обеспечение качества продукции: понятие. Затраты на обеспечение и повышение качества продукции

ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

1) СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА. ЛЮБОЙ ТОВАР ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ СТАНДАРТАМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ, Т.Е. УДОВЛЕТВОРЯТЬ ТЕМ ТРЕБОВАНИЯМ И НОРМАМ, КОТОРЫЕ ОПИСАНЫ В РУКОВОДСТВЕ, ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ И ХАРАКТЕРИСТИКАХ. УНИВЕРСАЛЬНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ, БЕЗОПАСНОСТИ, ЭКОЛОГИЧНОСТИ, НАДЕЖНОСТИ, ЭРГОНОМИКИ, РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ, ЭСТЕТИЧНОСТИ;

2) СООТВЕТСТВИЕ ПРИМЕНЕНИЮ - СВОЙСТВО ТОВАРА, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ГАРАНТИРУЕТСЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ НУЖД ПОКУПАТЕЛЯ;

3) СООТВЕТСТВИЕ СТОИМОСТИ - ТОВАР ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА И ИМЕТЬ ЦЕНУ, ДОСТУПНУЮ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ;

4) СООТВЕТСТВИЕ СКРЫТЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ - ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК СПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ПОТРЕБНОСТИ БОЛЕЕ ШИРОКОГО КРУГА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, Т.Е. ВОЗМОЖНОСТЬ НАИБОЛЕЕ ШИРОКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ, ДЛЯ КОТОРОЙ ЭТОТ ТОВАР ПРЕДНАЗНАЧЕН.

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ - ЭТО КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЕМ СТЕПЕНИ СООТВЕТСТВИЯ ЕЕ СВОЙСТВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ОЖИДАНИЯМ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ НОРМАМ В СООТВЕТСТВИИ С ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕМ.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ СВЯЗАНО С ЗАТРАТАМИ. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ДОЛЖНО ГАРАНТИРОВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЕГО ЗАПРОСОВ, ЕЕ НАДЕЖНОСТЬ И ЭКОНОМИЮ ЗАТРАТ. ЭТИ СВОЙСТВА ФОРМИРУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ВСЕЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, НА ВСЕХ ЕЕ ЭТАПАХ И ВО ВСЕХ ЗВЕНЬЯХ. ВМЕСТЕ С НИМИ ОБРАЗУЕТСЯ СТОИМОСТНАЯ ВЕЛИЧИНА ПРОДУКТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ЭТИ СВОЙСТВА ОТ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗРАБОТОК ПРОДУКЦИИ ДО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ПОСЛЕПРОДАЖНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.ПОД ЗАТРАТАМИ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ВСЕ ЗАТРАТЫ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕМ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ ИЛИ УСЛУГ. ЗАТРАТЫ НА УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА – ЭТО ЗАТРАТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ, ОТ ПРАВИЛЬНОГО РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ ЗАВИСИТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ СОСТАВА И ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА, АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ.ОСНОВНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗАТРАТ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ПОЛНЫЙ ОХВАТ ВСЕХ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И ВЛИЯЮЩИХ НА НЕГО, А ТАКЖЕ ИХ ПОЛНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОТРАЖАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬ И МНОГОФАКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА. ПОЭТОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ ДОЛЖНО ОХВАТЫВАТЬ ВСЕ СТАДИИ СОЗДАНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ И В НЕЁ СЛЕДУЕТ ВКЛЮЧАТЬ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЕ ЧИСЛО ПРИЗНАКОВ.К ЗАТРАТАМ НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОТНОСЯТСЯ ЗАТРАТЫ НА РАЗРАБОТКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ КОРРЕКТИРУЮЩИХ И ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ИЛИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ НЕСООТВЕТСТВИЙ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ ИЛИ ПРЕДПОЛАГАЕМЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К НЕЙ.ИСХОДЯ ИЗ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ИСО 9000 К РАЗЛИЧНЫМ МОДЕЛЯМ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА, ВЕДУЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАССМАТРИВАЕМОЙ КЛАССИФИКАЦИОННОЙ ГРУППЕ ИМЕЮТ, БЕЗУСЛОВНО, ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА, СОСТАВ И СТРУКТУРА КОТОРЫХ МОГУТ ВКЛЮЧАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗАТРАТ НА УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА И УПРАВЛЕНИЕ ИМ.КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ СООТВЕТСТВУЕТ СОВРЕМЕННОМУ ПОНИМАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНО-ПРИЗНАННОМУ СОДЕРЖАНИЮ ТЕРМИНОВ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА», «УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА» И «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ». ТАБЛИЦА 1: ОБОБЩЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ - НА УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА; - НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА; - НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВА;
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ХАРАКТЕРУ - ТЕКУЩИЕ; - ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ;
ПО ВИДУ ЗАТРАТ: - ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ; - НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ;
ПО МЕТОДУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: - ПРЯМЫЕ; - КОСВЕННЫЕ;
ПО ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕТА: - ПОДДАЮЩИЕСЯ ПРЯМОМУ УЧЕТУ; - НЕПОДДАЮЩИЕСЯ ПРЯМОМУ УЧЕТУ; - КОТОРЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ПО СТАДИЯМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ: - НА КАЧЕСТВО ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОДУКЦИИ; - НА КАЧЕСТВО ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПРОДУКЦИИ; - НА КАЧЕСТВО ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОДУКЦИИ;
ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ПРОЦЕССУ: - НА КАЧЕСТВО В ОСНОВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ; - НА КАЧЕСТВО ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ; - НА КАЧЕСТВО ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА;
ПО ВОЗМОЖНОСТИ ОЦЕНКИ: - ПЛАНИРУЕМЫЕ; - ФАКТИЧЕСКИЕ;
ПО ХАРАКТЕРУ СТРУКТУРИРОВАНИЯ: - ПО ПРЕДПРИЯТИЮ; - ПО ПРОИЗВОДСТВУ; - ПО ВИДАМ ПРОДУКЦИИ;
ПО ОБЪЕКТАМ ФОРМИРОВАНИЯ И УЧЕТА: - ПРОДУКЦИЯ; - ПРОЦЕССЫ; - УСЛУГИ;
ПО ВИДУ УЧЕТА: - ОПЕРАТИВНЫЙ; - АНАЛИТИЧЕСКИЙ; - БУХГАЛТЕРСКИЙ; - ЦЕЛЕВОЙ.

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ХАРАКТЕРУ ЗАТРАТЫ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ К ТЕКУЩИМ И ЕДИНОВРЕМЕННЫМ.К ЕДИНОВРЕМЕННЫМ, КРОМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ, СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ И ДРУГОГО ИМУЩЕСТВА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И ВКЛЮЧАЕМОГО В СОСТАВ МАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ, СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬ ЗАТРАТЫ НА РАЗРАБОТКУ ПРОДУКЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.К ТЕКУЩИМ ОТНОСЯТСЯ ВСЕ ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО, ВОСПРОИЗВОДИМЫЕ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПРОДУКЦИИ (НАПРИМЕР, ЗАТРАТЫ НА КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ИСПЫТАНИЯ ИЗДЕЛИЙ, НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ И ДР.КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ВИДУ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ И НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫЯВИТЬ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.К ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ ВСЕ ЗАТРАТЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ДОСТИГАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЕ ФУНКЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ, УЛУЧШЕНИЕМ И УПРАВЛЕНИЕМ КАЧЕСТВОМ.НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ – ЭТО ЗАТРАТЫ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ НЕНУЖНЫМИ ИЛИ ИЗЛИШНИМИ; ОНИ ВЫЯВЛЯЮТСЯ ПРИ АНАЛИЗЕ И ОЦЕНКЕ ЗАТРАТ. ТАКИЕ ЗАТРАТЫ НЕ СЛЕДУЕТ ОТОЖДЕСТВЛЯТЬ С ПОТЕРЯМИ ОТ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ИЛИ НИЗКОГО КАЧЕСТВА СЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЗАТРАТЫ НА ИСПРАВЛЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЙ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ИЛИ ДЕФЕКТНОЙ ПРОДУКЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ПОТЕРЯМИ.ПО МЕТОДУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ.ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ МОГУТ БЫТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО РАССЧИТАНЫ И УЧТЕНЫ ПО КОНКРЕТНОМУ ВИДУ ПРОДУКЦИИ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.КОСВЕННЫЕ – ПО ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ПРИНЯТОМУ ПРИЗНАКУ. ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ЗАТРАТ НЕОБХОДИМО СТРЕМИТЬСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ БОЛЬШИНСТВО ЗАТРАТ МОЖНО БЫЛО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЯМЫМ СЧЕТОМ. ЭТА ТРЕБОВАНИЕ ОТНОСИТСЯ ТАКЖЕ К СЛЕДУЮЩЕЙ КЛАССИФИКАЦИОННОЙ ГРУППЕ, ТАК КАК ОТ ПОЛНОТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ ЗАВИСИТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРАВИЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ.ПОСЛЕДУЮЩИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ ПОКАЗЫВАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНКРЕТНЫХ УСЛОВИЙ) РАЗЛИЧНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ СОСТАВА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО. КРОМЕ ТОГО, ЭТИ ГРУППЫ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ЗАТРАТ.ЦЕПОЧКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗАТРАТ ПОЗВОЛЯЕТ КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ПРИНЦИП ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА И УВИДЕТЬ КОГДА, Т. Е. НА КАКОМ ЭТАПЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И ГДЕ, В КАКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ, ОН РЕАЛИЗУЕТСЯ. ПОСКОЛЬКУ ЗА КАЖДЫЙ ЭТАП И ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЬ, СТАНОВИТСЯ ЯСНО, КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ. ТО, ЧТО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД ГАРАНТИЯМИ, ЕСТЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ И ОБЕСПЕЧИВАЮТ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЗАПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ЭТИ ПОКАЗАТЕЛИ ИМЕЮТ КАЧЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ И ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ПЛАНОВЫЕ, ФАКТИЧЕСКИЕ И КРИТЕРИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ.

ТАБЛИЦА 2: ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

  ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА: - ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫПУСКА ИЗДЕЛИЙ;
- КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ;
- ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА;
- ПРОИЗВОДСТВО, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ;
- РЕАЛИЗАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ;
- ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА В ЭКСПЛУАТАЦИИ.


ПРИ ЭТОМ ГАРАНТИЕЙ КАЧЕСТВА НА ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЭТАПАХ ЯВЛЯЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ДЕЙСТВИЯ КАЖДОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.УКРУПНЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ, МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПОДГОТАВЛИВАЮТ, ОБЕСПЕЧИВАЮТ И КОНТРОЛИРУЮТ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, Т. Е. КАК БЫ ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮТ НАЛИЧИЕ И ВЕЛИЧИНУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ.

ЕСЛИ РАЗРАБОТКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВНЕШНИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ТО ЗАТРАТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО НА ДАННОМ ПРЕДПРИЯТИИ, БУДУТ ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ ТОЛЬКО ИЗДЕРЖКИ НА ВНЕДРЕНИЕ. В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, ОСОБЕННО ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ, КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ПОДГОТОВКОЙ И ОСВОЕНИЕМ ВЕДУТ КОНСТРУКТОРСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.

В ОБЩЕМ СЛУЧАЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГАРАНТИЕЙ КАЧЕСТВА ИЗДЕЛИЯ, ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:

- ТРАНСПОРТНЫЕ (ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕВОЗКИ СЫРЬЯ, КОМПЛЕКТУЮЩИХ И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ). ОНИ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕСПЕРЕБОЙНУЮ РАБОТУ ТРАНСПОРТА, ВЗАИМОУВЯЗКУ, ВОЗМОЖНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПОЛНОТЫ ЕГО ЗАГРУЗКИ;

- ТЕХНИЧЕСКИЕ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ СТОИМОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЦЕХОВ И ПОДЪЕЗДНЫХ ПУТЕЙ И ЗАТРАТЫ НА ПЕРСОНАЛ ТРАНСПОРТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ - ЕГО НАБОР И ОПЛАТУ ТРУДА;

- СНАБЖЕНЧЕСКИЕ (ЗАКУПКА ЗАПЛАНИРОВАННОГО ПО ВИДАМ, КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ СЫРЬЯ И КОМПЛЕКТУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ).

ИХ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА:

- НЕПОСРЕДСТВЕННО МАТЕРИАЛЬНЫЕ – СООТВЕТСТВИЕ ФАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ЗАПЛАНИРОВАННЫМ; ТЕХНИЧЕСКИЕ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЗАКУПКЕ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ИНЫХ ВИДОВ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ;

- ЗАТРАТЫ НА ПЕРСОНАЛ СНАБЖЕНЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ КОТОРОГО ЗАВИСИТ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ;

- ЗАТРАТЫ НА ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВО;

- ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАБОТОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ, ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ:

- ПЛАНОВЫЙ ОТДЕЛ (СВОЕВРЕМЕННОЕ СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ);

- ФИНАНСОВЫЙ (СВОЕВРЕМЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ);

- БУХГАЛТЕРИЯ (ВЫПИСКА СЧЕТОВ) И Т. П.;

- ЗАТРАТЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНЫХ СЛУЖБ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ, КОТОРЫЕ В РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ СВЯЗАНЫ И ВЛИЯЮТ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, ОСОБЕННО УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ, В ФУНКЦИИ КОТОРОГО ВХОДИТ НАБОР ПЕРСОНАЛА, ПОВЫШЕНИЕ ЕГО КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБУЕМОМУ УРОВНЮ И УСЛОВИЯМ.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА МАТЕРИАЛЬНЫЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТРУДОВЫЕ. ПРИЧЕМ ВСЕ ОНИ ПРЯМО ОТНОСЯТСЯ НА СТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ. И ЕСЛИ ВЕЛИЧИНУ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАТРАТ В ЗАТРАТАХ НА КАЧЕСТВО МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЛИШЬ УСЛОВНО, ТО РАЗМЕР МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОДДАЕТСЯ ПРЯМОМУ СЧЕТУ.

С ЦЕЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, НАДО РАЗЛИЧАТЬ БАЗОВЫЕ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ, ОСВОЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЯВЛЯЮТСЯ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ДО МОМЕНТА ЕЕ СНЯТИЯ С ПРОИЗВОДСТВА ИХ НОСИТЕЛЕМ, И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ, СВЯЗАННЫЕ С ЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ И ВОССТАНОВЛЕНИЕМ УТЕРЯННОГО (НЕДОПОЛУЧЕННОГО ПО СРАВНЕНИЮ С ЗАПЛАНИРОВАННЫМ) УРОВНЯ КАЧЕСТВА.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ БАЗОВЫХ ЗАТРАТ ОТРАЖАЕТ СТОИМОСТНУЮ ВЕЛИЧИНУ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА, А ТАКЖЕ ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, ОТНОСИМЫЕ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ИЗДЕЛИЯ ЧЕРЕЗ СМЕТУ ЗАТРАТ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ЗАТРАТЫ НА ОЦЕНКУ И ЗАТРАТЫ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ.

К ПЕРВЫМ ОТНОСЯТСЯ РАСХОДЫ, КОТОРЫЕ НЕСЕТ ПРЕДПРИЯТИЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ, ОТВЕЧАЕТ ЛИ ПРОДУКЦИЯ ЗАПЛАНИРОВАННЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ, ЭКОЛОГИЧЕСКИМ, ЭРГОНОМИЧЕСКИМ И ИНЫМ УСЛОВИЯМ. ДРУГУЮ ЧАСТЬ СОСТАВЛЯЮТ ЗАТРАТЫ НА ИНФОРМАЦИЮ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, НА ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ О КАЧЕСТВЕ ПРОДУКЦИИ, А ИМЕННО: РАЗРАБОТКУ, ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ ПЕРСОНАЛА.КО ВТОРЫМ ОТНОСЯТСЯ РАСХОДЫ НА ДОРАБОТКУ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ, НЕ ОТВЕЧАЮЩЕЙ СТАНДАРТАМ, ТРЕБОВАНИЯМ ПОКУПАТЕЛЯ, НА ПРОВЕРКУ, РЕМОНТ, УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА, ОСНАСТКИ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ, А В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ И НА ОСТАНОВКУ ПРОИЗВОДСТВА. В ДАННУЮ ГРУППУ СЛЕДУЕТ ВКЛЮЧИТЬ ЗАТРАТЫ НА ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, РАЗРАБОТКУ СТАНДАРТОВ, РАСХОДЫ НА ДОКУМЕНТАЦИЮ, НА ПЕРСОНАЛ: ЕГО ПОДБОР, ПОДГОТОВКУ, ОПЛАТУ И Д Р СУЩЕСТВУЕТ ЕЩЕ ОДНА ГРУППА ИЗДЕРЖЕК, КОТОРЫЕ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬ ИЛИ К БАЗОВЫМ, ИЛИ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НОВИЗНЫ ПРОДУКЦИИ. ЭТИ ЗАТРАТЫ НА БРАК И ЕГО ИСПРАВЛЕНИЕ. ИХ ВЕЛИЧИНА МОЖЕТ СУЩЕСТВЕННО КОЛЕБАТЬСЯ И СОСТОЯТЬ КАК ИЗ РАСХОДОВ НА ПРОИЗВОДСТВО ЗАБРАКОВАННОЙ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОДУКЦИИ ПРИ НАЛИЧИИ НЕИСПРАВИМОГО БРАКА ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО К ЭТОМУ ЗАТРАТ НА ЕГО ИСПРАВЛЕНИЕ, ЕСЛИ БРАК НЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ, А МОЖЕТ ТАКЖЕ ВКЛЮЧАТЬ ОПЛАТУ МОРАЛЬНОГО И (ИЛИ) ФИЗИЧЕСКОГО УЩЕРБА, НАНЕСЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЮ НЕКАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ. В ПОСЛЕДНЕМ СЛУЧАЕ ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ, А ТОЧНЕЕ ЕГО ОТСУТСТВИЕМ, МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ ВЕСЬМА ВЕЛИКИ.ПРИ ЭТОМ ИЗДЕРЖКИ ГРУППЫ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ, ВОЗНИКАЮТ КАК В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА, ТАК И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ – В СФЕРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ. ЭТО ПРЕДЪЯВЛЯЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ О КАЧЕСТВЕ, КОТОРАЯ МОЖЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПОВЛИЯТЬ НА МИНИМИЗАЦИЮ ЗАТРАТ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ БРАКА И ЕГО ИСПРАВЛЕНИЕ.ОЧЕВИДНО, ЧТО ПОСКОЛЬКУ ЗАТРАТЫ НА СОЗДАНИЕ, ПОДДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ИМИДЖА ВЫПУСКАЮЩЕГО ЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОБРАЗУЮТСЯ И НА ПРЕДПРИЯТИИ, И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ НЕОБХОДИМ ИХ ГЛУБОКИЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ.

36. Влияние процесса проектирования на качество конечного продукта деятельности предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: