Рис.1. Элементы внешней и внутренней среды организации |
Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собой и взаимоотношения с внешним окружением. Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. На рис. 1 эти факторы изображены в виде двух кругов, образующих внешнее окружение организации.
1.3. Система менеджмента
В первом круге представлены организации и люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы, общества потребителей и пр. В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним фактором, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие параметры факторов первого круга:
|
|
• сложность рынка. Определяет ли рынок способ, темпы и технологию выполнения работ внутри самой компании? На сколько очевидно то, что надо делать? Можно ли достаточно легко понизить сложность ответных действий с целью преодоления этой сложности?
• степень диверсификации, характеризующая спектр продуктов, клиентов или услуг, предлагаемых на рынке и требующих ответных действий со стороны предприятия;
• определенность и стабильность, помогающие или, наоборот, мешающие предприятию предсказывать ход и темпы изменений на данном рынке;
• соотношение возможностей и угроз на данном рынке, предопределяющее его результирующую оценку для предприятия.
Важный фактор внешней среды первого ряда — конкуренция, которая в современных условиях приобретает новые черты благодаря использованию информационных технологий.
Во втором ряду переменных внешней среды (см. рис. 1) находятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. В их состав входят политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические и климатические факторы. Рассмотрение содержания каждой из этих групп позволяет определить силу и возможное направление их воздействия на работу организации.
Значение факторов внешней среды для развития организации повышается в связи с усложнением всей системы общественных связей и отношений. Их влияние на организацию может проявляться в виде:
|
|
возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации;
Глава 1. Сущность и значение менеджмента
• угроз, характеризующих такие факторы, которые при их реализации
представляют опасность для организации.
В условиях переходного периода, характерных для российских предприятий, учет влияния обеих групп факторов приобретает особое значение, так как со многими из них и в первую очередь с новыми видами угроз руководители предприятий встречаются впервые.