Фактически к середине XIX в. окончательно оформляются основы классической западной педагогики. Именно в этот период происходит интенсивное становление национальных систем образования, закладывается фундамент массовой школы. В процессе изучения темы необходимо обратить на следующие аспекты: экономические, социальные и политические процессы, определившие развитие образования; сущность тенденций в западной педагогике XVII-XVIII вв., получившие распространение в XIX в.; сущность педагогических идей, оказавших огромное влияние на современную практику и теорию образования.
Основные понятия: массовая школа, классическое и реальное образование, формальное и материальное образование, классическая западная педагогика.
Темы творческих работ:
1. Идеи развивающего и воспитывающего обучения Песталоцци и Гербарта.
2. Сущность национальных систем образования в странах Западной Европы и США (по выбору).
Литература:
1. Давыдов В.В. Труды Дистерверга и современная педагогика// Педагогика. – 1992. - №1-2.
|
|
2. Дистерверг Ф.В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956.
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Изд-ий центр «Академия, 2001.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
5. История педагогики: В 2 ч./ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.
6. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учеб. Пос. – М., 1994 и др.
Семинар 11. Развитие педагогики России XIX в.
Задачи:
· выявить предпосылки реформ в сфере народного образования;
· охарактеризовать педагогические взгляды основоположника русской научной педагогики К.Д. Ушинского;
· определить итоги развития теории и практики российского образования к концу XIX в.
План
1. Реформы образования в России в XIX в (составление таблицы с указанием времени проведения, цели, содержания, результата, значения для развития отечественного образования).
2. Соотношение современного понимания педагогики как науки с ее трактовкой, предложенной Ушинским.
3. Педагогические идеи Н.И. Пирогова, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, используемые в практике современного образования.
4. Сравнение идеи Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля по проблеме свободного воспитания.
5. Почему К.Д. Ушинский является основоположником русской национальной системы воспитания?
|
|
6. Каково значение идей Н.И. Пирогова в развитии общественно-педагогического движения в России?
7. В какой степени идея свободы образования укоренилась в современной педагогической теории и практике?
Методические указания:
В XIX в. ознаменовалась в России серией либеральных реформ, проводимых Александром I. Развитие системы образования в России продолжается по западному образцу. В тоже время со второй четверти рассматриваемого периода предпринимаются серьезные попытки выявить и обосновать самобытные черты русской педагогики, раскрыть ее уникальный характер. В процессе изучения данной темы необходимо обратить внимание на следующие моменты: реформы в сфере народного образования в России сменялись контрреформами; огромное влияние на развитие образования в России оказали идеи западной педагогики; отечественная педагогика в рассматриваемый период имеет свой, самобытный характер.
Основные понятия: самобытность российской педагогики, педагогическая антропология, свободное образование, народная педагогика.
Тематика творческих работ:
1.Начальная школа в России.
2.Система подготовки учителей.
3.Как организовать современную школу, творчески используя идеи Ушинского.
4.Педагогические взгляды Н.И. Водовозова.
Литература:
1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М., 1987.
2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX века. – М., 1990.
3. Богуславский М.В. Слово о Вентцеле// Свободное воспитание. – 1992. - №10. – С.21.
4. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике нач. XX века// Педагогика. – 2000 - №4 – С.63-70.
5. История образования России (в V частях)/ Авторы-сост. Т.К. Ахаян и др.; Пд общ. Ред. Т.К. Ахаян. – Спб., 1997-1998.
6. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. Высш. Учебн. заведений/ Сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд., стереотип.– М.: Изд-ий центр «Академия», 2000.
7. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811-1817 гг.). – М., 1993.
8. Сафонова З.Г. История образования в России: Учебное пособие к курсу «Философия и история образования»: В 2ч. – Оренбург, 1997-1998. И др.