. Глушкова (Институт кибернетики Академии наук Украины), подчеркнем, в те же годы, что и на Западе, был разработан проект создания общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС). Соглас но концепции ОГАС все ее территориальные и отраслевые звенья должны были создаваться на единой научно-методической основе. Суть этой основы выражалась в системном (комплексном) подходе, обеспечивающем целевую, проблемную, информационную и прог раммно-техническую совместимость всех звеньев управления народным хозяйством. Комплексный подход состоит из возможности построения системы управления как единого целого путем
определения главной деятельности системы и последующего развертывания ее в иерархическую структуру целей методом декомпозиции.
Осуществление такого подхода оказалось нереальным по следующим причинам:
огромная масштабность и трудоемкость;
отсутствие в 60-х — начале 70-х годов математического аппарата системотехники;
отсутствие технических и программных средств;
сложившаяся в те годы организация и культура управления.
Одним словом, автоматизировать сразу все на голом месте, игнорируя естественную эволюцию любой системы — ее постепенное наращивание и усложнение, — оказалось невозможным. В результате многолетних работ на разных территориях страны появилось множество информационно разобщенных ведомственных систем, функционирующих независимо друг от друга. Хотя, казалось бы, что в силу привязки всех отраслевых звеньев ОГАС к той или иной территории при формировании своих информационных баз они должны были использовать всестороннюю информацию о «своей» территории. Однако преобладание отраслевых (ведомственных) интересов над территориальными и ограниченность полномочий местных органов власти в вопросах управления территориями исключали появление таких стимулов.
В концепции информатизации нашей страны в конце 80-х годов указанные выше недостатки были в большей части устранены и во главу информатизации был поставлен региональный принцип; соз дание развитой информационной среды будет происходить регио нально по мере готовности регионов к решению соответствующих проблем.
К этим проблемам развития информационной сферы регионов относятся следующие: проблемы индустриализации получения и обработки информации, психологические, правовые, экономические и социальные.
Индустриализация получения и обработки информации означает создание и развитие крупного машинного производства в информационной сфере. Эти проблемы порождены противоречиями между необходимостью современного использования во всех сферах человеческой деятельности больших объемов информации и невозможностью оперативно формировать такие объемы с помощью традиционных информационных средств, технологий и систем связи.
К психологическим проблемам следует отнести в первую очередь проблему готовности населения к переходу в информационное общество. Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информацион ными потребностями, а также отсутствием желания их развивать. Наблюдается невосприимчивость экономики управления на всех уровнях к результатам НТР и прежде всего в инфосфере. Психо физиологический аспект проблемы определяется совместимостью человека и новой информационной техники и технологии.
Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что информатизация общества предполагает организацию компьютерного ликбеза насе ления, подготовку и переподготовку кадров — специалистов по ЭВМ и неспециалистов, т.е. пользователей, компьютеризацию всех звеньев образования от начальной школы до вуза и системы послевузовского образования, создания огромной сети по переквалификации работ ников, формирование, особенно у молодежи, новой информационной культуры, расширение математического образования, преодоление барьеров на пути к ПЭВМ, машинным языкам и т.д.
Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основные ресурсы развития общества. Возникают новые виды правонарушений, которые свойственны лишь инфор мационной сфере. Экономические проблемы обусловлены переходом к экономике информационного общества.
Социальные проблемы связаны с коренным изменением образа жизни общества под воздействием информатизации. К этим проб лемам также можно отнести коммуникационные проблемы и проб лемы гуманизации развития инфосферы.
К настоящему времени отсутствуют проработки научных, концеп туальных основ, методов, научного обоснования и экспертиз прог рамм и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в каждом регионе.
Создание высокоразвитой инфосферы региона и решение порож даемых этим процессом проблем может осуществляться различными путями.
Первый путь — это стихийная самоорганизация процесса разви тия инфосферы. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптации общества к
К психологическим проблемам следует отнести в первую очередь проблему готовности населения к переходу в информационное общество. Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информацион ными потребностями, а также отсутствием желания их развивать. Наблюдается невосприимчивость экономики управления на всех уровнях к результатам НТР и прежде всего в инфосфере. Психо физиологический аспект проблемы определяется совместимостью человека и новой информационной техники и технологии.
Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что информатизация общества предполагает организацию компьютерного ликбеза насе ления, подготовку и переподготовку кадров — специалистов по ЭВМ и неспециалистов, т.е. пользователей, компьютеризацию всех звеньев образования от начальной школы до вуза и системы послевузовского образования, создания огромной сети по переквалификации работ ников, формирование, особенно у молодежи, новой информационной культуры, расширение математического образования, преодоление барьеров на пути к ПЭВМ, машинным языкам и т.д.
Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основные ресурсы развития общества. Возникают новые виды правонарушений, которые свойственны лишь инфор мационной сфере. Экономические проблемы обусловлены переходом к экономике информационного общества.
Социальные проблемы связаны с коренным изменением образа жизни общества под воздействием информатизации. К этим проб лемам также можно отнести коммуникационные проблемы и проб лемы гуманизации развития инфосферы.
К настоящему времени отсутствуют проработки научных, концеп туальных основ, методов, научного обоснования и экспертиз прог рамм и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в каждом регионе.
Создание высокоразвитой инфосферы региона и решение порож даемых этим процессом проблем может осуществляться различными путями.
Первый путь — это стихийная самоорганизация процесса разви тия инфосферы. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптации общества к
новым условиям. Следует отметить, что стихийная самоорганизация сглаживает многие болезненные процессы в обществе, однако затягивает процессы развития инфосферы и приводит к значи тельному перерасходу ресурсов.
Второй путь — это централизованное управление процессом развития инфосферы. Нецелесообразность этого пути в значительной степени подтвердило программное управление информатизацией общества, т.е. нежизненность концепции и программ, которые были разрабртаны на уровне страны в целом.
Третий путь - - это направляемое развитие инфосферы. Здесь предусматривается саморазвитие процесса в условиях действия принятой системы ограничения. При этом сохраняются все досто инства самоорганизации, самоуправления и к тому же сокращается время протекания процесса. Для развитых стран можно считать, что приемлем и первый путь, однако для России целесообразно избрать третий, так как значительное отставание в создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному состоянию этой проб лемы в обозримом будущем.
Контрольные вопросы
1. Как Вы понимаете категорию «знание»?
2. Каково соотношение знаний и информационного ресурса?
3. Расскажите об особенностях информационного ресурса.
4. В чем разница между пассивной и активной формами ИР?
5. Что такое информационное общество?
6. Какие вы знаете промышленные и информационные перевороты в обществе?
7. Раскройте сущность и цели информатизации.
8. Раскройте содержание технической базы информатизации.
9. Функциональные блоки и принципы вычислительных систем пятого поко
ления.
10. Назовите требования к формированию информационных структур.
П. Дайте характеристику факторам, влияющим на развитие индустрии ин форматики.
12. Что такое открытая технологическая система?
13. Расскажите об особенностях интеллектуального и информационного рынка.
14. Как вы понимаете рынок знаков?
15. Какие вы видите перспективы перехода России к информационному об
ществу?
16- Каковы проблемы и пути информатизации регионов России?
РАЗДЕЛ II ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА
ГЛАВА 5