Методические указания. Фактически к середине XIX в

Фактически к середине XIX в. окончательно оформляются основы классической западной педагогики. Именно в этот период происходит интенсивное становление национальных систем образования, закладывается фундамент массовой школы. В процессе изучения темы необходимо обратить на следующие аспекты: экономические, социальные и политические процессы, определившие развитие образования; сущность тенденций в западной педагогике XVII-XVIII вв., получившие распространение в XIX в.; сущность педагогических идей, оказавших огромное влияние на современную практику и теорию образования.

Основные понятия: массовая школа, классическое и реальное образование, формальное и материальное образование, классическая западная педагогика.

Темы творческих работ:

1. Идеи развивающего и воспитывающего обучения Песталоцци и Гербарта.

2. Сущность национальных систем образования в странах Западной Европы и США (по выбору).

Литература:

1. Давыдов В.В. Труды Дистерверга и современная педагогика// Педагогика. – 1992. - №1-2.

2. Дистерверг Ф.В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Изд-ий центр «Академия, 2001.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

5. История педагогики: В 2 ч./ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.

6. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учеб. Пос. – М., 1994 и др.

Семинар 11. Развитие педагогики России XIX в.

Задачи:

· выявить предпосылки реформ в сфере народного образования;

· охарактеризовать педагогические взгляды основоположника русской научной педагогики К.Д. Ушинского;

· определить итоги развития теории и практики российского образования к концу XIX в.

План

1. Реформы образования в России в XIX в (составление таблицы с указанием времени проведения, цели, содержания, результата, значения для развития отечественного образования).

2. Соотношение современного понимания педагогики как науки с ее трактовкой, предложенной Ушинским.

3. Педагогические идеи Н.И. Пирогова, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, используемые в практике современного образования.

4. Сравнение идеи Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля по проблеме свободного воспитания.

5. Почему К.Д. Ушинский является основоположником русской национальной системы воспитания?

6. Каково значение идей Н.И. Пирогова в развитии общественно-педагогического движения в России?

7. В какой степени идея свободы образования укоренилась в современной педагогической теории и практике?

Методические указания:

В XIX в. ознаменовалась в России серией либеральных реформ, проводимых Александром I. Развитие системы образования в России продолжается по западному образцу. В тоже время со второй четверти рассматриваемого периода предпринимаются серьезные попытки выявить и обосновать самобытные черты русской педагогики, раскрыть ее уникальный характер. В процессе изучения данной темы необходимо обратить внимание на следующие моменты: реформы в сфере народного образования в России сменялись контрреформами; огромное влияние на развитие образования в России оказали идеи западной педагогики; отечественная педагогика в рассматриваемый период имеет свой, самобытный характер.

Основные понятия: самобытность российской педагогики, педагогическая антропология, свободное образование, народная педагогика.

Тематика творческих работ:

1.Начальная школа в России.

2.Система подготовки учителей.

3.Как организовать современную школу, творчески используя идеи Ушинского.

4.Педагогические взгляды Н.И. Водовозова.

Литература:

1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М., 1987.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX века. – М., 1990.

3. Богуславский М.В. Слово о Вентцеле// Свободное воспитание. – 1992. - №10. – С.21.

4. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике нач. XX века// Педагогика. – 2000 - №4 – С.63-70.

5. История образования России (в V частях)/ Авторы-сост. Т.К. Ахаян и др.; Пд общ. Ред. Т.К. Ахаян. – Спб., 1997-1998.

6. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. Высш. Учебн. заведений/ Сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд., стереотип.– М.: Изд-ий центр «Академия», 2000.

7. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811-1817 гг.). – М., 1993.

8. Сафонова З.Г. История образования в России: Учебное пособие к курсу «Философия и история образования»: В 2ч. – Оренбург, 1997-1998. И др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: